Как потратить миллиард на чепуху: инструкция из Нижнего Новгорода

Коллаж: "Городские проекты"

В 2018 году "Уралтрансмаш" представил полностью низкопольный трамвай 71-415. Вагоны поехали на тестовые испытания в разные города России. В Череповце новый трамвай задымился во время движения, в Челябинске – застрял на рельсах.

Фото: Антифактор / TransPhoto

Через какое-то время вагоны были отправлены обратно. Сейчас их постоянно эксплуатируют только в Нижнем Тагиле.

На "Уралвагонзаводе" (а именно в него входит "Уралтрансмаш") подумали и решили, что неплохо бы ударить по кривым рукам ретро-дизайном! Заодно можно продать вагоны подороже тем мэрам, для которых трамвай – это не современный магистральный общественный транспорт, а ностальгическая игрушка в автомобильном городе.

И что вы думаете? Мэры, конечно же, повелись!

В конце 2020 года ретро-трамвай 71-415Р показали губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, и он купил по одному такому для Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Технически это тот же самый 71-415, только с деревянными скамейками и стоит дороже, причём намного.

Фото: Никита Григорьев / TransPhoto
Фото: "Уралтрансмаш"

Ретро-трамваи понравились не только Куйвашеву, но и мэру Нижнего Новгорода Юрию Шалабаеву. Поэтому он решил купить 11 таких вагонов в лизинг почти за миллиард рублей. Переплата за ретро-стиль составит 220 млн рублей, то есть по 20 миллионов за каждый вагон.

Инфографика: "Городские проекты"

Как обнаружили "Городские проекты", каждый ретро-вагон обойдётся городу примерно в 86 млн рублей. Вагоны приобретаются в лизинг на 5 лет. С учётом стандартной ставки лизинга Сбербанка общая переплата составит 50% за 5 лет.

Без учёта переплаты по лизингу один вагон в ретро-стиле стоит порядка 57 млн рублей. При этом Нижний Тагил закупил ту же модель трамвая 71-415 в стандартной комплектации, и каждый вагон обошёлся в 37 млн рублей.

Фото: Капитан / TransPhoto

То есть администрация Нижнего Новгорода переплачивает 20 млн рублей за каждый трамвай лишь из-за ретро-дизайна. С учётом лизинга сумма переплаты вырастет уже до 330 млн рублей. За эти деньги в лизинг можно приобрести дополнительно 6 стандартных вагонов той же модели.

В качестве альтернативы можно купить около 13 вагонов модели 71-911 ЕМ "Львёнок" (по цене закупки в Ульяновске) или около 27 вагонов модели 71-623 (по цене закупки в Краснодаре).

Кстати, сам по себе "ретро-стиль" – тоже сомнительная штука.

Фото: "Уралтрансмаш"

Чтобы трамвай был "ретро", мало вставить ему в нос круглую фару и установить в салоне деревянные скамейки. В Милане, например, до сих пор работают более 100 трамваев Ventotto, построенных в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Причём это не какие-то туристические вагоны, они выходят на линии наряду с современными трамваями.

Если бы администрация сейчас закупила "обычные" современные трамваи, да ещё и без лизинговой переплаты в 50%, на сэкономленные деньги можно было бы найти и отреставрировать несколько настоящих трамваев тех моделей, которые ходили в городе в советское время. Это было бы куда полезнее для города с точки зрения туристической привлекательности.

В общем, я надеюсь, что мэр Нижнего Новгорода включит здравый смысл и откажется переплачивать 330 миллионов за ненастоящие ретро-трамваи.