Финская школа: хотели бы так учиться?
Как обычно выглядит школа в России? Неприглядное здание в три-четыре этажа, окруженное забором, много однотипных классов с доской и партами в несколько рядов, а также безликие коридоры с покрашенными много лет назад стенами. На протяжении длительного времени школьное образование в нашей стране практически не меняется. Дети все также учатся по сменам в переполненных классах, бродят из одного душного кабинета в другой и сидят за выстроенными в ряды партами. Порой, конечно, случаются исключения, но все же рядовая российская школа выглядит скучно.
Но сегодня я хочу показать вам совсем другую школу – место, где интересно учиться, где дети много двигаются и общаются, где вместо классов разные образовательные зоны, а цель учителей не в том, чтобы загрузить максимальное количество учебного материала в школьников, а в их социализации, обучении действовать в команде и ориентировании на непрерывное образование в течение всей жизни. Сегодня поговорим про финскую школу.
В 2016 году в Финляндии была принята новая учебная программа, в которой много внимания уделяется личностно-ориентированному обучению и повышению уровня цифровизации. Это не просто какие-то непонятные определения – финская школа действительно сегодня меняется и старается подстроиться под каждого ученика.
Одна из основных целей программы – повышение значимости учебы и получение положительного опыта успеха каждым школьником. Финны хотят, чтобы после окончания школы ребенок выходил во взрослый мир не с мыслью "никогда больше не буду учиться", а был замотивирован продолжать усваивать новый материал, повышать свою квалификацию и увеличивать багаж знаний в течение всей жизни, для чего пришлось изменить многие привычные для нас принципы образования. В финских школах акцентируют внимание на такие понятия, как доверие и репутация, здесь практически нет травли среди учеников. Новая учебная программа повлияла не только на учебные планы, но и на архитектуру школ.
В качестве примера недавно построенной школы после принятия новой образовательной программы можно привести школу Сипоонлахти, проект которой был подготовлен финским архитектурным бюро Rudanko + Kankkunen. Стоит заметить, что формально это реконструкция существующей школы, но здесь были реализованы многие новые принципы образовательной программы.
"В наше время школа – это не место получения знаний. Это скорее среда для социализации. Здесь учатся быть частью общества, работать в команде. Именно эти задачи, кстати, озвучены в новом финском учебном плане — каррикулуме 2016 года. Это ключевое пособие не только для всех школ Финляндии, но и для нас, архитекторов. В нем указано множество нюансов, в том числе архитектурных".
Хилла Руданко, архитектор, партнер финского архитектурного бюро Rudanko + Kankkunen / Martela EdDesign
Один из принципов современной финской школы – пространство должно быть гибким. Если раньше вся площадь равномерно распределялась по классам примерно одного размера, то теперь используется несколько разных зон обучения: центры совместной работы, уголки для чтения и места для встреч.
Организация учебного пространства позволяет школьникам работать в небольших группах, собираться вместе для представлений или презентаций, а иногда ученик может остаться один, чтобы погрузиться в обучение. Обратите внимание на большие панорамные окна, которые вставляют во многие новые финские школы.
Темы и распределение места в учебных помещениях могут гибко меняться в течение дня. Небольшие групповые семинары организуются в открытой зоне для групповой работы и встреч.
Открытое пространство задумано как продолжение учебной среды. Легко перемещаться между помещениями внутри и выходить на улицу, где территория спроектирована ландшафтными архитекторами для различных видов обучения и занятия спортом.
Стоит заметить, что и цифровизация в финских школах – это история, заслуживающая отдельного внимания, ведь речь не столько про новые компьютеры или проекторы для проведения презентаций, сколько про специализированное программное обеспечение, которое используется в образовательном процессе.
"В Финляндии набирает популярность программа «Моя школа» (MySchool), идея которой состоит в том, чтобы в любой момент можно было посмотреть, как здание функционирует: потребление электричества, уровень углекислого газа, температуру, движение потоков воздуха и прочее. Эта программа используется в качестве образовательной, это инструмент для учебы".
Хилла Руданко, архитектор, партнер финского архитектурного бюро Rudanko + Kankkunen / Martela EdDesign
Большое внимание уделяется экологичным материалам и альтернативным источникам энергии, причем прививают заботу об окружающей среде тоже в игровой форме. Например, часто крыши зданий покрывают солнечными панелями и используют систему распределения этой энергии на уроках: как говорит архитектор Хилла Руданко, учащиеся знают, откуда и каким образом в школьное здание поступает электричество, подсчитывают расход на уроках математики, экономию – на уроках обществознания и экологии, изучают цепи и аккумулирование энергии на уроках физики и так далее.
В если учесть, что теме экологии уделяется много внимания уже достаточно давно, становится понятным, почему в Финляндии, как в Швеции, Дании и многих других странах, стараются лишний раз не использовать одноразовые пакеты, думают о качестве окружающей среды и тщательно сортируют мусор (про сортировку отходов в Финляндии Швеции можно посмотреть здесь).
В последнее время все чаще в школах используется геотермальное отопление, то есть финны используют тепловую энергию недр для вентиляции, отопления и охлаждения своих школ!
Как отмечает архитектор Хилла Руданко, Финляндия сегодня идет по пути объединения маленьких школ в крупные районные центры, оборудованные разнообразными классами, помещениями и залами, вечерами использующимися для занятий жителями района. Здания школ становятся все крупнее, происходит интенсификация, у которой есть и сильные, и слабые стороны. Чего только нет в таких школах: и детский сад, и библиотека, и помещения для вечернего досуга, и спортивный зал, и даже районный кабинет зубного врача.
Согласитесь, что это сильно отличается от привычной нам школы, поскольку в соседней стране уделяют внимание не только количеству знаний, которые приобретет ребенок по окончанию школы, но и делают много для того, чтобы сам процесс был интересным, чтобы обучение казалось чем-то приятным и увлекательным, ведь тогда и после выхода во взрослую жизнь человек продолжит развиваться.
А как вам финская школа? Хотели бы так учиться?
При подготовке поста были использованы материалы ArchDaily и Martela EdDesign