January 3, 2021

Как начать сортировать мусор в школе и сделать из этого движение?

Источник: "Бумага"

Ни для кого не секрет, что мусор нужно сортировать, чтобы потом максимальное его количество отправлялось на переработку. Но одно дело знать, а совсем другое сделать так, чтобы сортировка была массовой. Ведь если сортируют мусор только экоактивисты, то от этого не будет никакого толку. А как сделать так, чтобы в стране, где никогда не сортировали бытовой мусор, люди поменяли свои привычки? Правильно, нужно научить этому детей, а они, в свою очередь, уже смогут повлиять на родителей.

В моём фильме про раздельный сбор мусора вы могли видеть, что подобным образом построено образование в скандинавских странах, где сортировать мусор начинают приучать уже в детском саду и продолжают это делать в школе. Думаете, у нас организовать подобное невозможно? Ошибаетесь, при желании всё очень даже реально! Причем внедрить раздельный сбор мусора могут и сами школьники, если они заинтересованы и готовы прикладывать определенные усилия.

Экоактивистка из Петербурга Даша Хамаза смогла не только организовать сортировку мусора в своей школе, когда там училась, но и распространила этот опыт на 43 школы России! Публикую в небольшом сокращении интервью с Дашей, подготовленное изданием "Бумага".

Фото: recyclemag.ru/

С чего всё началось и как на инициативу отреагировали учителя

— Когда я узнала, что в Петербурге можно сдавать мусор на переработку, то начала разделять отходы сама и уговорила родителей делать то же самое. Глядя на нас, подтянулась вся семья. Хотя в городе нет централизованной системы и, чтобы сдать отходы, нужно ехать в ближайший пункт «РазДельного сбора», я увидела, что этот процесс может легко стать полезной привычкой.Большую часть своего дня я проводила в гимназии № 631 — и было больно смотреть на количество мусора, который не сортируется. Так я оказалась в кабинете завуча со своим планом — создать экоклуб в школе и найти компанию по переработке.Изначально ни о чем масштабном я не думала, просто хотела решить проблему на локальном уровне. Школа — отличное место для подобных инициатив, потому что ребята могут сразу видеть изменения и учиться экопривычкам, унося их домой.У учителей была разная реакция. Большинство педагогов нам содействовали и оказывали колоссальную поддержку, но некоторые говорили, что мы слишком много думаем об экоклубе и не успеваем учиться. Но я считаю, что самое настоящее образование — это опыт подобных проектов, решающих глобальные проблемы.

Фото: recyclemag.ru/

Как устроен сбор мусора и почему проекту помог бизнес

— На реализацию сортировки в школе и создание клуба ушло не больше двух недель активной работы. Нам очень помогала завуч, продвигавшая проект перед администрацией. Уговорить учителей было непросто, но у нас были аргументы: «Дайте нам шанс попробовать, и мы докажем, что это возможно» и «Это часть образовательного процесса».Мы договорились с компаниями по переработке пластика и бумаги, чтобы они вывозили вторсырье из школы — многие не хотели работать со школьниками, не доверяли нам. Кроме того, многие компании требовали деньги за вывоз мусора и были готовы работать только в жилых домах. Но мы обзванивали все компании города, пока не нашли оптимальный вариант.Сейчас на заднем дворе школы стоят два больших контейнера для отходов, которые бесплатно забирают компании (они потом перепродают эти материалы), а остальное — стекло, металл и батарейки — вывозят наши волонтеры во время ежемесячных акций.

Кадр из видео "REschools: Сортировка мусора в школе? Это реально"

Все отходы перед сдачей нужно чистить и досортировывать (потому что школьники не всегда соблюдают правила) — этим и занимается экоклуб. Мы составили расписание волонтеров, которые каждый день собирают сырье из наших самодельных контейнеров (сейчас их около одиннадцати) и относят в баки за школой.На нашем пути было огромное количество сложностей: нужно было просветить всех учащихся гимназии (их около 900), постоянно быть на связи с компаниями и администрацией, решать ежедневные вопросы по контейнерам и так далее. Мне часто приходилось оставаться в школе до вечера, но я видела прогресс, и это очень вдохновляло.

Как локальный проект превратился в международную кампанию

— Я уже не учусь в гимназии, но экоклуб продолжает работу. Через полгода существования системы в школе мы решили поделиться опытом с другими и создали REschools. Наша работа заключается в консультациях и предоставлении информации (плана действий, списка компаний, материалов для уроков). Иногда мы собираем ребят из разных школ, устраиваем мероприятия.Сначала мы просто приходили в соседние школы или искали заинтересованных ребят через друзей, а позже создали сайт и соцсети. Именно через них нам стали писать школьники со всей России. К нам присоединились школы в Москве, Хабаровске, Томске, Казани и других городах. Мы также на связи с университетом SciencesPo во Франции и несколькими школами в Бразилии, Японии и Мексике.

Фото: recyclemag.ru

На самом деле это отличная история, которая вселяет надежду и показывает, что всё у нас может быть лучше, если люди будут сами заинтересованы в решении возникающих проблем, и уж точно всё должно получиться в России с раздельным сбором мусора. Понятное дело, что несколько десятков школ в одночасье ситуацию не изменят, да и есть над чем там работать, но это ощутимый шаг вперёд в плане мировоззрения.

Очень часто у нас рассказывают про особый менталитет, какие-то национальные особенности или плохой климат, которые все вечно мешают реализовывать в стране действительно важные и нужные проекты, стремиться к чему-то новому и изменять жизнь к лучшему. Но посмотрите, когда есть инициатива, когда идеей загораются сами люди и никто не вставляет им палки в колёса, то все получается, причем получается очень здорово! Может, для того, чтобы в России будущего всё было прекрасно, нужно не законы пачками принимать, а просто поощрять частную инициативу?

Фото: recyclemag.ru.