December 29, 2020

Город для застройщика, а не для людей

К сожалению, уже никого не удивляет, что Госдума один за другим штампует репрессивные законы. Но нас ограничивают не только в свободе слова, собраний и массовой информации – нас ограничивают ещё и в праве на комфортную городскую среду (жаль, что оно не прописано в Конституции). Просто соответствующие законы и поправки принимаются не на федеральном, а на региональном и муниципальном уровнях, поэтому часто проходят незамеченными.

Конец 2020 года ознаменовался триумфом строительного лобби в некоторых наших городах. Например, месяц назад депутаты гордумы Екатеринбурга разрешили застройщикам не согласовывать с мэрией внешний вид зданий. Теперь они смогут строить любое говнище, и ничего им за это не будет. Круто?

Томск не отстаёт! Там прошлого мэра Ивана Кляйна убрали как раз из-за конфликта с каким-то девелопером. Он не разрешал тому строить жилые дома рядом с территорией ОАО "Томское пиво" (компанией владеет экс-градоначальник и его родственники). Но это вовсе не значит, что Кляйну было не похуй на Томск. Как раз наоборот!

Хотя сам Кляйн сейчас сидит в СИЗО, именно его команда предложила гордуме Томска внести изменения в правила землепользования и застройки. Что депутаты с удовольствием и сделали!

Одна из поправок увеличивает предельную высотность зданий, которые разрешено строить в Томске, с 51 до 75 метров (примерно с 17 до 25 этажей). Ура, в Томске будут муравейники как в Мурино и Некрасовке! Вернее, они уже там есть, только пока низкие:

А будут полноценные 25-этажечки с дворами-парковками!

Другая поправочка отменила публичные слушания перед строительством сооружений религиозной и бытовой направленности, а также магазинов. Теперь всё сводится к прямому взаимодействию мэрия – застройщик. И если какой-нибудь девелопер захочет построить, например, церковь вместо сквера, похоронное бюро вместо детской площадки или супермаркет в историческом квартале, ему достаточно будет заручиться поддержкой администрации Томска.

А поскольку сами томские чиновники и инициировали эти поправки, ясно, что мэрия будет выдавать разрешения своим друзьям-застройщикам легко и просто. Томичей же из этого процесса просто выключили. Если мэрия решит (вернее, уже решила), что они должны жить в говне – значит, они будут жить в говне.

Иронично, что принятию изменений в правила землепользования и застройки предшествовали публичные слушания. На них пришло 188 человек. Как рассказал депутат гордумы Томска от партии "Яблоко", глава томского отделения "Городских проектов" Давид Аветян, из них более трети представляли "Томскую домостроительную компанию" (ТДСК), крупнейшего застройщика на территории Томска. А-ха-ха-ха! Девелопер не стал заморачиваться и просто пригнал своих сотрудников, чтобы те помогли протолкнуть важный законопроект! Контора вообще не палится.

В России застройщиков обслуживают многие администрации и городские парламенты, просто Томск и Екатеринбург – самые яркие примеры последних месяцев.

Что стоит ждать Томску? Да ничего хорошего. Его окраины будут ещё больше напоминать худшие микрорайоны страны, а его центр застройщики с одобрения мэрии превратят в нагромождение аляпистого говна.

Когда чиновник думает не о том, как улучшить городскую среду, а о том, как бы угодить девелоперу, с городом можно попрощаться.

Отчасти в этом, конечно, виновата система, при которой федеральный центр требует от губернаторов соревноваться в строительстве квадратных метров. На качество этих квадратных метров никто не обращает внимания, пока не возникнет какой-нибудь кризис или конфликт. Но страдают в итоге не губернаторы и не Кремль, а обычные горожане, вынужденные жить в гетто, каждый день стоять в пробках, ходить по грязным, узким, разбитым тротуарам и работать в новоделе с видом не на парк, а на очередной храм или ТРЦ.