Новые районы Бордо: хотели бы так жить?

Что такое новый район в России? Чаще всего это панельки на бывших сельхозполях с двором-парковкой и единственной дорогой в сам город. Согласно программе доступного жилья и поручениям Путина, абсолютно любой новый дом считается благом, губернаторов каждый год оценивают именно по количеству сданных метров, но не по их качеству. Поэтому чиновники и политики не видят проблемы в убогой застройке без парков, трамвая, школ и магазинов: у них всё хорошо, показатели выполнены, а факты деградации города, некачественного жилья, пробок, гнилых коммуникаций – это уже проблемы "негров". Даже Музыкальный в Краснодаре на бумагах и в отчётах был хорошим районом!

В развитом мире ситуация иная: там никто не ставит целей губернаторам по количеству вводимого жилья. Процессом руководят городские власти с избираемыми мэрами, которые не зависят от воли свыше. Когда тебя никто не подгоняет сверху, появляется время на детальную проработку проекта, архитектурные конкурсы и регламенты. Например, часто именно городские власти и операторы перед застройкой готовят мастер-план для нового района, где прописано количество и характеристика квартир, расположение магазинов и площадей, как жители будут передвигаться в будущем и какая для этого нужна инфраструктура. В такой системе застройщики не могут просто взять и построить небоскрёб с однушками, полем парковки и одной качелью, окупить проект на стадии стройки, а после спихнуть социальные и инфраструктурные проблемы на город и общий бюджет.

Новый район Жинко в Бордо – как раз пример хорошего планирования и застройки: новые дома и жители не создают проблем всему остальному городу, а, наоборот, развивают и улучшают городскую среду.

Связь с городом

Первое и главное – это не район в поле. Жинко построен в существующих границах города у озера Лак. Это значит, что жители без проблем могут дойти пешком до соседнего района, доехать до центра на велосипеде, а машину оставить для загородных поездок.

Планировать новый район начали в 2006 году, строители вышли в 2010-м, а закончить полностью планируют в 2022 году. Всего тут 2700 домохозяйств на 7000 жителей, общая площадь района – 32,6 га. Проект застройки соотносили со стратегией развития города до 2030 года. Для сравнения, у нас проекты застройки считают года на три вперёд в лучшем случае, а участки по генплану чаще всего распределяются исходя из близости застройщика к мэру или губернатору.

Район строили кварталами по этапам – это нужно, чтобы строительная техника и рабочие не мешали заехавшим ранее людям жить.

Карта: bordeaux2030.fr

В 2014 году в район протянули трамвай линии С, к этому моменту здесь как раз сдали первую очередь. Даже по выходным здесь интервалы движения трамваев до 10 минут в дневное время.

Куда же без велоинфраструктуры? Это такой же неотъемлемый элемент улиц, как фонари или тротуар:

Велосипедистам не нужно спешиваться на переездах: здесь не перекладывают ответственность за безопасность на обычных людей, никто не бегает с жезлом за велосипедистами и не пишет в соцсетях глупых постов "надо спешиваться". Вместо этого в Бордо сразу создают безопасные и комфортные условия для велосипедистов:

Экологичность

Жинко – эко-район. Это означает, что здесь большое внимание уделяется экосистеме, снижению энергозатрат и умной мобильности. Например, здесь не закатывают всё в асфальт, а наоборот – создают озёра с многолетними растениями. Жителям не нужно уезжать из своего района на дачу или в лес, чтобы посмотреть на природу: это всё видно из окна квартиры:

Под зелень отдано 40% территории с учётом парка. Здесь нет эффекта каменного мешка, летом нет невыносимой жары, а вода после дождя сама уходит в почву и питает растения вокруг. Такое бывает, когда к проекту подключают ландшафтных архитекторов с самого начала, а дворники не выкашивают под ноль всю растительность.

Устойчивая экосистема в интересах всех. Например, городу не нужно тянуть в каждый угол огромные трубы ливнёвки и постоянно их ремонтировать, если сделать дождевые озёра. В этой яме укреплённый грунт: когда идёт сильный дождь, вода сама стекает сюда и постепенно уходит в почву.

Раздельный сбор мусора с подземными баками: отходы не разлетаются и не разносятся животными, нет запаха и можно реже гонять мусоровоз.

Трамвай – самый экологичный уличный транспорт: у него нет выхлопов и резиновых колёс, он за раз перевозит много людей с минимальными потерями. Бонусом вдоль путей сделали линию газона с деревьями:

У платформ пути накрыли деревом: так приятнее, и дерево куда лучше бетона.

Хотя не очень понятно, как доставать окурки и прочий мусор из таких щелей:

Этот прекрасный зелёный островок безопасности могли закатать в асфальт, но, на счастье французов, у них нет наших градостроителей и дорожников:

Для машин тут везде всего одна полоса: больше и не надо, не для пробок вам трамвай строили. Улицы безопасны и дружелюбны по умолчанию даже для детей. На перекрёстках же не ставят светофоры, а делают мини-кольца: они дешевле светофоров и безопаснее, ведь заставляют каждого водителя притормаживать перед манёвром.

Парковка в основном подземная, изредка встречается уличная. Это стоянка около школы:

Но зачем вообще ездить на машине, когда кругом такая красота?

Тем более пешком внутри района передвигаться быстрее: между кварталами идёт тропинка, а на машине приходится ездить крюками.

Социальная стабильность

Во Франции было много социальных проблем, особенно в новых районах с многоэтажками. Здесь осознали проблему и усвоили урок, поэтому социальное программирование начинается ещё на этапе проекта дома за счёт квартирографии.

Все дома здесь разные, и не только в плане архитектуры. Здесь есть многоквартирные дома и есть таунхаусы – любой человек может найти жильё исходя из своих запросов и кошелька.

Например, для молодых холостяков подойдёт однушка в простом доме, а напротив будет таунхаус с собственным участком для большой семьи. За счёт такого разнообразия здесь уничтожают само понятие районов для бедных и богатых – все живут рядом.

Проблема доступности жилья решается не за счёт убогих домов и квартир, а социальным наймом: здесь 33% социального жилья и 22% – льготного. В рамках одного дома может быть как пентхаус, так и жильё для учителя местной школы. Как правило, социальное жильё находится в собственности города и управляется специальной компанией, за нарушение условий договора (асоциальное поведение, долги и так далее) из квартиры выселяют.

Такой подход повышает цену квартир, но обеспечивает их доступность и социальную безопасность района. При этом вы не увидите разницы в благоустройстве, а район по умолчанию удобен и приятен для всех.

Просто посмотрите на эти дворы, дома, улицы и общую городскую среду – сможете ли вы назвать район неблагополучным? Нет. И задача города с архитекторами – чтобы так было и в следующие десятилетия.

При этом каждый дом уникален, ваши друзья никогда не перепутают ваш дом с соседским.

Жинко – смешанный район, здесь жильё соседствует с магазинами и рабочими местами. По планам здесь будет создано 2000 рабочих мест. Это означает, что улицы не будут вымирать днём и по выходным, на них постоянно будут люди и социальный контроль, маятниковая миграция не будет сильно выражена, ведь люди смогут жить в шаговой доступности от работы.

Тут много общественных пространств, чтобы жители не замыкались в своих квартирах. Например, есть парк:

Торговая пешеходная улица, где всегда можно купить свежий багет и выпить кофе:

Под ней расположен паркинг:

Довольно интересно решили вопрос вентиляции и озеленения: деревья просто высадили на минус первом этаже.

Все дворы без машин и зелёные, с простой мебелью для отдыха всех жителей. Строить детскую площадку или коробку не будут, ведь они дорогие и это источник шума – за всем этим нужно идти в парк или на набережную.

У квартир на первых этажах вообще свой двор:

Всё ли идеально?

Нет. Как минимум посмотрите на это безобразие – прямо как в Твери!

Горожане долгое время особо не ценили район, несмотря на экологичность и трамвай. В 2018 году город даже заказал опрос на эту тему, чтобы понять свои ошибки. 77% постов в соцсетях о районе носили отрицательный характер, встречались даже комментарии типа "район-курятник".

Среди жителей результаты были менее однозначные: более 80% респондентов оказались довольны своим жильём, 68% указывали на хорошее расположение (окружающая среда и транспорт), а 69% отметили плохое качество исполнения.

86% указали на проблемы с чистотой общественных пространств, а 54% страдают от шума с улицы. С мусором муниципалитет тогда пообещал помочь разобраться, а шум, как я понимаю, был связан со стройкой последней очереди.

Идеал – это хорошая цель, к которой нужно постоянно двигаться. Пока что у французов получается строить новые районы в разы лучше, чем у нас. Было бы хорошо отправить наших градостроителей и политиков посмотреть на район XXI века – может это вразумит их, заставит пересмотреть устаревшие нормативы, и они наконец-то перестанут согласовывать ужасные районы в полях.

Источники: раз, два, три. Спасибо Аркадию Гершману за помощь с материалом!