May 1, 2021

Парклеты – это именно то, что вам сейчас нужно!

С каждым днём на улице становится всё теплее, люди выбираются из душных квартир в город... и упираются в бесконечную парковку. К сожалению, очень часто вместо приятной прогулки у нас приходится маневрировать между людьми, которые идут по узким тротуарам, и машинами, которыми заставлены почти все улицы. Несмотря на появившиеся в последние годы общественные пространства, далеко не каждый город России может похвастаться наличием у себя комфортной пешеходной улицы с большим количеством точек притяжения, с лавочками и летними верандами.

Сегодня даже на центральных улицах крупных городов приходится гулять вдоль припаркованных вдоль тротуара машин.

А ведь исправить текущее положение вещей очень просто, причем для этого не требуется много денег, не нужно даже перестраивать дороги или перекладывать плитку – достаточно разрешить парклеты!

Про парклеты пишу не впервые, но в наших городах их по-прежнему нет! Напомню, что парклет – это небольшая общественная зона, которая создаётся на парковочной полосе и представляет собой логическое продолжение тротуара. Зачастую это деревянная платформа, которую монтируют на одной высоте с тротуаром кафе или ресторан, находящийся поблизости. На ней могут быть скамейки, клумбы, обеденные столики или шахматные столы. Казалось бы, что может быть проще?

Но почему-то у нас поставить парклет практически невозможно. И дело не в том, что у нас какой-то другой другой климат бизнес, который не хочет отбирать место у машин, – просто возведение парклетов у нас не регламентировано на законодательном уровне и за их установку можно поплатиться – это ж захват проезжей части! Почти экстремизм!

При этом желание создавать комфортные общественные зоны на месте парковок есть.

В апреле федерация рестораторов и отельеров России совместно с экспертным центром Probok.net попросила мэрию Москвы выделить часть парковочного пространства на городских улицах для обустройства временных летних кафе и мест для отдыха. Годом ранее подобные предложения звучали от питерских рестораторов, которые написали петицию в Смольный с просьбой разрешить им использовать примыкающие к ресторанам и кафе парковочные места для создания летних веранд. Но пока ничего не изменилось – власти продолжают игнорировать проблему.

А ведь парклеты могли бы легко преобразить многие наши города, сделать их более уютными и человечными. И далеко за примером здесь ходить не нужно. В Петербурге можно встретить вот такой своеобразный "парк на колёсах":

Фото: Аркадий Гершман

Это, конечно, не парклет, но близкая к нему реализация. Впервые это "парк" появился в прошлом году. Это проект "На парковке парк" от художника Ильи Кулешова, урбанистки Ольги Мнишко и сообществ Plants for friends и "Зелёный Петербург".

Фото: Аркадий Гершман

Не поверите, но мир от этой зелёной зоны на месте очередной машины не рухнул! Зато улица стала немного уютнее.

Фото: Аркадий Гершман

Да, пока это лишь скамейка с растениями в прицепе, но представьте себе, что можно сделать, если прямо сейчас разрешить делать нормальные парклеты! Российские города уже к лету тогда будет не узнать – улицы станут не хуже европейских или американских!

Фото: Frida Möller / Studio Emma Svensson.

Парклет может быть исключительно сезонным или относительно постоянным, но в любом случае это не капитальное строительство, а потому его обустройство стоит значительно дешевле, чем полноценное общественное пространство.

Первые парклеты в мире появились больше 10 лет назад и сегодня они продолжают набирать популярность. Некоторые города и страны не только разрешают создавать подобные летние общественные пространства, но даже поощряют бизнес. В Роттердаме, например, кафе, ресторанам и владельцам бизнеса на первых этажах разрешено самовольно захватывать парковочные места под парклеты. А в Нью-Йорке парклет можно установить по заявке и даже получить на него финансирование от города!

Вдумайтесь, на одном машиноместе в центре города помещается лишь один автомобиль, в то же время на его месте можно поставить несколько столиков, где смогут комфортно разместиться до 5-8 человек!

На эту тему было много исследований, и все они показали, что бизнес ничего не теряет, если вдруг лишается источника постоянного шума и вони перед своей витриной. Напротив, чем более дружелюбной к пешеходам становится улица, тем больше людей заходит в магазины и кафе.

Так почему бы не предоставить возможность самому бизнесу решать, как использовать ближайшее парковочное место?!

Это же здорово, когда можно прийти в центр города и отдохнуть среди зелени за чашкой кофе! Очень надеюсь, что очень скоро власти Москвы, Петербурга и других российских городов наконец перестанут бояться полноценных парклетов, и у нас тоже будут крутые общественные зоны вместо машин.