Парковки заставляют вас ездить на автомобиле
Разбудите любого заядлого автомобилиста в России, спросите, чего ему не хватает в жизни, и он ответит – парковки. Удивительно, но многие до сих пор думают, что можно обеспечить всех бесплатными парковочными местами, поэтому автомобилисты прям требуют превратить незанятое у многоэтажек пространство в безжизненные поля с автомобилями. Им кажется, что как только у каждого жителя появится по куску асфальта под домом, так сразу наступит счастье.
Так вот, ответственно заявляю: не наступит! На самом деле здесь обратная ситуация – строительство парковок, во-первых, провоцирует людей покупать больше автомобилей, а во-вторых, заставляет их меньше передвигаться пешком, реже использовать велосипед и общественный транспорт.
То есть само возведение парковок стимулирует езду на автомобиле – такой вывод можно сделать, прочитав исследование ученых Калифорнийского университета. Дальше текст "Городских проектов":
Существует множество исследований, которые доказывают: люди, которые живут в плотной застройке, реже ездят на автомобиле. Однако долгое время было неизвестно, связано ли это с тем фактом, что те, кто изначально не любит ездить на машине, специально селятся в районах с хорошим общественным транспортом.
Впрочем, к публикации готовится новая статья, где наконец находят этому объяснение. Её главный вывод: чем больше строить парковок, тем больше люди будут ездить на автомобиле.
Доказать причинно-следственную связь учёным из двух кампусов Калифорнийского университета удалось благодаря случайной выборке — в неё попали участники лотерей на доступное жильё в Сан-Франциско. В этих лотереях могут участвовать домовладения с годовым заработком до 118 тысяч долларов (около 8.9 млн. рублей), поэтому результаты исследования применимы не только к тем людям, которые с трудом могут наскрести деньги на автомобиль.
По результатам посвящённых транспортным привычкам опросов жителей 2654 домовладений в почти 200 построенных с 2002 года жилых комплексах, авторы исследования выявили связь между количеством доступных парковочных мест и уровнем автомобилевладения:
Как отмечают авторы исследования, «у жителей зданий, где предусмотрено как минимум одно парковочное место на квартиру, более чем в два раза выше уровень владения автомобилями, чем у тех, кто живёт в домах без парковки». При этом на карьерные перспективы жителей домов наличие или отсутствие парковки никак не влияет. Учёные не нашли связи между количеством парковочных мест и занятостью жителей домов.
При этом большее количество парковочных мест, как выяснили учёные, приводит к увеличению числа поездок на автомобиле и более редкому использованию общественного транспорта (как и велосипеда, и частоты ходьбы пешком).
В свою очередь, качественная организация общественного транспорта и удобная среда для пешеходов и велосипедистов помогают людям сделать выбор не в пользу поездок на автомобиле.
Получается, что не только люди, которым нравится ходить в магазины, выбирают себе место жительства возле магазинов, но и наоборот — жизнь возле магазинов стимулирует людей чаще ходить пешком и меньше ездить на автомобиле.
Новое исследование доказало: если изменить подход к застройке городов — изменятся и привычки людей. В конце концов, Амстердам тоже не всегда был таким, как мы его знаем сейчас — именно решение «откатить» проавтомобильное послевоенное развитие позволило ему стать тем городом для людей, какой он есть сейчас.
Чем больше парковок, тем больше люди ездят на автомобиле. В свою очередь, чем качественнее организация общественного транспорта и удобней среда для пешеходов и велосипедистов, тем автомобиль используется реже. Понятное дело, что полностью отказаться от парковочных мест невозможно, но может пора уже пересмотреть приоритеты в развитии городов и уделять внимание не только автомобильной инфраструктуре?
При подготовке были использованы материалы Sightline и "Городских проектов".