Бордо: город, куда нет причин не приезжать
Бордо – замечательный город на западе Франции. Самое главное – здесь нет комендантского часа, как в Париже, Лионе или Марселе, зато тут есть отличное вино и современный трамвай. Разве была у меня хоть одна причина не приехать в Бордо?
01. На всех французских вокзалах теперь наклеены круги! Чтобы народ соблюдал дистанцию. Конечно, никто дистанцию не соблюдает.
02. Скоростной поезд из Парижа идёт до Бордо всего 2 часа, это около 600 км. Во Франции вообще отличная сеть скоростных железных дорог.
03. Что такое хороший вокзал? Это когда ты вышел с поезда, поднялся на эскалаторе или по удобному пандусу на платформу, вышел через любую из многочисленных дверей на улицу… Понимаете, любую из дверей! Все двери открыты… бывает и такое. На привокзальной площади нет помойки и парковки, а есть остановка трамвая и удобный ТПУ. В общем, в Бордо отличный и удобный вокзал.
04. Современная архитектура. Это построенный в прошлом году культурный центр MÉCA от датчанина Бьярке Ингельса.
05.
06. Довольно смелый пример реконструкции старого здания. Само по себе новое здание неплохое, но вот с историческим как-то совсем не дружит. Как вам такое соседство?
07. Хотя тут надо понимать контекст. Это здание находится за вокзалом, я так понял, раньше тут была промзона, которую они сейчас реконструируют. Исторические склады и промышленные здания, которые тут были, сегодня слишком маленькие для этого района, так что тут решили увеличить плотность. Но всё равно архитектура слишком смелая.
08. А вот это паркинг. Неплохо для промзоны
09. Вот такое соседство мне больше нравится. Слева –историческое здание, справа –новое. С одной стороны, мы чётко видим, где историческая архитектура, а где нет, с другой – полная преемственность.
10. В центре Бордо обязательно носить маски на улице. Нет маски? Плати штраф 135 евро. Правда, полиция довольно лояльна. Я в какой-то момент позабыл про маску, подъехала полиция и просто попросила надеть маску. Всё. Никаких разборок.
11. На границе исторического центра
12. В Бордо есть трамвай! Что может быть прекраснее трамвая?
13. Система в Бордо относительно новая, она была открыта только в 2003 году. Во Франции как раз начинался второй трамвайный бум. В первой половине XX века в городе тоже был трамвай, но автомобильное лобби заставило его уничтожить в 1958 году. В 70-е в Бордо думали построить автоматическое метро, но в итоге вернулись к классическому трамваю.
14. В этом году в Бордо открылась четвёртая линия трамвая (D), так что сеть продолжает расширяться.
15. Трамвайная остановка
16. На остановке можно купить билет (полтора евро), посмотреть схему и расписание. В целом всё чистенько и прилично.
17. Вдоль набережной пути идут по газону. Обратите внимание, здесь есть контактный провод…
18. А вот здесь уже нет!
Вот что пишут про это решение:
«Хотя классические системы с питанием от контактного рельса (пары контактных рельсов) нигде не сохранились, к подобным системам и сейчас проявляют интерес. Так, при строительстве трамвая в Бордо (открыт в 2003 году) был создан современный, безопасный вариант системы. В историческом центре города трамвай получает электроэнергию от расположенного на уровне ходовых рельсов. Третий рельс разделён на восьмиметровые секции, изолированные друг от друга. Благодаря электронике под напряжением находится только та секция третьего рельса, над которой в данный момент проезжает трамвай. Однако в ходе эксплуатации у этой системы выявилось много недостатков, прежде всего связанных с действием дождевой воды. В связи с этими проблемами на одном из участков длиной в километр третий рельс заменили контактной сетью (общая протяжённость трамвайной сети Бордо — 44 км, из них 14 км с третьим рельсом). К тому же, система оказалась весьма дорогостоящей. Строительство километра трамвайной линии с третьим рельсом стоит примерно в три раза дороже километра с обычной воздушной контактной линией. Впоследствии система была доработана и в настоящее время контактный рельс используется в новых трамвайных системах в Реймсе и Орлеане, а в Дубае и Бразилиа строятся трамвайные линии, которые будут использовать нижний токосъём на всём протяжении».
19. Удивительно, но во всём городе безбаръерная среда! Человек на инвалидной коляске может самостоятельно и на трамвае ездить, и по городу гулять.
20. Спортивная площадка на набережной
21. Река Гаронна
22. В Бордо шикарный исторический центр: узкие улочки, аккуратные домики.
23. Неужели город может быть без кондиционеров, пластиковых стеклопакетов и прочих уродств, без готовых невозможно представить наши города?
24. Смотрите, какая красота!
25. Центр города закрыт для машин. Въезд разрешен только для жителей, доставки и спецтехники. Обратите внимание, что нет никаких бордюров. Проезжая часть от тротуаров отделена только столбиками и различается покрытием.
26. Везде камень, асфальта в центре почти нет.
27. Здесь ещё не успели реконструировать площадь.
28. Хороший пример уличного кафе: просто столики и зонтики. Никаких пристроек.
29. Почти везде фонари висят по центру улиц. Раньше так было и в Москве, но после реконструкции такие фонари сняли. По мне так хорошее решение, и зря Москва от него отказалась.
30. Современная скульптура. Это работа каталонского художника и скульптора Жауме Пленсы, не единственная в Бордо.
31.
32. А вот площадь после реконструкции. Всё покрытие в один уровень.
33. Главная пешеходная улица с коронавирусными наклейками
34. Очень красивые урны на вокзале. Правила требуют, чтобы они были прозрачными, кроме того, должно быть несколько отсеков для раздельного сбора мусора. Получилось роскошно. Справа – пепельница.
35. А это такой городской фонтан.
36. Навигация и указатели могут быть встроены прямо в брусчатку.
37.
38.
39.
40. Галантный трамвай
41.