Тамбов мечтает о стрёмном будущем без троллейбусов

Фото: Александр Олейников / TransPhoto

В жизни большинства систем электротранспорта в России наступает такой момент, когда приходит крепкий хозяйственник и заявляет, что трамвай или троллейбус – медленный и морально устаревший вид транспорта, который только сосёт деньги из бюджета. Поэтому сейчас мы быстренько всё позакрываем и отдадим самые прибыльные маршруты частникам на "ГАЗельках" и ПАЗиках.

Именно по такому пути решил пойти ещё один российский город – Тамбов. Но интересна здесь не столько абсурдная идея пересадить всех с удобного городского транспорта на убогие маршрутки (нового для России, согласитесь, здесь не сильно много), а аргументация местных чиновников при закрытии троллейбусных маршрутов и при обсуждении планов уничтожения троллейбусной сети как таковой.

Самые идиотские причины для закрытия троллейбуса из Тамбова:

1. Оптимизация и экономия средств

Здесь, пожалуй, ничего нового. Самая частая причина в России – нежелание вкладывать деньги в транспорт. По этой причине в 2016-м году в Тамбове отменили популярные троллейбусные маршруты 1 и 6, заменив их автобусами. На остальных маршрутах с 2016 по 2020 годы постепенно сокращали количество машин на линии . В городе постепенно оставались лишь те троллейбусы, которые ходят редко и не пользуются большим спросом (видимо, чтобы потом можно было сказать, что закрывают их, поскольку никто не ездит).

2. Коронавирус

Перенесёмся в 2020 год. Уничтожение троллейбуса в городе "по экономическим причинам" идет далеко не первый год, но именно в 2020-м город пробивает очередное дно, начав закрывать троллейбусы по самой нелепой причине, которая только может быть, – коронавирус! Вот сообщение с официального сайта о закрытии троллейбуса 8 в октябре:

В связи с ухудшением ситуации по распространению коронавирусной инфекции временно прекращается движение по троллейбусному маршруту № 8-м «Ж/д вокзал – ТЭЦ».

Как вы понимаете, "временно" – понятие растяжимое. Вместо того, чтобы транспорт пускать в городе чаще, исключив тем самым толкучку в салоне, в Тамбове просто уничтожили троллейбусный маршрут! Пожалуй, самая неэффективная мера против распространения коронавируса из всех принятых в стране.

3. Маршрутки рулят

И, наконец, мы пришли к закономерному результату планомерной работы по уничтожению электротранспорта в Тамбове. Депутаты городской Думы как раз в эти жаркие дни обсуждают тему сохранения и развитии электрического транспорта в городе. Вернее, тему уничтожения электротранспорта. Директор МУП «Тамбовгортранс» Игорь Ярцев представил детальный отчёт перед депутатами, который должен расставить все точки над i. Оказывается, можно просто распилить троллейбусы, продать оборудование и землю, а на вырученные деньги купить "автобусы малой вместимости". А иначе никак – всё дорого. Профит! Вот так сетевое издание "Независимый публицист" пересказывает доклад чиновника:

"Сейчас по Тамбову курсируют 8 троллейбусов, работают 3 подстанции, чьё состояние оставляет желать лучшего. Между тем, имеющиеся сети могут обслуживать двадцать пять – двадцать восемь троллейбусов. Для нормальной работы старые подстанции надо заменить на новые модульные (75 млн. руб.), провести замену девятнадцати километров кабельных сетей (95 млн. руб.), 60-70 км контактных проводов из-за изношенности на 80% (53 млн. руб.), закупить новые троллейбусы (1 троллейбус = 18 млн. руб.). В общем потребуется 896 млн. руб., чтобы сохранить и развить этот вид транспорта [хочу обратить ваше внимание, что ещё полгода назад речь шла про 600 миллионов].

От утилизации комплекса инфраструктуры можно получить прибыль в размере 35 млн. руб. Деньги можно потратить на покупку автобусов малой вместимости.

По словам чиновника, сейчас трудно купить новые троллейбусы. Их не выпускают в РФ. Электроэнергия становится дороже день ото дня".

Круто же?! Заменить троллейбусы на несколько небольших автобусов или маршруток – это именно то, что сейчас нужно Тамбову! Делайте больше транспортных душегубок. Любому человеку в здравом уме понятно, что если в один "автобус малой вместимости" помещается 15-30 пассажиров, а в один обычный троллейбус или автобус – 120, то эффективно решить проблему перемещения людей с помощью малых автобусов не выйдет. Но в Тамбове, похоже, действительно хотят превратить город во что-то такое:

Небольшие автобусы могут быть в тех районах, где очень низкий пассажиропоток. Например, в частном секторе. Но дублировать ими маршруты нормального транспорта — это глупость.

Сейчас власти города совершат очередную большую ошибку, если дальше раскрутят тему "невыгодного троллейбуса" и всё-таки его уничтожат. И дело ведь даже не только в маршрутках – троллейбус лучше, экологичнеее, удобнее, чем простой автобус.

Здесь важно понимать, что даже если есть какие-то проблемы с контактной сетью, то привести ее в порядок проще и дешевле, чем уничтожить полностью всю систему и построить её потом с нуля. Сейчас есть персонал, который умеет обслуживать технику и контактную сеть, есть водители троллейбусов, есть накопленный опыт эксплуатации электротранспорта, но уничтожив троллейбусную систему, всё придется создавать с нуля (если, конечно, превращение города в маршруточный ад – это не долгосрочная стратегия властей).

В то время как другие российские города закупают новые российские и белорусские троллейбусы, в Тамбове рассказывают, что этот вид транспорта нынче в дефиците и больше не продается!

К сожалению, власти города очень хотят превратить свой город в такой же транспортный ад, как Тверь или Владивосток. Почему-то решения, которые с успехом применяются в современных городах по всему миру, Тамбову кажутся смешными.

Арнем, Нидерланды

Женева, Швейцария

Лион, Франция

Сиэтл, США

Ну да, ну да. Автобусы малой вместимости на популярных маршрутах выглядят однозначно лучше:

Городам на постсоветском пространстве досталось невероятное наследство, ведь в СССР троллейбус развивали как нигде в мире. И если за инфраструктурой нормально следить, то в городе будет современный и удобный общественный транспорт, не загрязняющий окружающую среду. Электротранспорт сегодня активно развивают и во всем мире, понимая, что за ним будущее.

Но Тамбов вовсю хохочет над этим недалёким миром, массово возрождающем системы электротранспорта, и делает ставку на маршрутки и небольшие автобусы. Но что тут поделаешь, у Тамбова свой особый путь, вот только приведёт он не в светлое будущее, а в стрёмную транспортную жопу.