В Марокко крутые вокзалы и скоростные поезда, а у вас нет

С моего возвращения из Марокко прошло больше месяца, а я только сейчас разобрал последние фотографии :)

Они, наверное, расстроят кого-нибудь. Потому что сегодня я покажу вам современные скоростные поезда и вокзалы, а также расскажу, как преображаются марокканские города.

01. Это пути современного трамвая, которые подходят к главному вокзалу Касабланки! Никакой стихийной парковки, никакого мусора и алкашей. Никаких чебуречных и пивных. Да, в Касабланке не один крутой вокзал, а целых два!

02. А вот посмотрите, как марокканцы работают с историческим наследием. Справа старый вокзал, который не снесли, а просто построили рядом большой современный. У нас почему-то так не умеют.

В России, скорее, старое здание просто бы снесли, а на его месте построили бы какое-нибудь говно. И далеко за примером ходить не надо – вспомните ту же Самару, где стоял прекрасный вокзал 1876 года постройки:

Что с ним сделали? Правильно, просто снесли и поставили на его месте безвкусную стекляшку:

03. Но в Марокко делают иначе. Вокзал Casa-Voyageurs был построен ещё при французах в 1923 году, но марокканцы не стали его сносить 2010-х, когда решили строить новый.

04. Старое здание осталось на своём месте, хоть сейчас оно и не работает по своему прямому назначению.

05. С другой стороны вокзала большая площадь с хорошим благоустройством. Сюда приходят гулять и отдыхать жители соседних домов с детьми. Оказывается, вокзал может не быть зоной отчуждения.

06. Вокзал Casa-Voyageurs возвели совсем недавно во время строительства первой в Африке высокоскоростной железнодорожной магистрали Касабланка–Танжер. Здание спроектировано архитектором Касабланки Ясиром Халилом и консорциумом итальянских компаний с опытом проектирования железнодорожных объектов. В будущем протяжённость скоростной железной дороги планируют увеличить с существующих 323 до 1500 километров. Обсуждается даже вариант пуска поездов по тоннелю в Испанию!

07. Удивительное дело, в Африке скоростные железные дороги есть, а в России их не могут построить уже несколько десятилетий!

08. Везде доступная среда. На любой этаж вокзала и на платформы к поездам можно без проблем добраться на инвалидной коляске без посторонней помощи.

09. Здесь нет рамок, нет случайной торговли. С магазинами и кафе вообще всё очень цивилизованно – они здесь есть, но вам нет необходимости проходить через торговые ряды, чтобы добраться до платформы.

10. Торговля не мешает движению пассажиров. Сам вокзал расположен над путями, поэтому к поездам нужно спускаться.

11. На высокоскоростной линии ходят французские двухэтажные поезда Alstom, которые могут разгоняться до 320 км/ч. Путь в 323 километра до Танжера поезд преодолевает за 2 часа 10 минут, делая несколько остановок по пути. В будущем время планируют еще сократить. Для сравнения, на машине до Танжера пришлось бы ехать 3,5 часа. Конечно, эта история была бы не про Марокко, если бы современный скоростной поезд не оказался весь в грязи – транспорт здесь мыть, видимо, не принято.

12. Зато внутри чисто и удобно.

13. Стоимость билетов до Танжера от 149 дирхамов (примерно 1250 руб.) за второй класс до 243 дирхамов (2040 руб.) за первый. Ближе к дате отправления билеты становятся дороже.

14. Вокзалы на пути следования все новые и были спроектированы разными архитекторами. В 2011 году был объявлен международный конкурс на определение облика железнодорожных станций. В основном вокзалы проектировали марокканцы совместно с европейскими компаниями, по большей части итальянскими.

15. На границе городов Рабат и Сале поезд проезжает мимо строящейся "Башни Мухаммеда VI", названной в честь короля страны. Небоскрёб после завершения строительства в 2022 году должен стать самым высоким в Африке. Его высота составит 250 метров, спроектировали архитекторы Рафаэль де Ла-Хоз и Хаким Бенджлон.

В башне будет 55 этажей, где будут как офисы и апартаменты, так и роскошный отель.

Фото: Rafael de la-Hoz Arquitectos

16. А это уже вокзал Танжера. Несмотря на то, что старое здание было построено лишь в начале нулевых, его тоже оставили, построив новый терминал для высокоскоростных поездов поблизости. Вокзал спроектирован марокканским архитектором Юсефом Мелихи.

Раньше здание было поменьше. Впрочем, оно стоит и сейчас рядом с новым терминалом.

Фото: mustapha_ennaimi / Wikipedia

17. Танжер отделяет от Испании всего 14 километров. Портовый город весь прошлый век переходил под контроль то одной страны, то другой. В разные периоды он управлялся Францией, Испанией, Великобританией, Италией, Португалией и Бельгией. Неудивительно, что город впитал в себя все эти культуры. Танжер стал точкой притяжения для художников, музыкантов, дипломатов и преступников. Здесь бывали Rolling Stones, писал свои картины Анри Матисс.

18. Сегодня это крупный портовый город на севере страны, в котором проживает больше миллиона человек. Здесь есть современные набережные и пляжи, новые жилые дома и офисы, а также неплохие общественные пространства.

19. С набережной, говорят, в хорошую погоду можно разглядеть испанский берег.

20. Пляж, песок, солнце, море!

21. Вообще, стоит заметить, город очень чистый и во многом выглядит по-европейски. Вот, например, старый город:

22. Все дома в одном стиле, на фасаде не развешаны кондиционеры, а вот спутниковые тарелки на крышах есть.

23. Театр, посвященный Мигелю де Сервантесу, который построили испанцы ещё в 1913 году. Сейчас он не работает. Внутрь, к сожалению, попасть сложно – возле здания бродит охранник и смотрит за тем, чтобы в этот прекрасный театр никто не забрался.

24. Старые улочки полностью переделывают: меняют дорожное покрытие, делают люки, новую канализацию, обновляют фасады зданий. Несмотря на то, что город сейчас действительно выглядит очень аккуратно, к самой реконструкции есть вопросы. Дело в том, что теперь везде одинаковые двери, ставни, навесы. Причем одинаковые не только в Танжере, но и по всей стране. Теряется дух старины.

25. Некоторые улицы стали похожи на какие-то декорации для туристов, где не так много осталось уникальных исторических деталей.

26. А ведь это старый город с лабиринтами из узких улочек.

27.

28. Было бы здорово, если бы у них работал свой аналог фонда "Внимание", который бы не позволил лишить Танжер исторических деталей.

29.

30. Старый город до сих пор окружен остатками каменного вала. Большая часть его была построена во время португальского правления, реставрационные работы проводились уже позже.

31. Марокканцы несут стройматериалы для дальнейшей перестройки старого города.

32. До некоторых районов реставрация еще не дошла. Гулять по ним интереснее.

33.

34. Марокканцы сейчас обновляют и морскую инфраструктуру – в 40 километрах от города в 2007 году открыли крупнейший порт на Средиземном море и в Африке. А вот это уже новый порт для рыболовецких судов в самом Танжере, открытый королём Мохаммедом VI совсем недавно, в 2018 году:

35. Паромный терминал в Испанию. Сейчас, понятное дело, пассажирские перевозки не осуществляются, но в доковидную эпоху отсюда можно было добраться до испанского города Тарифа.

36. Море, аккуратные дома, ровные прибрежные дороги. Так сразу и не скажешь, что находишься в Африке.

37. Давайте немного покажу старый город, куда еще не добрались марокканские реставраторы.

38. Здесь ещё не вылизаны витрины магазинов, не вставлены одинаковые двери и ставни.

39. Типичная мусульманская Африка, но при этом, стоит заметить, достаточно аккуратная.

40. Легендарные французские лавочки. Почему легендарные? Дело в том, что они встречаются по всему миру – в самой Франции, почти во всех её бывших колониях, просто в дружественных странах. Они есть в Африке, есть на Карибских островах. По таким лавочкам можно понять, что здесь были французы. Вы их могли видеть чуть выше на фотографиях набережной в самом Танжере.

Почти такую же лавочку я видел недавно в островном государстве Сент-Люсия, до которого почти 6 тысяч километров от Танжера.

41. Обновление города продолжается – снова что-то копают.

42. Интересно, через несколько лет что-то останется от оригинального города?

43. Здесь еще сохранились прекрасные исторические подъезды. Некоторые их них, правда, разрушаются

44. Городские улицы Танжера.

45. Вполне себе Европа.

46.

47. Особенно если не обращать внимание на некоторых назойливых местных жителей, которые хотят показать город / провести до нужного места / заказать такси / показать лучший отель / сказать по секрету название хорошего ресторана.

48.

49. Ладно, давайте возвращаться из северного Танжера в Касабланку.

50. Хочу показать вам напоследок здешние трущобы – самое то после роскошного города, построенного для туристов.

51. Небось, думаете, здесь будет настоящий африканский ад, где кругом грязь и антисанитария?

52. А вот и нет! Даже трущобы в Марокко выглядят достаточно чисто, несмотря на бедность проживающих здесь людей.

Понятное дело, что жить здесь тяжело, но сравните с тем, как выглядят трущобы в Найроби:

53. Чувствуете разницу?

54.

55. Лачуги в трущобах выглядят неважно, но всё же крайняя нищета здесь почеловечнее что-ли. У многих есть спутниковые тарелки. Возможно, со временем власти приведут в порядок и эту территорию.

56. Маяк эль Ханк. При большом желании на него можно подняться и изучить изнутри, если договориться со смотрителем.

Иногда маяк раскрашивают, но сейчас он одноцветный.

Фото: DanMcLean / flickr.com

57. Побережье Атлантического океана

58.

59.

60. Великая мечеть Хасана II – самая крупная в Марокко и одна из крупнейших в мире. Открыли её тоже относительно недавно, в 1993 году.

61. Всё же Марокко – удивительная страна. Она очень быстро меняется и обновляется. Здесь строят небоскрёбы, высокоскоростные железные дороги, автомагистрали, пускают современные европейские трамваи и приводят в порядок города. Да, есть проблемы с качеством, по-прежнему достаточно много бедных, но кто бы мог подумать еще пару десятилетий назад, что североафриканскую страну в плане развития городской среды можно будет ставить в пример российским городам? Но сегодня нам действительно есть чему поучиться у марокканцев.