Как работает лондонское метро

Во время последней поездки в Англию мне удалось развирутализироваться Константином Пинаевым, больше знакомого всем по ЖЖ moscowlondon. Он живет в Лондоне с января 2006, работает маркетологом, а вечером превращается в блогера и пишет "Записки Эмигранта" - заметки о жизни в Королевстве, наблюдения (на аборигенами и понаехавшими). По выходным водит пешие туры по Лондону. Если будете в Лондоне, обязательно приходите на его экскурсии, невероятно интересно.

Я уговорил его написать несколько постов про нелегкую жизнь в английской столице, так что в ближайшее время Константин расскажет нам про автомобилистов и парковки, про велосипедистов и общественный транспорт. Сегодня я рад представить его первый пост про лондонское метро, а точнее про работу с пассажирами:



В Москве про метро принято говорить с придыханием. Даже те, кто в метро уже лет 10 не спускались, все равно гордятся московским метрополитеном. В Лондоне дела обстоят немного иначе. Подземку любят и ненавядят. И этот самый шаг от любви до ненависти делают несколько раз в неделю. В масштабах города.

Гордятся, например, тем, что в Лондоне - самое старое метро в мире. Как никак, 150 лет назад Лондон всему миру показал, что поезда можно под землю засовывать. Сейчас это очевидно, а 150 лет назад, когда поезда были паровые, а дым, сажа и гарь оседали в волосах пассажиров даже на поверхности, решение, прямо скажем, не напрашивалось. Так что Лондону действительно есть, чем гордиться.

Но тут есть и обратная сторона медали - метро, которое по всем параметрам подпадает под определение антиквариата, частенько ломается. Я до сих пор помню, как в 2003 году стою у кассы в Лондоне. Мне через окошко объясняют, что пара десятков станций закрыта на выходные по случаю ремонта, а я думаю, что неправильно понял. Мой московский мозг отказывался принимать такую столичную действительность.

А после 7.5 лет в Лондоне даже полностью закрытые ветки метро в выходные не удивляют. Даже не раздражают. Неделю назад говорили об этом с Варламовым и он попросил написать о том, как Лондон живет в состоянии перманентного ремонта подземки. Судя по всему, тема для Москвы все актуальней, поэтому раскрываю :)



Mind the gap... between Moscow and London.
Начнем с того, что на метро в Лондоне ездят почти все. Если вы работаете в центре, то машина - это выбор тех, у кого денег и терпения больше, чем здравого смысла. Причем в разы. Только чтобы въехать в центр, надо заплатить 10 фунтов (примерно 500 рублей). А потом еще 2-6 фунтов (100-300 рублей) в час за парковку. Поэтому почти все ездят на метро. В предыдущем офисе, где я работал, было почти 50 человек. Ни один из них за 5 лет ни разу не приехал в офис на машине. Это я сразу хотел сказать, чтобы читатель не подумал, что все тут на Бентли и Роллс-Ройсах до работы добираются.

Другие метро-страсти-напасти
Старое метро ломается. Но это еще только часть бед. Еще у нас с завидным постоянством случается следующее:
- целые ветки метро дружно бастуют. Точнее так - остается только пара незапрофсоюзенных веток, а вся остальная часть метрополитена выходит за забастовку (у нас социализм, да)
- люди падают (специально и не очень) на рельсы. Расследование в таких случаях проходит дольше, чем в Москве.
- падают листья! Смешно, конечно, но с листьями вечно что-то не так. Чуть осень, листья вероломно нападают на рельсы и вводят в заблуждение электронику. В итоге часовые задержки.
- выпадает снег. Он тоже застигает электронные системы врасплох. Тогда все вспоминают, что лондонская подземка на 55% это на самом деле надземка.

Но самое интересное, что когда метро частично или полностью выходит из строя, не случается полнейшего апокалипсиса, который наблюдается в Москве. Как так получается?

why

Не метро единым
Капитан Очевидность склоняется надо мной и настаивает, чтобы я сообщил всем, что в Лондоне помимо метро есть еще и автобусы. Красные. Двухэтажные.

Пока Кэп не вернулся, расскажу лучше, что не все виды городского общественного транспорта одинаково полезны, но... в данном случае есть одно важное различие между московским и лондонским подходом к этому виду общественного транспорта. В Москве автобусы за редким исключением слоняются по родному району. В Лондоне большинство автобусов едут почти через весь город. У меня в 100 метрах от дома остановка, с которой можно доехать практически до любого места в центре.



Плюс автобусы ходят по специальным выделенным линиям. Поэтому когда ломается метро, это, конечно, засада, но хотя бы можно на автобусе уехать. Я бы на месте Москвы всерьез озаботился планом Б.

Апдейты, апдейты и еще раз апдейты (с) В.И. Ленин
Клинтон как-то посоветовал Блэру в век коммуникаций не стесняться повторять вещи. Мол, когда что-то делаешь, надо сказать, что ты собираешься сделать, потом еще раз сказать, потом сделать и еще 100 раз повторить. И только потом поймешь, что мало говорил об этом.

В плане коммуникаций Transport For London (компания, управляющая транспортом Лондона) - большие молодцы. Они уже давно научились не держать своих пассажиров в потемках.

- Чуть поезд остановился в тоннеле - машинист сообщает, почему остановился и что будем дальше делать. Прошла еще минута - машинист говорит, что новостей пока никаких. Все это сообщается не бурчащим монотонным голосом, а по-человечески.
- На сайте всегда можно найти расписание грядущих закрытий. Причем в предельно доступном формате. Ну, например, так выглядит план работ на эти выходные (выделенные линии - закрыты в субботу и воскресенье):

planned engineering works

- На входе в метро у турникетов есть специальные доски с объявлениями. На них - список линий метро с последними вестями с полей. Напротив каждой из веток может быть одно из следующих сообщений:
 = Good Service (все работает как надо)
 = Minor Delays (небольшие задержки на линии)
 = Severe Delays (серьезные задержки)
 = Part Closures (части линии закрыты)
 = Suspended (линия не работает)
 = Bus Service (специальные автобусы курсируют по маршруту закрытых станций метро)
 = Planned Closure (запланированное закрытие)
 = Reduced Service (увеличенные интервалы между поездами)


Чтобы эти объявления выглядели одинаково на всех 11 ветках и 270 станциях метро и читались на бегу, есть специальное дизайн руководство, в котором прописано все - от цветов фона и шрифтов, до порядка перечисления линий. А в последнее время стали даже мониторы ставить - там все автоматом обновляется.



Табло при входе на станцию:



Шутка, сэр
А еще есть просто доска, на которой работники станций могут оставить важные сообщения пассажирам. На них иногда появляются довольно смешные объявления. Ну например:
"Внимание!
В последнее время участились случаи нападения мышей на пассажиров данной станции. Если вы не хотите стать очередной жертвой Фэррингдонских Мышей, пожалуйста, заправьте штанины в носки."

547567_513930555307988_1453672048_n

Язык
То, как TFL говорят о поломках и закрытиях - это тоже целое искусство. Например, бардак на выходных носит гордое название "Planned engineering works", то есть "запланированные инженерные работы".
Или, например, когда перечисляются ветки, которые закрыты из-за ремонта, в конце списка всегда добавляется: There is a good service on all other underground lines. Все остальные линии работают прекрасно. :)

Креатив для нас является важнейшим из искусств
Ну и, само собой, плакаты! TFL умеют красиво визуально объяснить, что... будет мясо. Чуть больше года назад, например, нам долго и креативно объясняли, что во время Олимпиады будет мясо.

journeys will be affected

В итоге напугали всех так, что весь Лондон разъехался. Таким пустым город никогда не был.

Стало плохо в метро? Вам помогут:


На каждой станции десятки плакатов и объявлений, через которые транспортники общаются с пассажирами.


Вот вам рассказываются о будущих ремонтных работах


Вот объясняют, как перевозить велосипед


А вот здесь хвастаются, что поезда ходят по расписанию




Смотрите под ноги! Можете представить себе такое в нашей подземке?


Есть Вай-Фай


Как надо вести себя на эскалаторе...



Дежурный по эскалатору справки дает!
В этом плане, опять же, Лондонская Подземка проявляет человеческую сторону. Почти все работники метро всегда подскажут, как добраться, проводят, укажут и пожелают хорошей поездки. Это приятно.

Поезд чуть было не был упущен
Это самый, наверное, главный момент. Считается, что в Лондоне чинить метро стали поздно. Что слишком запустили и позволили метрополитену состариться не по годам.

Как только инфраструктура устаревает и начинает ломаться, починить ее и приводить в должный вид, не говоря уж о том, чтобы развивать, - очень и очень непросто. Залатал дырку там - здесь отвалилось. Там подпорочку поставил - тут упало. Вот и приходится догонять и бежать, когда штаны упали.

Поэтому чинить надо еще до того, как все упадет.



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 154
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
В чем с навигацией то проблема? Топологически очень простое, переходы удобные, указатели есть.Лучше чем в среднем.
Совершенно уёбищная навигация в Москве: дурные указатели, расположенные в неудобных места и отсутствие карт метро. Если не знаком с местностью, то замучаешься искать правильное направление. Чтобы понять о чем я надо побывать в Лондонском метро, где все указатели расположены именно там, куда пассажир глаза поднимает. При чем эти указатели заметные и в изобилии. При более запутанной схеме лондонского метро и неудобности многих переходов ориентироваться в нем гораздо проще, само метро чище и более ухожено, хоть и находится в состоянии перманентного ремонта, который никогда не закончится.
Указатели как указатели, ну не всегда совсем под носом, но всегда есть и почти всегда с полным списком станций. И если Вы уж правильно пошли, то сбиться с пути на переходе почти нереально. Московское метро гораздо проще лондонского, заблудиться в нем может только полный идиот, по моему. Живу в Москве уже больше 30 лет и даже в первые годы никаких затруднений не испытывал. Схемы есть в вагонах, причем они крупные, с противоположного ряда кресел схема легко читается, а в Лондоне увы, нужно вставать (рискуя что место займут) и к ней подходить при том, что все равно ничего не видно, Плюс 2 вида карт - полная и только центр. Плюс масса подводных камней типа того, что вроде бы обозначена пересадка, а на самом деле там нужно идти по земле метров 300. Ну типа пересадки с DLR Tower Gateway на Tower Hill. И вообще предсказуемость пересадок очень низкое, некоторые еще приемлемые. некоторые очень длинные, на схеме это никак не обозначено. Еще бывают параллельные линии когда к одной платформе подходят поезда разных линий

В Лондоне был раз 10 уже, последний раз в июне, может там и больше информации, но с учетом запутанности их метро там ее все равно не хватает.
В московском метро не блуждаю, но по пять минут порой стою на платформе и репу морщу в какую сторону податься, особенно если у станции два выхода на расстоянии полкилометра друг от друга. На табло наименования станций сбиты в кучу, к тому таких табло всего по два на платформу. Те указатели, что на стенах тоннелей часто закрыты потоком людей, наглядной цветовой дифференциации по веткам на табло нет. Вот так и ловишь себя постоянно на мысли, что в этом месте должен висеть указатель и в этом и т.д. Карманной карты метро просто так не найдешь, не купил - считай пропало, схемы по одной на целую станцию.
В Лондоне метро запутаннее, но определиться с правильным направлением можно задолго до нужного поворота, плюс конкретно стрелки показывают куда идти, чтобы попасть куда хочешь. DLR - это уже не Underground, тут наоборот надо отдать должное бритам, что станции метро и легкой ж/д приближены к друг другу (там не 300 метров, а буквально за углом римской стены от станции метро - Tower Gateway). В лондонском метро карты всегда можно бесплатно прихватить на входе, затем на каждой платформе висит как минимум 2 или 3 полноразмерных карты (чисто метро и метро+DLR+Overground). В каждом вагоне небольшая схема метро расположена возле каждой двери и крупно схема станций отдельной линии над головами пассажиров по обе стороны с обозначением возможных пересадок.
И система оповещения работает постоянно, я не говорю о том, что работника метро всегда можно на платформе поймать и выспросить что да как.
В общем можно спорить, но московскому метрополитену есть, что перенять и внедрить с пользой для пассажиров.
До сих пор не могу понять - 21й век, а Москве все тетки операторы эскалаторов в будках сидят - вот спрашивается нахера они нужны при современных технологиях?
Не соглашусь. Чтобы понять куда идти обычно нужно пройти до ближайшего указателя, метров 10-20 не больше. Вам ведь по сути нужно выход от перехода отличить. А указатель на стене напротив платформы читается с любого места - Вам то он обычно для определения направления он нужен, а направление на центр сразу видно по табличкам пересадок. Вся информационная поддержка, карты и прочее в Москве просто не нужны - вполне хватает карт в вагонах, ну может быть большие схемы на станциях повесить на вход, уж не помню есть ли они или нет, как то не видел в них потребности уже лет 20. Московское метро слишком очевидно. А лишняя символика на многих станциях просто повредит их архитектурному облику. В Лондоне же уродовать нечего вот и вешают флажки где попало. И там уж точно заблудишься без всех этих флажков.

Насчет Tower Gateway может быть немного преувеличил, но гугл дает только по поверхности 170 метров, а сколько там от платформы до платформы это нужно еще посмотреть.

Про схему в вагоне я уже писал - она настолько мелкая, что пользоваться ей я могу с большим трудом. Равно как и буклетами, там слишком мелкий шрифт. И часто вы используете в Москве календарики со схемой? Они вообще как то мало популярны иначе хотя бы продавали бы их на каждом углу. Я помню когда еще школьником первый раз в Москву собирался очень гордился что купил книжку записную со схемой метро, а папа мне сказал, что не нужна она, там схемы в каждом вагоне. И я быстро убедился, что он был прав, книжку эту я практически не доставал. Схему линии с пересадками в вагоне и в Москве обычно вешают, вот правда в последнее время иногда на рекламу стали заменять. Но нормальная схема в вагоне все решает.

Тетки на эскалаторах оно да, но уж лучше пусть в будках, чем на пособии будут. Помаленьку, я думаю, заменят их.
Значит буклеты для вас мелковаты, а указатель за 20 метров в самый раз :) А как быть близоруким, которым эти 10-20 метров надо продираться сквозь толпу, и плодить новую толпу, вместо того, чтобы поднять голову.
Ладно, каждый остается при своем. Будете в Лондоне - пишите, на пленере продемонстрирую, что с картами в вагонах и с навигацией в метро в целом все обстоит отлично. Как и с удобными вагонами с полированными мастикой полами, кстати, и многим другим. Руководству Московского метрополитена давно пора задуматься над модернизацией.
Вы не подумайте, я сам крайне пророссийски настроен, но тут контраст на лицо.
Надписи "Выход в город" или "Переход на ..." пишут аршинными буквами, их издалека видно. Да, согласен, что иногда хочется, чтобы надпись была прямо перед тобой, но не всегда она уместна по эстетике.

В Лондоне бываю часто, но недолго. При очередной поездке попробую законтактировать с Вами. Я уже написал, что ММ скорее рестайлинг информационный нужен, чем какие то серьезные реформы. Основной бич ММ это уровень шума на самом деле, вот где радикальные меры нужны, остальное правится просто и приложится. По шуму мы, я не исключаю, мировые лидеры. ММ скопировано вроде бы с Нью-Йоркского в свое время, там я слышал тоже с этим проблемы, но уверен, что меньшие.
Вообще с этим Tower Gateway полный идиотизм - ведь очевидно же, что когда продляли DLR до Банка нужно было сделать полноценную станцию в тоннеле прямо под или над Tower Hill с нормальной пересадкой, а Tower Gateway закрыть вместе с куском линии. Нет же, сэкономили и сделали это аппендикс, в котором интервал по 10 минут и который реально только снижает пропускную способность линии выкусывая из нормального трафика часть поездов, которые должны были идти на Банк. В Москве такое решение даже вообразить невозможно.
Возможно, но там историческая застройка и если бы вы заглянули в дворик неподалеку от Tower Hill, то увидели бы фрагментище древнеримской стены в отличном состоянии, это помимо других listed buildings. А вы предлагаете все это тупо снести ради нормальной пересадки. Я понимаю, что в Москве целый Китай-город в свое время снесли и не охнули, но надо все-таки трепетнее относиться к историческим объектам, а не только о материальном думать.
В Лондоне тоже много чего посносили. Я бы даже сказал что сильно больше, чем в Москве. Но я совсем не про то, тоннель то в сторону банка как раз под Товер Хиллом проходит, если смогли построить тоннель то можно было и станцию врезать без каких либо работ на поверхности, технологии такие есть уже 100 лет как, было бы просто чуть дороже. Опять таки Товер Хилл там уже есть, значит все равно есть какой то периметр в котором уже нет ничего исторического. В крайнем случае можно было бы старый Товер Хилл раскопать и перестроить.