March 25, 2021

Суэцкий канал: как один корабль замедлил Землю

Фото: FBN Raiger / MarineTraffic.com

Администрация Суэцкого канала в четверг, 25 марта, сообщила, что навигация по каналу приостановлена до тех пор, пока не удастся "освободить" сверхбольшой контейнеровоз Ever Given.

Напомню, что огромное 400-метровое судно компании Evergreen, способное перевозить до 20 тысяч морских контейнеров, застряло в Суэцком канале утром 23 марта. Причём не просто застряло, а село на мель, перегородив русло на участке 151-й километр.

Фото: @fallenhearts17

Контейнеровоз шёл под панамским флагом из Шэньчжэня (Китай) в Роттердам (Нидерланды). Согласно заявлению Evergreen, примерно в шести морских милях от южного конца канала судно, вероятно, столкнулось с внезапным порывом сильного ветра, который заставил его отклониться от курса и сесть на мель.

В итоге образовалась огромная "пробка" из судов, которые должны были проследовать через Суэцкий канал.

Сначала на это мало кто обратил внимание, поскольку администрация канала надеялась, что быстро разберётся с ситуацией. Но за два дня проблему решить не удалось. Сейчас контейнеровоз Ever Given пытаются вызволить 8 буксиров по принципу "тяни-толкай".

Фото: Suez Canal Authority / Facebook

Пригнали даже экскаваторы, чтобы сделать подкоп, но всё тщетно.

Фото: Suez Canal Authority / Facebook

Я не эксперт, но, честно говоря, мне сложно представить, как порыв ветра может сдвинуть с курса такую громадину. Тем более не в открытом океане, а в узком канале. Может, капитан или лоцман просто уснул? И вообще, разве за этим не автоматика следит?

Капитан Тимур Рудов согласен с версией, что на самом деле судно было обесточено и из-за этого потеряло управление.

Поскольку все системы корабля зависят от электричества, в этом нет ничего удивительного. Как вы понимаете, обычным штурвалом на мускульной силе рулить таким монстром не получится. Рулевые машины тоже приводятся в действие электродвигателями. Если те отключаются, управлять кораблём становится невозможно, особенно если он в этот момент совершал поворот. Когда судно обесточено, на нём может запуститься аварийный дизель-генератор, но для этого должно пройти какое-то время – скажем, 30 секунд. А за это время корабль вполне мог сесть на мель и глубоко врезаться в берег канала.

К чему вообще может привести блокировка Суэцкого канала? Петер Бердовски, глава компании Boskalis, которая будет освобождать контейнеровоз, говорит, что операция может занять "дни или недели". Это означает, что канал останется перекрытым на неопределённое время.

При этом с каждой стороны канала сейчас скопилось около 100 судов. Простаивание большого корабля обходится зафрахтовавшим их компаниям в сумму от 20 до 60 тысяч долларов в сутки (в зависимости от типа судна и его величины). Это почти наверняка приведёт к подорожанию импортных товаров, в том числе для россиян.

Перевозчики могут либо ждать открытия канала, либо отправлять суда в обход Африки – а это дополнительные 4600 миль, задержка грузов и большие затраты, которые, опять же, вызовут рост цен на транспортируемые товары.

Кстати, через Суэцкий канал проходит до 10% мирового объёма торговли нефтью. Прямо сейчас там застряли танкеры, перевозящие более 10 млн баррелей, причём четверть из них – российская нефть. В результате инцидента цена на нефть марки Brent вчера подскочила более чем на 6%. Сегодня, правда, она снижается.

Тут появилась информация, что перед тем, как сесть на мель в Суэцком канале, контейнеровоз Ever Given "нарисовал" хуй в Красном море.

Как думаете, может, это диверсия?