Миллениалы изобрели плацкарт!

Фото: Siemens

Как вы помните, несколько лет назад РЖД заявили, что скоро (вроде как с 2025 года) перестанут закупать плацкартные вагоны, а все старые вагоны этого типа заменят на новые.

Идея с заменой, по-моему, вполне здравая. Плацкартные вагоны предыдущей компоновки производились с середины 1960-х годов. И хотя они универсальны и просты в обслуживании, они уже морально устарели. В новых лучше проработано каждое место по отдельности: есть пресловутые шторки, всякие ящички, индивидуальные лампы и столики и т.д. Кроме того, в них предусмотрен душ, кулер и вендинговые аппараты. Но в целом интерьер этих вагонов выглядит громоздко, а сами они стали ещё теснее.

Фото: gre4ark
Фото: gre4ark

Есть ли смысл полностью менять плацкартные вагоны на купейные, я не знаю. Видимо, перед РЖД поставили задачу научиться выживать без госсубсидий, и компания хочет как можно скорее избавиться от "эконом-класса". Интересно будет посмотреть, что к 2025 году станет с пассажиропотоком.

Тем временем в Европе происходит невероятное: миллениалы изобрели плацкарт!

Австрийские железные дороги (ÖBB) купили у "Сименса" 13 спальных поездов Nightjet, которые будут использоваться на маршрутах из Австрии и Германии в Италию. В течение года ÖBB закажут ещё 20 таких составов. Ожидается, что поезда выйдут на линии к концу 2022 года.

Фото: Siemens

В ближайшие годы Австрия собирается инвестировать в ночные поезда около 500 миллионов евро. Министр по охране климата Леонора Гевесслер очень гордится тем, что Австрия "является законодателем мод" среди стран ЕС в том, что касается ночных поездов. Согласно заявлению ÖBB, именно ночные поезда этой компании перевозят больше всего пассажиров в Европе.

Каждый поезд Nightjet состоит из 7 вагонов – двух сидячих, трёх плацкартных и двух спальных.

Фото: Siemens
Фото: Siemens

Причём помимо стандартного плацкарта (который как раз немного напоминает новые вагоны РЖД) там будут так называемые "мини-номера" для тех, кто путешествует в одиночестве. В самом деле, больше всего это похоже на какой-то капсульный отель.

Фото: Siemens

В спальных вагонах будут двухместные купе классов "стандарт" и "люкс". Причём свой душ и туалет установят не только в люксах, но и в каждом стандартном купе.

Фото: Siemens

Все вагоны, кстати, низкопольные, а отсеки внутри них – безбарьерные.

Вообще, если границы когда-нибудь откроют, то это довольно крутая новость для путешественников из России. Особенно для тех, кто любит поезда и/или боится летать.

Долгое время в Европе были сложности с ночными поездами. Классических плацкартов в нашем понимании там мало. Есть простая сидячка в поездах разной скорости, типа "Сапсанов" и "Ласточек". Есть сидячие купе – как в "Гарри Поттере" и "Евротуре" (ну или в нашем "Невском экспрессе"). Есть старые спальные купе разной компоновки. Например, с тремя полками одна над другой и собственным умывальником внутри. Такие раньше можно было встретить в поездах Москва – Берлин, не знаю, остались ли они ещё. Есть разные извращения типа плацкартных вагонов с шестиместными отсеками – такие попадаются в Польше.

К тому же, за поездку в спальном вагоне в ЕС очень любят взять раза в два больше денег, чем за перелёт в экономе. А австрийцы, видимо, решили подемпинговать.

Фото: Siemens

Как вам такие инновации? Или купе всё-таки лучше? А может, вы из тех снобов, кто всегда летает и не готов 12 часов делить замкнутое пространство с плебеями?