March 20, 2021

Мундари: жизнь кочевников среди коров в чистом поле

Одна из моих основных целей посещения Южного Судана – посмотреть воинственное племя мундари, известное своими невероятными обрядами. Это одно из многих племен, живущих в регионе. Объединяет их сильная зависимость от своих коров – крупный рогатый скот является самой большой ценностью, пожалуй, для всех племён, но среди мундари это заметно особенно сильно.

С одной стороны, у мундари всё как у других местных племён: мужчины пасут коров, женщины и дети работают в деревне. Чтобы жениться, каждый мужчина должен предложить семье своей невесты выкуп в виде коров. За скот мундари даже не против повоевать с соседними племенами.

С другой же стороны, образ жизни мундари сильно отличается от племен, про которые я писал раньше. Мундари не строят дома и хижины, у них практически нет палаток, а спят они прямо рядом со своими коровами. Стоит заметить, что отношения мундари с коровами заходят дальше обычного скотоводства.

Мундари так любят своих коров, что шокируют этим неподготовленных европейцев. Например, они пьют коровью кровь, красят волосы в желтые, омывая их коровьей мочой, а иногда даже вступают с коровами в некое подобие сексуальных отношений.

1. Когда я говорил, что мундари даже спят среди коров, я не шутил. За исключением младенцев и беременных женщин, для которых иногда возводят небольшие палатки, все спят на улице. Здесь действительно люди ведут кочевой образ жизни. Все самые необходимые вещи лежат прямо не земле, а всё свободное время мундари проводят на улице.

2. Днём в деревне в основном можно встретить лишь женщин и детей – почти все мужчины уходят пасти коров.

3. Оставшиеся в деревне люди собирают коровий навоз в кучи, после чего вечером их поджигают.

4. Если днём дыма мало и ходить можно без проблем, то ближе к закату им заволакивает абсолютно всё поселение, из-за чего запах стоит такой, что хочется куда-нибудь подальше убежать. Мундари жгут навоз, чтобы греться и отгонять комаров как от себя, так и от своего скота.

5. Днём в деревне животных встретить практически невозможно. По большей части лишь бегают дети, которые собирают коровий навоз днём, и доят коров, когда те возвращаются в деревню.

6. Мундари наносят на себя золу от сгоревшего коровьего навоза – это один из способов защититься от комаров. Золой здесь также чистят зубы, поскольку она обладает дезинфицирующими свойствами и убивает бактерии.

7. Для мундари очень важна музыка. В одной лишь деревне удалось заметить по меньшей мере 3 музыкальных инструмента.

8. В частности, музыку мундари используют для коммуникации с коровами.

9. Из-за большого количества песка вокруг, а также из-за того, что мундари наносят на тело золу, их одежда выглядит достаточно неряшливо, особенно по сравнению с топоса и ларим.

10. Но вместе с тем это не означает, что мундари всегда ходят в пыли и не умеют красиво одеваться.

11. Удивительное дело, но люди в первобытных африканских племенах хорошо умеют подбирать цвета и одеваются в общем-то очень стильно, при этом одежда почти всегда разная. Обратите внимание на шрамы на лбу – три параллельные метки с каждой стороны, которые обычно наносят мундари во время инициации.

12. Посмотрите, какая яркая у девушек одежда!

13. Встречаются и современные майки. И современное оружие, конечно. Куда ж племени без него?

14. Как вам такой образ военного?

15. А такой?

16. Возможно, вы уже успели обратить внимание, в деревне повсюду забиты колышки. Они нужны для того, чтобы ночью привязывать к ним коров, когда они возвращаются с пастбища. Что интересно, каждая корова знает, где её колышек. На самом деле именно из-за коров у мундари и столько оружия.

17. Воинственному племени приходится постоянно охранять скот от захватчиков, поэтому пастухи даже спят со своим стадом, не снимая рук с заряженных автоматов, ведь в сухой сезон за коровами мундари могут прийти люди из соседнего племени. Впрочем, и сами мундари не прочь увести коров у соседей.

18. Молодые люди из племени практически никогда не уходят в город, разве что те, кого отправляют туда учиться.

19. Большинство же мундари не умеют даже читать и писать.

20. Да и взрослые, будучи без образования, не видят особого смысла отправлять учиться своих детей, когда и в поселении нужны рабочие руки.

21.

22. Когда наступает вечер, в деревню начинают возвращаться мужчины вместе с коровами. Что интересно, у мундари настолько трепетное отношение к коровам, что их редко даже убивают на мясо. Основа рациона племени – молоко, йогурт, коровья кровь.

23. Есть даже ощущение, что коровы для мундари важнее, чем люди, и что племя живёт ради коров, а не наоборот. Коровам делают массаж, тщательно прорабатывая каждый сантиметр этих гигантов, а каждое утро мальчишки мундари стимулируют им клитор своим ртом. Во-первых, считается, что от этого корова будет давать больше молока. Во-вторых, она быстрее забеременеет.

24. Пастухи вернулись с работы. Вроде как первобытное племя, но в то же время на руках можно заметить часы, а рядом виден мобильный телефон.

25. К слову, это и есть дом мундари. Как уже сказал, палатки у племени только для беременных и младенцев. Для всех остальных улица и есть дом.

26. Отдыхают на улице.

27. Работают тоже на улице.

28. Да и спят там же.

29. Если ночью становится слишком холодно, то, опять же, можно прижаться к тёплой корове.

30. Несмотря на наличие современной одежды и оружия, жизнь племени сегодня не сильно отличается от той, что была несколько тысяч лет назад.

31. Осовременить мундари довольно сложно. Племя оказалось отрезано от привычных очагов цивилизации, до него не дошел ислам, который изменил уклад жизни многих африканских племен.

32. Более того, сейчас и не совсем понятно, стоит ли как-то влиять на мундари со стороны. Уклад их жизни построен вокруг коров, но смогут ли они выжить иначе?

Хоть мундари и не очень известное племя, в последнее время к нему стали возить отдельных туристов, которые ищут диковинку. С точки зрения антропологов, это может оказаться опасным. Нередко такие племена превращаются в потемкинские деревни, где люди устраивают первобытные шоу на потеху туристам. На деле же они теряют самобытность, привыкая к благам извне.

В этом году один из мундари уже стал мировой звездой тиктока. Речь о парне, которого блогер Мария Арзамасова угостила шоколадом и выложила видео в тикток. Звездой соцсетей мундари стал благодаря своей красоте, но людей интересовала и его "первобытная" реакция на шоколад.

33. При этом нужно понимать, что сейчас племя способно в той или иной степени обеспечивать себя самостоятельно за счет привычного им образа жизни.

34. Непонятно даже, нужна ли племени благотворительная помощь, ведь, получая ее, мундари могут отучиться выживать самостоятельно, после чего станут беспомощными. Стоит в таком случае им лишиться поддержки извне, как племя просто исчезнет.

35. Кстати, еще одна деталь по поводу уклада жизни и самообеспечения. Стоимость одной коровы примерно 500 долларов. А теперь представьте, сколько может стоить целое стадо лишь в одной деревне, если его численность может достигать тысячу коров!

36. "Бремя белого человека" – этот термин вошел в употребление после появления одноименного стихотворения Редьярда Киплинга. Там он призывал белых людей, видимо, своих соотечественников британцев, посылать, цитирую, "своих сыновей на службу темным сынам земли", чтобы "править тупой толпою то дьяволов, то детей".

37. Киплинга позже заклеймили имперцем и шовинистом, но вопрос об ответственности развитых стран перед менее развитыми никуда не делся.
Одни утверждают, что нельзя трогать самостоятельно живущие племена и нарушать их жизненный уклад. Другие указывают на тысячи жизней, спасённых благодаря прививкам, лекарствам, еде и воде, которую предоставляют африканцам богатые страны.

38. Но что может произойти с мундари в отрыве от привычного им образа жизни мы увидели в лагере беженцев. Часть мундари были вынуждены покинуть свои деревни и живут сейчас в лагере.

39. Должен сказать, что это одно из самых странных мест, которое мне приходилось видеть за последнее время. Сначала может показаться, что лагерь как лагерь. Стоят палатки, живут беженцы, гуляют домашние животные.

40. Бегают дети, отдыхают или чем-то заняты их родители.

41. В то же время вдруг внезапно понимаешь, что лагерь построен на кладбище и люди живут среди могил. И если в одних местах эти могилы хотя бы огорожены,

42. то в других они расположены прямо около палаток, а иногда и внутри них.

43. Выглядит всё это, честно говоря, дико.

44. Многие могилы уже частично либо полностью разрушены.

45. Всё из-за того, что здесь никто на этот счёт не парится.

46. Могилы используются детьми для игр. Они по ним бегают, прыгают, бросают в них камни и ломают.

47. Надгробные плиты здесь используют как место для хранения вещей... пока они полностью не развалятся.

48. Вокруг валяется мусор, а некоторые могилы в буквальном смысле используются в качестве туалета.

49. Неподалёку при этом происходит приготовление пищи.

50. Играют дети. Ну да, для чего ещё нужны кресты?

51. Наверное, если долго здесь живёшь, то в какой-то момент просто перестаёшь воспринимать лагерь как кладбище.

52. Сам лагерь при этом существует уже порядка 10 лет, то есть он уже превратился в постоянное поселение.

53. Сразу двойня!

54.

55. Не удивительно, что здесь сломаны многие надгробия.

56. Могилы используются как место для хранения вещей и разведения домашних животных.

57. А еще крест, похоже, может быть удобным стулом.

Вопрос, который возникает, когда смотришь на жизнь племён: можно ли изменить их жизнь? Можем ли мы, люди из развитых стран, чем-то помочь этим племенам, или лучше не вмешиваться? Такие споры ведутся уже больше ста лет, но ответа до сих пор никто не дал. Антропологи скажут, что архаичные сообщества лучше оставить нетронутыми, а врачи укажут на тысячи мертвых детей, которым не хватило какого-то банального лекарства.

Желание помочь страдающим людям естественно. Но нельзя закрывать глаза на вопрос о том, почему они живут своей нынешней жизнь, и имеем ли мы право в нее вмешиваться.