Интернет-гипермаркет «Утконос»
-=РЕКЛАМА=- Публикация оплачена -=РЕКЛАМА=-
Первый раз онлайн доставкой я воспользовался 10 лет назад. Тогда это был какой-то монитор, который в интернете стоил дешевле, чем на радио-рынке. До сих пор помню, как я переживал, а вдруг принесут бракованный, а вдруг гарантия будет левая? А что если обманут? Тогда покупать что-то через интернет было и вправду необычно. Постепенно я привык, что технику покупать можно смело. Потом в мой список проверенных товаров, которые можно заказывать онлайн, добавились билеты, книги, цветы. Но вот еду всегда было заказывать страшно. А вдруг принесут просрочку? А если мясо будет несвежее? Это же не пицца, которую съел и забыл или выкинул. Наполнение холодильника - это святое. Здесь нельзя ошибиться.
Я обычно продукты покупаю раз в неделю в крупном гипермаркете. Уходит на это 3-4 часа. На меня как-то странно действуют все эти огромные магазины с кучей людей. Я становлюсь рассеянным, невнимательным. Долго выбираю продукты, прохожу по 10 раз мимо одних и тех же полок. Пополнее домашних запасов всегда было очень неприятной процедурой и я всегда откладывал этот ритуал на самый последний момент.
Однажды решил попробовать заказать онлайн. На формирование заказа ушло довольно много времени. Привезли, вроде все хорошо. Конечно здесь нужен особый подход, нужно перестроиться. Ведь многие продукты в магазине ты покупаешь случайно. Понравилась упаковка? Кинул в корзину. В интернете случайностей не бывает. Здесь надо знать, что ты хочешь. В итоге разобрался, втянулся. На заказ продуктов стало уходить 5 минут.
И тут ко мне обращается представители интернет-гипермаркета "Утконос" с предложением сделать про них пост. Вдвойне приятно, когда к тебе обращается компания, к которой раньше неоднократно обращался ты. В итоге съездили с
Димой Чистопрудовым на склад, посмотрели, как все работает, как формируются заказы и как хранят продукты.
Итак, начинаем экскурсию по складу онлайн магазина продуктов!
С самого начала работы компании и до последнего времени доставка была организована таким образом, что заказы комплектовали на складе, развозили по магазинам, а оттуда доставляли покупателям. Уже с нового года планируется постепенный переход к новым технологиям, которые предусматривают прямую доставку товаров со склада покупателю. На данный момент таким образом собирают пока 5-10% заказов. Уже в ближайшем будущем розничные магазины будут закрыты, и "Утконос" превратится полностью в онлайн-магазин.
Всего в распределительном центре компании (он же - суперсовременный склад) 7 этажей. Сбор заказа начинается с верхнего.
Здесь комплектовщик загружает ящики для продуктов в контейнеры (они на колесиках, и я сам бы назвал их тележками). В ящики укладывает пакеты, в которых потом окажутся те самые продукты, что вы заказали.

Красные ящики – для продуктов, не требующих хранения в холодильнике, и сопутствующих товаров. Зеленые – для охлажденных продуктов (таких, как мясо и овощи). Синие – для замороженных.
Зеленые и синие термоящики предварительно охлаждают до нужной температуры, а после их заполнения закрывают крышкой.

Когда комплектовщик спускается по специальному пандусу на 6 этаж, он попадает в зону хранения небольших партий не очень популярных товаров. (Например, «Игрушка "Кабан "Бекон" большой со звуком». http://www.utkonos.ru/item/12219/1379974s1/ Надо кому?).

Каждый этаж склада для удобства передвижений поделен на «улицы» и «переулки».

В процессе сборки заказа комплектовщик перемещается на лифтах. Их целых 24 штуки! Очень удобно, что при нажатии кнопки вызова у каждого из лифтов зажигаются лампочки. Над лифтом зеленая – значит жди, приедет. Красная – кто-то уже на нем катается.


На Алкогольной улице освещение лучше – это значит, что здесь ведется усиленное видеонаблюдение.

Кроме сухого вина на 5-м этаже хранят и сухие продукты. «Сухим» на этом складе называют все то, что надо хранить при температуре не выше 25°С.
Товары не сортируют как в обычных магазинах (крупы, например, не обязательно будут лежать на соседних полках), их только разделяют по температурному режиму и делят на пищевые и остальные.
За смену выпивают до 4 коробок соков и воды. Жажда сотрудников объяснима – комплектовщики передвигаются по складу очень быстро, так как зарплата зависит от количества собранных заказов.
У каждого места есть свой номер.

Цифры рядом со штрих-кодом означают следующее: 5 этаж, 3-я улица, 22-й переулок, правая (вторая) сторона, (01 –используется только на 6 этаже) – 4-е полка, 4-е место.
Холодильники есть на 5, 3 и 2 этажах, во всех неодинаково холодно. Для сохранности молочной продукции устанавливают температуру в 2-3 градуса, для овощей от 5 до 15.

Замороженным продуктам обеспечивают -18°С и для транспортировки их упаковывают в термоящик с сухим льдом.

Всем процессом на складе управляют с помощью специального программного обеспечения. Каждый комплектовщик снабжен Универсальным Терминалом Комплектовщика, сокращенно УТК. Отсюда и название компании!

УТКа, как её называют работники, состоит из терминала с дисплеем и сканера штрих-кодов, который крепится на руку комплектовщика. Информация на терминале постоянно обновляется – на территории всего склада работает Wi-Fi.
На дисплее терминала высвечивается полное пошаговое руководство по сборке заказа. При всем желании комплектовщик не сможет забыть порядок укладки ящиков и пакетов, и обязательно найдет номер места необходимого товара.

Все на складе промаркировано штрих-кодами. Порядок действий такой: сначала сканируют номер места товара, потом сам товар, а уже затем - ящик, в который положат заказанное. Программа сразу отмечает, что новый пункт добавлен к заказу.

На 3-м этаже помимо складских улиц есть фасовочный цех. В нем сортируют и маркируют овощи и фрукты.

На 2-м этаже расположен отдел дорогостоящих товаров, которые комплектовщику выдают через окошко.

Это финальный этап комплектации заказа. После него ящики пломбируют и загружают в транспортный контейнер для отгрузки.

Около 10% заказов проверяют перед отправкой на правильность комплектации, а товар в заказе - на соответствие качеству. Проверка производится в произвольном порядке, также могут проверить заказы определенного магазина или комплектовщика.

Например, сотрудник какого-либо магазина жалуется на то, что докторская колбаса постоянно пропадает на пути со склада к ним. В этом случае заказы всего магазина ставят на проверку. Когда в следующий раз приходит жалоба о недостаче, просматривают видеозапись проверки, проведенной на складе оператором-контролером. После чего можно будет с уверенностью сказать, действительно ли колбасу по ошибке не положили в заказ или кто-то в магазине страсть как любит воровать докторскую колбаску.

Если оператор–контролер в ходе проверки обнаружил некондиционный товар, то его изымают из корзины, а заказ корректируют. Но покупатель, к сожалению, узнает об этом только тогда, когда заказ привезут к нему. Такой товар отмечают в товарном чеке и он, естественно, не оплачивается.
Далее транспортные контейнеры загружают в автомобили, в которых и привозят заказы покупателю.

Сейчас доставку осуществляют около 100 грузовых автомобилей и 180 легковых.
Но уже на данный момент закуплены и частично оборудованы новые автомобили.

Количество машин планируют увеличить до 400. Автомобили будут вмещать меньше контейнеров, чем грузовик. Все будут оборудованы холодильными установками и из распределительного центра ездить прямо к покупателю.

После возвращения на склад все ящики моют и отправляют снова на 7 этаж.


Около 1,5% заказов по разным причинам не доезжает до потребителя. Иногда покупателя не оказывается дома, иногда люди просто отказываются от доставки.
В этом случае весь товар перебирают, скоропортящиеся продукты выбрасывают. Овощи и фрукты тщательно проверяют. Кондиционные расфасовывают по новой.

Отдельно хочу сказать про прием товара от поставщиков.
Все тщательно проверяют. Например, когда нам проводили экскурсию перед съемкой, приемщики проверяли коробочки с помидорами черри. Так вот, они внимательно осмотрели каждую помидорку в каждой коробочке!

Помимо визуальной проверки товар проходит проверку на температурный режим при перевозке и калибр. Оказывается, для каждого овоща и фрукта есть свои собственные стандарты. Например – мандарины определенного сорта могут быть только определенного диаметра, и никак иначе.
Если приемщики обнаруживают несоответствие, то вызывают сотрудника отдела контроля качества. Тот проверяет (иногда даже пробует!) товар и может вернуть негодный продукт поставщику.

Общая организация работы в распределительном центре производит впечатление: везде висят инструкции, для всего есть четкий регламент, за выполнением которого строго следят. Естественно, ведется видеонаблюдение. Следят очень тщательно не только за людьми, но и за температурным режимом в охлаждаемых частях склада, чтобы продукты были и целыми, и свежими.

Еще раз убедился, что ничего страшного в заказе продуктов через интернет нет. Надо только сделать первый шаг. Единственный минус "Утконоса" сегодня - это сбои с доставкой. Иногда переносят сроки или опаздывают. Надеюсь в следующем году компании удастся это исправить. А вот система контроля качества и хранения продуктов намного лучше, чем в обычных супермаркетах.
В обычном магазине все рассчитано на то, чтобы обмануть покупателя. Например, первыми на полке идут товары с истекающим сроком годности. Чтобы найти хорошие овощи, нужно перерыть несколько коробок. Различные маркетинговые ухищрения, когда недорогие товары ставят на самые неудобные позиции и тд. Да вы и сами знаете.
В интернет-магазине пощупать и выбрать продукты нельзя. С одной стороны это минус. Но с другой, здесь магазин играет на твоей стороне.
Ведь если ты купил гнилой помидор или просроченную сметану в обычном магазине, ты сам виноват, надо было лучше выбирать. В интернете однозначно будет виноват магазин. Поэтому он первый заинтересован, чтобы клиенты были довольны и получали хорошие и свежие продукты. И у "Утконоса" это получается хорошо. За все время нашей дружбы серьезных нареканий по качеству еще не было.
✈️ Друзья, я запустил путеводители по городам. В них я рассказываю о лучших местах с вином в Амстердаме, о шедеврах архитектуры в Берлине и правилах безопасности в Израиле. И конечно, в путеводителях много картинок — более 200 в каждом из них! Так что, если вы соскучились по постам из моих путешествий, выбирайте путеводитель на сайте.