Бесплатный транспорт не решит ваши проблемы

Что вы думаете про бесплатные автобусы, троллейбусы и трамваи? Не нужно переживать про стоимость проезда при передвижении по городу, экономия семейного бюджета, да и некоторые автомобилисты готовы будут отказаться от своей машины в пользу общественного транспорта, что разгрузит дороги и сделает город комфортным для жизни. Не жизнь, а сказка!

Но в реальности всё происходит несколько иначе.

Многие из вас уже знают, что в соседней Эстонии в ряде регионов местные жители уже много лет не платят за общественный транспорт, а город Таллин так вообще стал первой европейской столицей, где автобусы и трамваи сделали полностью бесплатными для жителей, причем произошло это в уже далёком 2013 году. Нельзя сказать, что решение принималось лишь с целью разгрузки улиц от машин – Таллин попросту захотел, чтобы жители пригородов зарегистрировались в нём и платили налоги в местный бюджет. Как бы то ни было, со временем бесплатный проезд появился не только в столице, но и в регионах, да и действовать он продолжает по сей день. А что там с разгрузкой улиц от машин?

Как оказалось, сам по себе бесплатный общественный транспорт не способен заставить людей отказаться от личного автомобиля. В то время как траты на автобусы и трамваи в Эстонии значительно увеличились, количество пассажиров осталось практически неизменным.

Согласно недавно подготовленному аудиторскому отчёту, даже несмотря на то, что спрос на общественный транспорт вырос, более половины жителей эстонских уездов, в которых ввели бесплатный проезд, всё ещё продолжают ездить на работу на личном автомобиле. В отчёте идёт речь как про экономические предпосылки реформы, так и подходы к транспортному планированию. На эту тему в этом месяце вышел материал ERR Новости, который перевели и адаптировали "Городские проекты".

Да, введение бесплатного проезда действительно позволило на пару лет остановить отток пассажиров из общественного транспорта — однако новых пользователей это не привело. Количество поездок в 2019 году по сравнению с 2018-м увеличилось, но в первую очередь за счёт тех, кто и так пользовался общественным транспортом – они просто стали ездить чаще.

Всего в 2019-м году для поездок на работу общественный транспорт выбирали 20,6% эстонцев — это даже на 2% меньше, чем в 2014-м. По сравнению с поездками на личном автомобиле, общественный транспорт Эстонии всё еще не так привлекателен, как личный автомобиль.

Количество пассажиров не выросло, а вот бюджетные траты — практически удвоились! Если в 2017 году они составляли 21,9 млн евро (почти 2 миллиарда рублей), то в 2019-м – уже 43,1 млн евро. Прогнозы показывают, что такими темпами к 2024 году затраты на общественный транспорт Эстонии будут составлять 64,6 млн евро в год!

При этом у аудиторов возникли претензии к сети маршрутов, которая не отражает потребностей людей. Впрочем, экономически выгодное планирование маршрутов в Эстонии затруднено из-за низкой плотности населения во многих регионах. Запуск регулярных маршрутов автобусов в таких условиях приводит к медленным длинным маршрутам и полупустым автобусам. Такие маршруты дорого обслуживать: средние затраты на одного пассажира на одних маршрутах составляют 6,31 евро, а на других — превышают 100 евро (то есть, чтобы один эстонец доехал из пункта А в пункт Б, государство тратит больше 100 евро).

Помочь общественному транспорту Эстонии, как следует из того же отчёта, могли бы новые маршруты, более соответствующие нуждам людей, иные варианты мобильности, более чёткие правила финансирования, а также общенациональная билетная система.

Иначе говоря, эстонский опыт показывает, что бесплатный общественный транспорт — не панацея и он не может рассматриваться в качестве единственного способа сделать города привлекательными с последующим уменьшением роли в них личного автомобиля. Да, бесплатные автобусы могут отчасти повлиять на общую транспортную ситуацию, могут решать какие-то еще задачи (как привлечение налогоплательщиков в Таллин), но без других мер нанесёт больше вреда, чем пользы. Ведь кроме того, что городу придется больше выделять средств на субсидирование транспорта, подобные меры могут еще и уничтожить мотивацию городских властей улучшать качество работы автобусов, троллейбусов или трамваев. А зачем? Транспорт и так бесплатный – ездите на том, что дают и не вякайте!

В конечном итоге ничего бесплатного не существует, за халяву всегда кто-то платит. Гораздо важнее для любого города удобство маршрутов и пересадок между ними, количество единиц техники и время ожидания на остановке, комфорт подвижного состава, наличие выделенных полос и альтернативные способы передвижения, в том числе хорошая велосипедная и пешеходная инфраструктура, — всё это лишь в комплексе способно решить транспортные проблемы и сделать передвижение комфортным.

При подготовке поста были использованы материалы "Городских проектов".