Баран не спасёт от лёгкого метро
В прекрасном Нур-Султане (если кто не помнит, это бывшая Астана) решили возобновить всеказахскую стройку лёгкого метро. Первой жертвой астанинского LRT стал баран. Подрядчик объяснил, что это дань казахским и исламским традициям:
Но, я боюсь, в таком деле баран, даже мёртвый, Нур-Султану не помощник. Просто в какой-то момент столица Казахстана свернула не туда и вместо современного общественного транспорта выбрала трубу, в которую улетают все деньги.
Труба здесь метафорична, потому что метро пытаются построить не подземное, а на эстакаде, примерно как в Дубае. Но деньги вполне реальны, причём огромные.
Вообще, система LRT в Астане многострадальна. Её должны были начать строить ещё 10 лет назад, но внезапно кончились деньги. В 2013 году Назарбаев даже собирался прикрыть проект LRT из-за его дороговизны и заменить лёгкое метро на BRT, то есть скоростные автобусы – что, кстати, было бы для Астаны намного полезнее.
Но в 2015-м кто-то из казахских чиновников рассказал об этих незначительных трудностях коллегам из КНР. В проект тут же влились три китайские компании, а Банк развития Китая предоставил Казахстану 1,9 млрд долларов сроком на 20 лет.
Но строительство всё затягивалось. Оно началось только в 2017 году, а в 2019-м вновь было остановлено из-за финансовых проблем. Тогда же проект пересмотрели и удешевили. Количество станций было сокращено с 18 до 11, число составов – с 19 до 12, интервалы движения поездов решено было увеличить с 3 до 10 минут. То есть метро ещё даже не запущено, а они уже похерили саму идею метрополитена. За счёт этого, а также выпуска внутренних облигаций и возвращения части долга Китаю, проект подешевел до $1,45 млрд. Но это всё ещё очень дорого.
То ли это имиджевый проект Назарбаева, то ли хитрые китайцы пролоббировали вечную стройку, но в столице Казахстана до сих пор не отказались от идеи пустить вагоны по эстакадам за нереальные деньги.
Формат LRT (вернее, его зачатки) в Астане появился по одной-единственной причине: власти очень боялись отобрать у автомобилистов – в том числе у самих себя – две полосы движения. Поэтому теперь они тратят кучу денег на дорогую и бесполезную хуету. Итак, почему LRT – это плохо?
1. Даже "лёгкое" метро крайне дорого строить и обслуживать.
2. Проблемы с доступностью станций. Пассажирам надо добираться до относительно редких станций и тратить время на подъём и спуск. Хотя они могли бы с удобством сесть в трамвай на обычной остановке.
3. Эстакады портят облик города.
4. Если систему требуется расширить или отремонтировать, это тоже очень дорого. А ещё движение на прилегающих улицах надолго перекрывают, что должно очень порадовать тех самых водителей, которые выступают против трамвая.
Нур-Султан – город, где куча свободного пространства, и ничто не мешало построить там сеть скоростного трамвая. Это было бы и дешевле, и эффективнее, и намного реалистичнее.
Как выглядит Астана прошлого и настоящего:
Как мог бы выглядеть Нур-Султан будущего:
Но город с бараньим упорством цепляется за LRT. Теперь вот подрядчик решил зарезать барана, чтобы хоть что-то построилось.
Вместо того, чтобы признать ошибку, снести все эстакады и начать строить нормальный трамвай на широченных магистралях Нур-Султана, они продолжают строить мертворождённое неэффективное говнище.