Каир: бараны, стаканы и эстакады

Ещё вчера гулял по Каиру, а сегодня засыпаю в Кампале, столице Уганды. Ещё вчера были пыльные грязные дороги и бесконечные пробки, а сегодня... да и сегодня! Каир, конечно, удивительный город. Как вообще можно было развести такой пиздец у подножья пирамид? Тысячи лет назад люди творили чудеса, а сегодня не могут даже наладить работу общественного транспорта и уборку мусора. Измельчал человек. Пирамиды уже не по зубам.

01. Удивительно, конечно, как в таком большом городе не смогли наладить работу общественного транспорта. Есть метро, но сеть не развита (всего 3 линии на 10-миллионный город и всю 20-миллионную агломерацию). До 2014 года в Каире был трамвай, но его благополучно выпилили. Ещё раньше, в 1981-м, уничтожили троллейбус. Весь остальной транспорт – это непредсказуемые маршрутки. Говорят, тут можно выжить без машины, но сложно.

02. Стена каирского дома. Коммуникации наружные. В старых домах раньше не было никаких коммуникаций, так что когда свет цивилизации пролился на старые районы, водопровод и канализацию начали делать по внешним стенам (прямо как в Лондоне). Потом так привыкли, что даже в относительно новых домах часто не делают стояки. Смотрится стрёмно, с другой стороны – дешевле обслуживать. Ну и можно в буквальном смысле поднасрать соседу, перекрыв ночью стоячок. Кстати, если канализация единая, то подводка воды у каждого своя. Счётчики стоят на входе в дом.

03. Обычный дворик в районе каирских пятиэтажек. Вообще, район нетипичный, обычно плотность побольше. Тут прямо сады между домами... Ну как, немного загаженные сады. Этот район строился для тех, кто копал каирское метро.

04. Убирают тут, если честно, не всегда.

05. Каирские мусорщики. Говорят, уборку мусора тут отдали в руки частной компании, та понаставила модных баков, их быстро растащили на металлолом – и как-то всё похерилось. Напомню, что на окраине Каира есть целый город мусорщиков. На сортировке мусора в столице Египта традиционно специализируются копты.

06. Лепёшки продают буквально с колёс.

07. Мясная лавка. Как видно, всё мясо свежее. Зверушку забивают прямо при вас. Удивительно, но ни кролики, ни голуби не убегают со своих лотков. Видимо, не чувствуют скорой смерти. Кстати, голуби – это местный деликатес, один голубь стоит как целая курица.

08. Птица побольше гуляет рядом.

09. Навстречу мне идёт мальчик с какими-то стаканами, я отмахиваюсь – зачем мне стаканы? Тут мальчик спотыкается, падает и разбивает товар. Дальше он моментально превращается в самого грустного человека на свете. Такое впечатление, что он не стаканы разбил, а всю свою жизнь. Я сразу спрашиваю, сколько стоят эти стаканы, он говорит – 100 фунтов (400 рублей), я даю ему деньги... И тут прохожий сообщает, что мальчик просто хороший актёр. Стаканы стоят в 10 раз дешевле, просто их никто не покупает, а вот расстроенному мальчику, который работает, а не попрошайничает, подают гораздо охотнее. В общем, за актёрскую игру я заплатил 400 рублей. Мальчик пошёл бить свои стаканы дальше.

10. Гелиополис – всё ещё лучший район Каира. Его в начале XX века строили европейцы, а точнее, компания бельгийского промышленника Эдуарда Эмпена. Европейцы "привезли" с собой нетипичные для арабского Востока широкие проспекты и трамвай, а главным результатом их труда стало возникновение в Гелиополисе собственного архитектурного стиля, который так и называется – гелиопольский. По сути это была адаптация мавританской и персидской архитектурных традиций к формату неоклассики.

Дворец барона Эмпена, один из главных образцов гелиопольского стиля.

Фото: Amr Moustafa Shalaby / Wikipedia

11. А это базилика Гелиопольской Богоматери – католическая церковь, выстроенная в неовизантийском стиле. В ней находится гробница Эмпена, на деньги которого был построен Гелиополис и сама базилика.

12. Парковщик

13. Улочки Каира

14. Ну красота же! Как можно не влюбиться в этот пыльный город?!

15. Тротуаров тут почти нет, так что народ ходит по дороге. Переходов тоже нет.

16. Народ отоваривает продуктовые карточки. Карточная система в Египте действует с 1960-х годов и так или иначе затрагивает 63,5 млн человек при населении 100 миллионов.

17. Мальчик только что понял, что он в Каире, а не в Париже, и приуныл.

18. На обочине кто-то продаёт баранов. Живой барашек в Каире стоит от 2500 до 4000 местных фунтов, или от 11,7 до 18,7 тыс. рублей. Ценный актив.

19. Лужа

20. В Каире много котов, но местные их не жалуют, боятся.

21.

22. Перед Новым годом власти Египта отменили все его публичные празднования, а также ряд других мероприятий в помещениях, таких как свадьбы, похороны, фестивали и т.д. Кроме того, с 3 января всем кафе и ресторанам предписано сократить количество посетителей до 50% их вместимости. В помещениях надо носить маски. На улицах люди тоже носят масочки, но далеко не все.

Те, кто прилетает в Египет, должны показать отрицательный ПЦР-тест на COVID-19, полученный не позднее чем за 72 часа до времени вылета рейса. Кстати, недавно Египет ужесточил требования к справкам об отсутствии коронавируса из-за большого количества подделок – липовые справки в основном предъявляют туристы из Восточной Европы. ;)

На самом деле справку проверяют три раза: когда ты регистрируешься на рейс и получаешь посадочный, непосредственно перед посадкой в российском аэропорту и сразу по прилёте в Египет. Обращают внимание прежде всего на результат теста и на дату. Я вообще показывал справку на телефоне, у меня даже распечатки не было. Так что ужесточения, видимо, не всех коснулись, ну или египтяне просто забивают на жёсткий контроль, чтобы не лишаться драгоценных туристов.

23. Старина тут буквально на каждом шагу, но, как правило, она не используется в туристических целях. Иногда исторические здания захвачены бездомными, иногда используются как склад или парковка.

24. Владелец праздничного верблюда выглядывает из своего дома

25. Туристов нет, а тут ещё и коронавирус. Большинство сувенирных лавок закрыто.

26. В Каире совершенно безумные эстакады

27. Чтобы народ не перебегал дорогу (а переходов тут нет, так что все перебегают), иногда делают разделительные заборы.

28. Но это никого не останавливает.

29. Кстати, Каир считается одним из самых загруженных городов мира в плане пробок, но при этом в знаменитом рейтинге TomTom он только на 36-м месте (Москва – на 6-м, Питер – на 16-м, Новосибирск, Самара и Екатеринбург – на 23, 25 и 35-м соответственно).

30. Каир местами хочет быть как Дубай.

31. Но пока не получается

32.

33. Возможно, когда-нибудь тут появится набережная вдоль Нила.

34. Но пока есть только эстакады:

35. А под ними – рынки...

36. ...и рынки.

37. Красота!

38.