Дагестанский "Сан-Франциско": нужны ли в России иностранные названия?

Тут всплыла новость, что врио главы Дагестана Сергей Меликов борется с "иностранными" вывесками, и даже появилось сообщение, что после его заявления кто-то сорвал рекламные плакаты с магазина New Balance в Махачкале.

Все начали это бурно обсуждать, но на самом деле фразы, которые все сейчас цитируют, прозвучали 5 с половиной лет назад, во время совещания по поводу празднования 2000-летия Дербента.

Но РИА Новости накатало свежую заметочку, и у людей, которые по какой-то причине ещё доверяют государственным информационным агентствам, могло сложиться впечатление, что новый глава Дагестана именно сейчас, во время эпидемии коронавируса и кучи сопутствующих проблем, решил побороться с вывесками на латинице.

Мы не знаем причин, почему РИА Новости решило выдать событие пятилетней давности за свежачок. Тогда Меликов был полпредом президента на Северном Кавказе, а теперь стал руководить Дагестаном. Возможно, идея победить иностранные вывески в дагестанских городах никуда не исчезла, и он решил к ней вернуться, поэтому журналисты тоже об этом вспомнили.

Раз уж все эту тему обсуждают, выскажусь и я!

Основная проблема и основная опасность в том, что глава республики или, как на видео, полпред лезет совершенно не в своё дело. Весь пиздец возникает, когда чиновники, которые должны создавать условия для развития бизнеса, вдруг начинают рассказывать предпринимателям, как им называть свои заведения и на каком языке делать вывески.

Максимум, что может регламентировать чиновник, – внешний вид зданий. Вводить дизайн-код для вывесок и регулировать размещение рекламы – это совершенно правильно и нормально. Указывать же бизнесмену, какой ему делать логотип и как ему называть своё кафе – это, конечно, полнейший бред. Это проявление полной некомпетентности и вмешательство не в своё дело, которое ни к чему хорошему не приведёт.

Если спустя 5 с половиной лет господин Меликов по-прежнему считает, что должен заниматься такими вопросами, то это очень грустные новости для Дагестана. Но я надеюсь, что он своё мнение поменял.

Предприниматель называет своё заведение или свой товар ровно так, как считает нужным, и опирается он в первую очередь на то, чтобы его продукт был востребованным. Соответственно, если кто-то в Дагестане называет своё кафе "Гавана", "Сан-Франциско" и так далее, делает он это потому, что дагестанцы ходят в такие заведения чаще и охотнее, чем в условный "Маленький Дербент" или "Вечерний Каспийск".

И если какому-то чиновнику это не нравится, возможно, нужно сначала привести города Дагестана в такой вид, чтобы ими можно было по-настоящему гордиться и чтобы каждый хотел зайти в кафе "Горячий Избербаш". Переживать нужно не из-за того, что кто-то в Махачкале или Дербенте использует названия заграничных городов и пишет на латинице, а из-за того, что в Нью-Йорке, Париже и Лондоне никто не называет кафе и рестораны "Дагестанские Огни" или "Хасавюрт".

Поэтому нужно не предпринимателей ограничивать, а развивать республику так, чтобы рестораторы всего мира называли свои заведения в честь дагестанских городов. Чтобы дагестанская кухня и дагестанская культура стали настолько привлекательны, что этот бренд все захотели бы использовать. Вот к чему надо стремиться. Проблему иностранных вывесок точно не решить теми методами, которыми её хотел решить Меликов.