Архангельск: город – рекламная площадка
Думаете, что в Архангельске ничего нет, кроме старых деревянных бараков? Ошибаетесь!
В городе сохранилась особенная архитектура, присущая Русскому Северу, здесь есть история, вот только проблема в том, что всё это скрыто под невероятным слоем рекламы. Честно говоря, я уже не припомню, когда подобное видел в последний раз. Реклама в Архангельске просто повсюду: на скамейках, на билбордах, на фасадах коммерческих и административных зданий, на остановках и прямо на жилых домах. Очень показательный пример – здесь можно стоять около почти развалившегося памятника архитектуры, но рядом обязательно будет рекламный щит, а то и не один.
Еще одна беда Архангельска – мудаки, которые паркуют свои машины абсолютно везде. В городе нет такого понятия как "газон", поскольку местные автомобилисты воспринимают любой свободный участок земли в качестве свободного парковочного места, в результате чего весь город утопает в грязи. Сегодня лужи, грязь и рекламные баннеры можно спокойно размещать на гербе города.
Но не все так плохо, я нашел одно место в Архангельске, которому могут позавидовать многие российские города.
1. Но давайте сначала немного поговорим про отношение города к своей истории. Идеальной иллюстрацией к этому будет эта фотография, на которой историческое здание сожрал гигантский торговый центр. Даже если не обращать внимание на то, что в центре влепили такую громадину, встройка декорации старого дома выглядит как издевательство и варварство. Это все равно что убить животное, а голову повесить как трофей на стену. Так и здесь – убили здание, а его "голову" повесили на фасад омерзительного торгового центра.
2. При этом сохранившиеся на самом деле постройки никому сегодня не нужны. Они стоят и разрушаются, а рядом нет даже нормального дорожного покрытия.
3. Или вот еще один пример: когда-то здесь было красивое деревянное здание, но за ним не ухаживали, поэтому сейчас оно находится в полуразрушенном состоянии среди безликих новостроек.
4. В относительно неплохом состоянии здания, построенные в советское время. Речной вокзал, его вы могли видеть на многих советских открытках.
Но внутри это уже давно двухэтажный рынок с китайским барахлом. Я заходил внутрь в одной из предыдущих моих поездок в Архангельск. Жуткое место:
5. Зато в Архангельске есть корабли!
6. В поисках хорошего благоустройства забрёл на обновленную набережную. Честно говоря, не впечатлила. Много пространства вообще не используется, очень странное решение с фонарями: часть из них повернуты к воде, часть – в обратную сторону.
7. По меркам Архангельска все не так плохо, как минимум здесь нет ужасной рекламы! Но в остальное я не понял такое благоустройство. По идее это пешеходная зона, но почти вся территория осталась заасфальтированной. Хотелось бы видеть более серьезную реконструкцию места.
8. Крутой арт-объект «Окно в Арктику», автором которого является дизайнер Александр Менухов. Экспозицию некоторые уже начали называть новым символом столицы Поморья.
"Это редизайн сцены, которая есть на Красной пристани. Диагональные цветные доски, которыми мы обшили ряд поверхностей, отсылает к северному сиянию. Буква «А» символизирует и Архангельск, и Арктику. Сама композиция достаточно модерновая: буква «А» — это параллели, диагонали, четкие линии. А корни северян, связь с зодчеством — это наличники, которые тоже присутствуют, всего их шесть. Все они — новодел. Но Александр Менухов разрабатывал их на основе реальных наличников из районов области, которые можно назвать поморскими — это Приморский, Мезенский, Онежский, Каргопольский, Северодвинский районы. Это те области, откуда как раз поморские, русские исследователи и поселенцы начинали продвигаться на Север, освоили Белое море и начали выходить в Арктику".
Илья Кузубов, куратор команды, которая занимается установкой арт-объектов в Архангельске / 29.RU
9. Воссозданная в рамках проекта благоустройства Петровского сквера Голицынская беседка или беседки Грина. Контракт на создание реплики был заключен с исправительной колонией №14 УФСИН России по Архангельской области.
10. Очень важный момент, на который у нас редко обращают внимание: качество проведения строительных работ. Практически самый центр, здесь продолжают делать благоустройство, лежит открытый грунт и ездит тяжелая техника. И почему-то совершенно нормальным считается раскатать всю эту грязь по дороге, а грузовик поставить прямо на газон. Откуда такое неуважение к городу?
В своё время я писал про проведение ремонтных и строительных работ Японии. Вот почему у японцев получается строить так, что вокруг все чисто и аккуратно, а у нас постоянно вокруг грязь?
11. Но возвращаемся в Архангельск с его облепленными рекламой торговыми центрами. Обратите внимание, что даже совершенно примитивные советские зданиях пытались как-то декорировать, на них есть композиции из металла. Сейчас же единственное "украшение" – это реклама, в новых зданиях совсем нет души.
12. Здание администрации с парковкой и старыми советскими клумбами. Даже здесь умудрились влепить два кондиционера.
13. С пешеходной инфраструктурой тоже есть проблемы. Впрочем, здесь ситуация примерно такая же, как и в остальных российских городах. Нет островков безопасности, обилие знаков в желтых рамках, бесконечные заборы
14. и внезапно прерывающиеся тротуары.
15. Новая застройка:
16. Проспект Советских Космонавтов – в каком-то смысле легендарная улица, известная далеко за пределами Архангельска. Почему?
Дело в том, что это практически центр города, но в отдельных местах улица выглядит так, будто её вчера бомбили.
17. Можно встретить настоящие деревянные памятники архитектуры, за которыми сегодня никто не следит.
18. Это не просто разваливающийся дом! Это памятник архитектуры, даже табличка есть:
19. А кругом лежит мусор
20. и гнилые доски
21. Некоторые постройки вот-вот развалятся.
22. Мне сложно объяснить, почему никому нет дела до Архангельска. Почему мы готовы выделять миллиарды долларов на Сирию, Абхазию, Южную Осетию, но не готовы выделить средства на восстановление Архангельска?
23.
24. По поводу рекламы: как я уже сказал, её здесь невероятно много. На остановках нет нормального расписания, нет схемы движения автобусов, зато все обвешано рекламой.
25. Или вот забор. Мало того что по всей России ставят бесполезные ограждения, так в Архангельске еще и превратили их в рекламный стенд. Просто пиздец какой-то!
26. Повсюду стоят уродливые рекламные лавочки из металла, на которых просто невозможно сидеть. Это необъяснимое явление. Зачем так портить город? Почему власти так ненавидят жителей?
27. Большие билборды с рекламой, объявления на торговых центрах. Отмечу, что здесь хотя бы ровный тротуар.
28. Обычно там ямы и заботливо кем-то положенные доски.
29. Проблема, которая актуальна для всей России – заборы вокруг административных зданий, вокруг церквей и храмов. Казалось бы, сделали около церкви благоустройство – пустите туда людей. Но нет, нужно все огородить высоким забором.
Любовь русского человека к заборам начинается с тех давних времен, когда половина страны сидела, а другой половине запрещали ходить по газонам. Шли годы, русский человек стал цивилизованным, слетал в космос, посмотрел мир, построил демократию, но заборы остались. Что с ними делать, непонятно. Любой клочок земли в российском городе должен быть обязательно огорожен забором. Покупая себе участок, первым делом человек строит забор, причем забор обязательно должен быть высоким и чтобы через него ничего не было видно. И если забор вокруг своих 6 соток это личное дело каждого, которое еще можно объяснить, то заборы в городе недопустимы.
30. С пешеходной инфраструктурой тоже все грустно. Тротуар может внезапно прерваться, нормальных пешеходных переходов нет. Как можно было сделать так переход?
31. Или вот еще пример, который отлично демонстрирует приоритеты Архангельска, – бульвар разделили забором, поэтому чтобы продолжить движение, нужно 3 раза перейти дорогу. Автомобиль главенствует в городе, во всем ему приоритет: они стоят на газонах, ради них перекрывают пешеходные пути. А пешеход как вода – сам найдёт себе дорожку.
32. Кстати, по поводу мудаков на газонах. Мне совершенно не понятно, как можно настолько не любить свой город. Типичная ситуация для Архангельска: убитый машинами газон, лужи и грязь.
33.
34.
35. Когда люди не находят паковочное место у подъезда, они ставят свое кредитное корыто на газон (вернее, на то, что от него осталось).
36.
37. Я бы за такое отправлял водителей на принудительные работы часов так на 50 – пусть восстанавливают убитый машинами город.
38. Вот что это такое?!
39. А это уже решение для пешеходов. Тротуар, покрытый коврами. Иду по ковровой дорожке в светлое архангельское будущее.
40. Но не нахожу его. Здесь снова какой-то пиздец.
41. Самое интересное, что когда спрашиваешь проходящих мимо людей, почему все так засрано, в ответ слышишь: "Это не я. Меня всё устраивает!" И это одна из основных причин, почему годами ничего не меняется.
42.
43. Архангелогородцы, вас всех действительно устраивает ходить по говну?
44. Знаменитые архангельские лужи. Дорожную яму можно тоже сделать символом Архангельска наряду с рекламными баннерами и ПАЗиками, о которых сейчас поговорим.
45. Ям на дорогах здесь не просто много – местами они из них состоят.
Перейдем к общественному транспорту. С ним в Архангельске все ОЧЕНЬ плохо.
Архангельский троллейбус просуществовал совсем недолго. Троллейбусная сеть здесь очень молода, открытие движения состоялось лишь в 1974 году. В началу 90-х протяжённость линий составляла уже 86 километров, но затем маршруты стали сокращать. В 90-е троллейбусы и трамваи в городе были муниципальными, а с середины 2000-х троллейбусное депо стало быстро переходить в собственность от одной компании к другой. Какие-то из неубыточных маршрутов в городе были парализованы из-за ремонта дорог, моста и других объектов. Похожая ситуация произошло с трамваем.
В итоге троллейбусное движение в Архангельске было закрыто в 2008 году – как говорят, из-за имущественных споров. Трамвайная система, открытая в 1916 году, закрылась в 2004 годы. Движение не прекращалось даже во время обеих революций и интервенции. Пока Архангельск был под контролем интервентов, вместо местных вагоновожатых трамваи водили американские солдаты. Но вот "нулевые" трамвай пережить не смог. Последней каплей стала задолженность перед энергетиками, летом 2004 года в трамвайные провода перестал поступать ток, и трамвайное движение решено было прекратить окончательно.
46. Нормальных автобусов тоже практически нет. Сегодня Архангельск – это город ПАЗиков.
47. Но есть в городе одно примечательное и крайне необычное для России место – вокзал. Конечно, вы можете сказать, что вокзал есть много где, но здесь могу возразить, что зато нигде в России нет такого благоустройства рядом с ним. При выходе в город вместо сплошной парковки сделали комфортное общественное пространство, где даже есть детская площадка. Вы хоть раз видели детскую площадку, тем более хорошую, у российских вокзалов?
48. И это не все. От вокзала идет приятная пешеходная дорога на остановку! Еще раз, не на парковку, не под колеса машин, а на автобусную остановку. Здесь поставили разные лавочки, как со спинками, так и без, оригинальные фонари, при этом все выполнено в одном стиле.
Напомню, что обычно территория около вокзала у нас выглядит примерно так:
49. Но в Архангельске сделали действительно круто. Здесь гармонично смотрятся даже мусорные урны.
50. Есть раздельный сбор мусора, причем не в страшные разноцветные баки, а в мусорный контейнер, который выполнен в том же стиле, что и остальное пространство.
51. Нет непонятной торговли. Вернее, она есть, но чуть дальше, на автобусной остановке.
52. С самой автобусной остановкой беда. Даже на остановке около вокзала, куда попадают незнакомые с городом люди, нет схемы движения транспорта.
53. Совершенно дикий нерегулируемый переход без островка безопасности через 6 полос. Так делать нельзя.
54. Я не могу сказать, что в Архангельске нет ничего хорошего. Может показаться странным после прочтения поста, но в нем есть что-то волшебное. Архангельск – милый и очаровательный город, в котором приятно находиться, несмотря на общую разруху и очень странные порой решения:
55. Здесь не все так плохо. Другое дело, что сегодня Архангельск неудобный для жизни город, поскольку он уничтожил весь общественный транспорт, настроил кучу торговых комплексов, здесь развалены дворы и дороги, а люди живут в гниющих бараках... а сверху всё закрыто крышкой рекламного гроба.
56. Город пора приводить в порядок!