Реклама
October 12, 2020

Карелия руками человека

-=Спонсорский пресс-тур=-

В этом году Карелия стала одним из главных направлений для туризма в европейской части России. Как только ослабили коронавирусные ограничения, в Карелию хлынул поток туристов. У меня этим летом там побывала, наверное, половина знакомых. И люди не просто так выбирают этот регион. В Карелии удивительная природа, а главное, её не успел засрать человек. Но кроме природы, в Карелии есть много всего интересного, что создано руками человека. Это и знаменитые шедевры деревянного зодчества (про Кижи будет отдельный рассказ), и даже древние петроглифы. Этой весной я планировал сходить куда-нибудь в поход, чтобы насладиться русской природой. И сходил, но уже осенью. Правительство Республики Карелия пригласило меня в путешествие на 4 дня.

Рассказ о Карелии я бы хотел начать с того, что было создано здесь человеком.

Моей первой точкой в туре стал Петрозаводск. Сюда я приехал на двухэтажном поезде «Карелия». Это комфортный современный поезд — двери в купе открываются магнитными ключ-картами, есть система видеонаблюдения, кондиционеры и биотуалеты.

Очень удобно, что поезд идёт ночью. Сел в 21:05, посмотрел в окошко, заснул под стук колёс и в 7:50 уже на месте. Отличная альтернатива самолёту и интересный опыт — новые двухэтажные поезда ходят не по всем направлениям.

Обслуживание здесь прекрасное. Говорят, чтобы попасть на «Карелию» проводником, нужно отслужить минимум пять лет и получить положительные отзывы от пассажиров. А перед отправлением из Петрозаводска на вокзале и в вагонах включают песню «Карелия», этого мне проверить не удалось, из Петрозаводска я улетел на самолёте.

1. В этом году в Петрозаводске собираются развивать безбарьерную среду. Но пока что, в городе встречаются печальные детали. Слева красивый старый забор, а справа бесполезная осколочная граната. Жаль, что деньги на вредные заборы в Петрозаводске нашли, а на реставрацию забора слева нет. Здесь читатель наверняка захочет спросить: «Варламов! Это же должен быть милый пост про туризм в Карелии! Можешь ты хоть тут не ныть про заборы?» Сразу отвечу, что нет, не могу! Пока ставят эти бесполезные заборы, я буду с ними бороться. Даже в постах про туризм.

2. Вообще, заборы здесь — это болезненная тема. Они повсюду. Надеюсь, скоро эта глупость исчезнет. В соседней Финляндии нет никаких заборов. И живут же как-то. Но за заборами часто прячется красота.

3. Когда будете гулять по Петрозаводску, не бегите сразу по главным достопримечательностям. Просто пройдитесь по городу и точно найдёте какую-то необычную деталь, о которой другие не догадываются. Например, я за вездесущими заборами встретил такую неочевидную достопримечательность. Это ухоженная деревянная часовня. Здесь стоят нетипичные для современных кладбищ красивые металлические кресты. Это кресты от дореволюционных захоронений, их сейчас привели в порядок и подкрасили. И никаких мерзких оградок.

4. В городе много деревянной архитектуры. Даже заборы деревянные и это выглядит нормально. Но мне больше нравится здание рядом. Хочется забраться на этот балкончик, выкатить кресло-качалку и сидеть в тени берёзок.

5. Здесь деревянная архитектура ещё держится, но вообще, в России десятилетиями никто не занимался деревянными домами. Содержать их сложно, людям же обещают переезд в новые квартиры, они совсем забивают на поддержку своих старых домов, и те постепенно разваливаются. Но так нельзя, деревянная архитектура — это важный культурный слой. Это история. Деревянное зодчество делает города уникальными. В соседней Финляндии деревянные дома Российской империи до сих пор считаются хорошим жильём, за ними ухаживают и их ценят.

За последние годы много деревянных домов сгорело, возможно, таким способом кто-то пытается освободить место под новенькие многоэтажки. Но некоторые достойные экземпляры до сих пор живы, и люди борются за их сохранение. Мы в фонде «Внимание» постоянно берём проекты из Карелии, и всегда это деревянное зодчество. Вот, например, городская ратуша, которой мы помогаем в Сортавале. Сейчас мы собираем средства на самый срочный этап работ — ремонт кровли над боковыми крыльями здания. Кровля протекает, поэтому стены гниют, и здание разрушается. Всего на восстановление здания понадобится 30 миллионов.

Музей Золотой Ручей в селе Заозёрье. Здесь мы восстановили дренажную систему, теперь дом не будет затапливать и он не разрушится из-за снега и дождей.

Усадьба Сонка. Мы уже составили проектную документацию на восстановление крыши, улучшение водоотведения и ремонт печных труб, утвердили предмет охраны здания и ищем подрядчика.

Как видите, деревянное зодчество — одна из визитных карточек Карелии и меня радует, что в самом Петрозаводске деревянные дома ещё есть. Обратите внимание, водосточные трубы покрасили в цвет дома, выглядит аккуратно. Жаль только краску давно не обновляли. Если бы деньги направляли не на заборы, а на поддержание деревянных домов, было бы ещё лучше.

6. Посмотрите, даже забор и ворота могут быть красивыми, когда сделаны из дерева. Если планируете строить себе дом, приезжайте в Петрозаводск за вдохновением.

7. Представьте, как бы всё сразу испортилось, будь здесь глухой забор из профлиста.

8. Ещё одна милая избушка. А на фоне гостиница с вентфасадом. Вам что милее?

9. Петрозаводск предлагает интересный аттракцион — можно прокатиться на советском теплоход Комета до Кижей. Взрослый билет туда и обратно стоит 2950₽, а детский 1800₽. Комета — одновинтовой теплоход на подводных крыльях. Его разработали в 1961 году, полвека назад. Со стороны может показаться, что он почти летит над поверхностью воды. Комета набирает скорость до 70–80 км/ч. Кажется, создатели вдохновлялись самолётами. В салоне похожая рассадка, а вмещает такой теплоход 150 человек. Просто невероятный дизайн! До сих пор кажется, что он из будущего. Сейчас так не умеют.

10. А это Метеор. Предшественник Кометы, тоже необычный и футуристический советский теплоход. Но в отличие от Кометы, в море Метеор не ходит. Благодаря подводным крыльям оба теплохода отталкиваются от воды, что значительно снижает сопротивление. Сейчас теплоходов на подводных крыльях осталось совсем мало. Всем советую прокатиться. Нельзя пропускать такой уникальный опыт, похоже на полёт.

Если вам кажется, что детям ничего не интересно, кроме смартфона, возьмите их на крылатый теплоход. Такое они не забудут. А сами при посадке представляйте, что сейчас 1960-е, впереди светлое коммунистическое будущее, по всем рекам будут ходить такие теплоходы, а автомобили будут летать по воздуху.

11. Катер Ярославец.

12. Из порта Петрозаводска отправляют катера в Кижи, главную достопримечательность Карелии. Вот только сам порт почему-то выглядит как рынок из 90-х. Его нужно срочно переделывать. Всё заклеено разноцветной рекламой в файликах. От такого места ожидаешь что-то скромное, стильное и информативное, а не пёструю мешанину из рекламных предложений.

13. Закладывайте на Петрозаводск побольше времени. Здесь интересно гулять. У Петрозаводска много городов-побратимов. Они подарили городу десятки разных памятников. Вся набережная усыпана этими необычными скульптурами, сходите посмотреть. Заодно потренируйте свой вкус, определяя, какие хорошие, а какие лучше убрать.

Если приехали в Петрозаводск надолго, можно прогуляться по паркам, их здесь много. Благодаря обилию парков, близости лесов и Онежского озера в Петрозаводске очень свежий воздух.

В центре можно изучать детали сталинской архитектуры. Долгое время Петрозаводск был заурядным губернским городом. Но с 1940 по 1956 год Карелия стала автономной республикой ССР — Карело-Финской Советской Социалистической республикой. А Петрозаводск — одной из столиц. Благодаря этому статусу на центральном проспекте Ленина возвели много зданий в стиле сталинского ампира. К 100-летию республики здесь обновили фасады и привели к единому стилю рекламные вывески. Хотя бы сходите посмотреть, как красиво продублировано на карельском название гостиницы «Северная». Какие там чудесные лоджии.

А напротив гостиницы целый деревянный комплекс. Можете сразу ознакомиться с деревянным зодчеством. У деревянных домов важно подмечать мелкие детали — наличники, резьбу, цвет дерева, как с ним сочетаются разные кровли.

Я во время прогулки набрёл на такие милые бани.

14. Едем дальше по маршруту. Практически везде новые дороги. Если сравнивать с остальной Россией, дороги здесь шикарные. Почти как у скандинавских соседей. Сами трассы отдельная достопримечательность, едешь и любуешься, куда ни глянь, везде красиво.

15. Будь такие дороги по всей России, может, и внутренний туризм бы развивался. В Карелию можно спокойно ехать на своей машине, даже если у вас седан. Или, как вариант, взять в аренду. Единственное, я не нашёл нормальной службы проката в Петрозаводске. Ничего лучше дешёвых корейцев или французов тут не предлагают. Надеюсь, возросший туристический поток вдохновит предпринимателей и следующим летом будет нормальный прокат. К главным достопримечательностям проложены хорошие дороги. Но если хотите забуриться вглубь, обращайтесь к местным. Довезут на внедорожнике или дадут в аренду квадроцикл.

16. Как же это кайфово — такие огромные деревья во дворе. В придорожных деревеньках можно купить грибы, карельские ягоды и варенье из них. А можете остановиться у леса и испытать себя в тихой охоте.

Грибы можно найти везде. Местные шутят, что грибы у них растут сразу за забором. Здесь растут белые, опята, волнушки, подберёзовики и другие лесные грибы. Это вам не шампиньоны из супермаркета. Их засаливают, жарят, тушат и запекают на гриле. Можно сделать самому или заказать в ресторанах и придорожных кафе.

А карельские ягоды — это просто песня. Попробуйте произнести и на душе сразу станет тепло: морошка, куманика, голубика, брусника, клюква. А ещё здесь можно найти чернику, малину и землянику. Главная ягода — морошка. В местных лесах растут: черника, голубика, брусника, клюква, земляника. Но с морошкой не сравниться ни одна. По вкусу она напоминает все ягоды разом. Кто-то говорит, что она похожа на малину, кто-то сравнивает с клубникой, а некоторые считают морошку вкусной версией облепихи. Морошку чаще всего подают мочёной. Ягода очень сочная и легко выделяет сок при малейшем нажатии, поэтому её просто складывают в банку и она начинает сочиться под собственным весом. Потом её присыпают сахаром и так она может простоять до конца зимы. Это очень вкусно. Другие ягоды тоже очень вкусные. Из них варят морсы, делают варенье, сушат и просто едят свежими.

17. Останавливаться хочется везде. Хочется заезжать в деревеньки, рассматривать скалы, пробираться в чащи, отдыхать у озёр и водопадов.

18. Вот, например, арт-проект прямо вдоль трассы. Это Долина зайцев. Что непонятного?

19. Просто тысяча зайцев на скале. Но зайцы не простые, а именные. Обычно туристы выкладывают на холмах камнями свои имена или краской рисуют на скалах свои инициалы. Здесь всё намного интереснее. Люди, которые ни разу здесь не были, всё равно могут оставить свой след в виде зайца. Это гораздо лучше, чем уродовать всё своими подписями краской.

20. Автор проекта Сергей Гапанович с командой вырезает этих зайцев прямо на скале. Эдакие современные петроглифы. Сергей так же, как и люди 6 тысяч лет назад, хочет оставить после себя след на века. И это очень хорошо, так он сам формирует новую точку притяжения, ради которой стоит приехать.

21. Можно купить именного зайца себе или подарить близкому человеку. Во втором случае желательно с билетом до Петрозаводска.

22. Выбирайте, каким будет ваш заяц, а ребята вырежут его прямо на скале, подпишут, закрепят за вами и вышлют фотографию. Приезжайте потом и ищите, сердце подскажет. Какое-то время можно было купить наскального динозавра с интересным именем «Вася Карп». Но сейчас его сняли с продажи. А жаль, динозавры и зайцы лучшие друзья.

23. Кемь. С гостиницами здесь не очень. Зато виды — кайф.

24. Просто зеркало. Хочется успеть посмотреть всё-всё, но как не залипнуть на таком тихом месте. Просто сидеть и наслаждаться безмятежностью.

25. На берегах этих прекрасных озёр хочется, конечно, видеть не разваливающиеся сараи, а аккуратные домики, как в Норвегии. Уверен, если развивать внутренний туризм, то эти места преобразятся. А так почти везде можно арендовать лодку, да и снасти, скорее всего, если договориться. И отправиться на рыбалку. В местных реках полно плотвы, хариуса, щуки форели и лосося. Говорят самые крупные щуки обитают в карельских озёрах. Из них здесь делают вкусные котлеты.

26. Кто уже готов переехать, чтобы рано утром выходить на катере за хариусом? Это небольшая, но очень вкусная рыбка. Хариуса достаточно порезать на кусочки, присолить, поперчить, подождать 5 минут и можно есть. Рыбаки так и делают.

27. Крупных и сетевых гостиниц здесь нет. Но есть гостевые дома. К уровню комфорта есть вопросы, но зато душевно и недорого. Здесь вкусно накормят, расскажут о местных мифах и обязательно дадут совет, куда сходить и что посмотреть.

28. Асфальт дошёл и до этих мест!

29. Пятёрочка традиционно продолжает уродовать всё, что видит, сводя на нет историческую среду наших городов.

30. Варвары. Надеюсь, в аду для них припасли отдельный котёл.

31. Ну и, конечно, нельзя лишний раз не пнуть РЖД. В плане уничтожения городской среды у Пятёрочки два главных конкурента — Красное&Белое и РЖД. Здесь постарались РЖД.

32. До 1970-х годов здесь был небольшой, аккуратный вокзал.

Источник: pastvu

Потом, видимо, нужно было расширяться, поэтому на месте прошлого вокзала построили ничем не примечательное здание. Ну и бог с ним, пусть бы стояло. Обратите внимание — кирпич, деревянные окна, деревянная дверь.

Источник: sovbel

Но нет, РЖД нужно навести красоту, внедрить фирменный стиль. А то вдруг кто-то пройдёт мимо вокзала. Напомню, фирменный стиль РЖД — это серый профлист и металлические глухие двери. Дверь в деревенский туалет выглядит приятнее.

33. Видно, что вокзалом заправляет крепкий хозяйственник — чудесные сосны испортили побелкой. РЖД должно быть стыдно за такой вандализм. Если у управленцев на местах нет вкуса, значит нужно прописать нормальные стандарты.

34. Какой прекрасный нейминг. Едешь и читаешь нараспев. Представляю, как тяжело приходится жителям, когда они заполняют документы. Ну как не заехать в посёлок с таким названием?

35. А там, внезапно, Су-15.

36. Местечко Залавруга недалеко от Беломорска. Через такие тропки и мостики мы идём смотреть петроглифы — наскальные рисунки древних людей.

37. Как же здесь кайфово бегать. Да даже просто ходить, дышать. Ни один парк не сравнится с лесом. Здесь живая природа.

38. Приятный сруб. Что может быть лучше природных материалов? Дерево и камень. Сюда бы ещё торфяную зелёную крышу или даже сланцевую. А какой мощный древесный запах в этих домах. Города это круто, но вот такие места, где больше природы, чем человека, просто пьянят.

39. Туалеты! Как это мило, что хоть где-то в России не забывают строить туалеты даже в таких отдалённых местах. Они здесь на всём маршруте, не надо прятаться в кустах. Сидишь себе, слушаешь пенье птиц и не боишься, что волчок укусит за что-нибудь.

40. Удобно, что к нужным местам ведут безопасные дорожки. Сюда спокойно может дойти и пожилой человек, и маленький ребёнок. Но дело не только в безопасности, без дорожек петроглифы сложно найти. Но место и без петроглифов захватывает дух. Скалы, лишайники, деревья, вода.

41. Возраст петроглифов из Залавруги археологи оценили в 5–6 тысяч лет. Это одни из первых произведений искусства. Древние люди выбивали рисунки прямо на скалах. Местные петроглифы открыли аж два раза. Впервые в 1936, тогда экспедиция нашла 216 отдельных рисунков. А потом в 2005 случайно нашли много новых фигур, благодаря новому методу изучения. В итоге оказалось, что петроглифов здесь в разы больше. За изучением петроглифов некоторые туристы проводят целые дни. Но если хотите побыстрее, возьмите гида, он всё подробно расскажет, разберёт несколько изображённых сценок.

42. Есть гигантские рисунки до 4,1 м в высоту и совсем маленькие до 10 см. В основном они изображают процессы охоты и трапезы. На фотографии знаменитый петроглиф — лыжники. Двое с охотничьими рюкзаками и один молодой без. Он ещё не заслужил свой рюкзак, поэтому просто протаптывает дорогу для остальных. Лыжники 6 тысяч лет назад, представляете. Может и мне зимой перейти с бега на лыжи?

43. Охота и рыбалка. Да, раньше рыбы были большие или это кит?

44. Петроглифов здесь очень много, все изображают разные сцены. Есть и злые шаманы, и лодки похожие на морских чудищ, секс, роды и ещё много всего. Сюда нужно ехать за вдохновением, особенно если вы занимаетесь творчеством. Представьте, прикоснуться к древнейшему искусству, которое не стёрлось за 6 тысяч лет. Здесь можно ощутить связь с теми людьми. Представить, как они здесь жили, о чём думали, чего боялись. Может быть, кто-то из вас возьмёт какой-нибудь сюжет из местных петроглифов и сделает на его основе книгу или фильм. Кто-нибудь вдохновится на дизайн нового набора иконок или паттернов. Здесь хочется создавать что-то своё.

45. Последний 19-й шлюз знаменитого Беломорканала. 227 км построили всего за 20 месяцев, но какой ценой. Сейчас по каналу можно проехать на лодке и оценить масштаб проделанной работы.
Здесь должна быть фотография шлюза, но, оказывается, это режимный объект, и фотографировать его нельзя. Так что приезжайте смотреть вживую.

46. Сам Беломорск унылый и мрачный. Но у города есть потенциал. У него есть известное имя. Все знают папиросы «Беломорканал», на них даже нарисована карта с его расположением, но город не использует свой узнаваемый бренд. А ведь могли бы стать точкой притяжения. Устроили бы здесь музей, рассказывали про ужасы первого советского лагеря — по неофициальным данным, во время строительства умерло до 200 тысяч заключённых. Но пока в Беломорске нет ничего интересного. Известный бренд существует отдельно от города.

47. Деревня Вокнаволок. Здесь в 1998 году финны построили просто великолепную деревенскую школу. Это просто чудо. Каждое бревно обработано вручную. Все сёла и деревни должны брать у них пример.

48. Так и должна выглядеть деревенская школа — красивый сруб, наличники, зелёная полянка, лес. Это не типовая коробка на отшибе, как обычно бывает в сёлах и деревнях. Здесь у детей формируется настоящий вкус и индивидуальность.

Из-за коронавирусных ограничений внутрь школы меня не пустили, но я нашёл фотографии.

Жаль не все парты, как у парня в центре.

49. В каком-нибудь другом месте уже бы нашёлся «альтруист», который обложил всё сайдингом и устроил евроремонт. Но только не здесь! Здесь люди ценят красоту и традиции.

50. Волкнаволок старинная рунопевческая деревня. Её построили ещё в XVII веке и с тех пор здесь собирались и хранились все старые традиции, сказания и руны. В деревне более 200 домов и около 500 жителей. Карелов 85%. Некоторые жители общаются между собой на местном диалекте карельского языка. В большом городе сохранить язык гораздо сложнее. Русский все знают хорошо. С этими людьми нужно обязательно разговаривать, обязательно расспрашивать о культуре и традициях.

51. Вот в таких местах и жили известные рунопевцы, передававшие сказания и легенды из уст в уста, пока их не записали финские исследователи. Здесь можно погрузиться в их быт, изучить традиционные ремёсла, послушать древние песни и сказания, пожить, как жили здесь в XVIII веке. Сюда лучше всего ехать, если есть музыкальный слух и тяга к изучению фольклора. Одно дело узнавать о героях былых времён из книжек, другое слушать о них от их же потомков. Здесь можно часами слушать легенды, оторваться очень тяжело.

52. Дом купца Онтчи. Часть дома была отдана под постоялый двор, которым пользовались коробейники. Здесь можно посмотреть на мебель и предметы интерьера того времени. Интерьер восстанавливали по фотографиям начала XX века. Хочется растянуться на лавке и ждать, когда позовут обедать. В Карелии ты всегда одной ногой как будто в прошлом. Где-то чувствуешь себя героем, творцом, а где-то обычным уставшим коробейником.

53. Уплыву я от вас когда-нибудь. Волкнаволок стоит на берегу озера Верхнее Куйто. Раньше на этом берегу совершали заговоры, пели руны и проводили праздничные обряды. Волшебное место.

54. Потрясающие глухие леса. Неужели вы бы и здесь не стали бегать? После погружения в местную сказку хочется уложить всё в голове, составить своё понимание. Пробежка в этом лучший помощник.

55. Посёлок Рабочеостровск, недалеко от Кеми. Здесь Лунгин снимал свой «Остров». На самом деле это полуостров. Но он подошёл для съёмок лучше всего. Суровая и аскетичная природа побережья Белого моря — второй главный герой фильма. До прихода съёмочной группы на этом месте стоял простой барак без крыши и навигационная башня. Из барака построили церковь, а башня стала колокольней.

56. Знаменитых мостков к котельной больше нет. Но всё ещё можно перейти вброд. Говорят раньше здесь жил отшельник Виктор, который водил экскурсии к гробу, но потом он куда-то пропал.

57. Внутри пусто. Но туда и не хочется. Здесь декорации работают только в симбиозе с природой. Приезжаешь как будто на край света. Здесь всё погружает в раздумья.

58. «Это городок Кемь, откуда корабли с паломниками идут в Соловки. Это место русской святости, место мученичества. Там были серые причалы из прогнивших брёвен, откуда заключённых отправляли в Соловецкие лагеря. Причалы из досок, затонувшая баржа, вокруг которой мы построили декорации, вода, камни — этот пейзаж сыграл в фильме не меньшую роль, чем актёры».
Лунгин в интервью Российской газете

59. Через сам посёлок в начале прошлого века по узкоколейке возили из Кеми лес для судов, приходящих в бухту.

60. «Когда придумали мостки и появилась ржавая тачка. Это было в первые дни съёмок. Вдруг покатилась эта ржавая тачка — тык-тык-тык по мосточкам... Вода поднимается и опускается... И так он ходил тридцать лет».
Лунгин в интервью Российской газете

61. Сейчас здесь остались только рыбацкие домики и лодки.

62. Но как же здесь тихо и красиво.

63. В Рабочеостровск нужно ехать, чтобы помолчать, посмотреть вдаль, ощутить всю суровость русского севера. После этого по-другому смотришь на бурлящие города.

64. Домой отправляемся самолётом из нового аэропорта Петрозаводска. Его открыли прямо перед моим приездом, раньше срока на три месяца. Совпадение?

65. Аэропорт, правда, неплохой. Здесь аккуратная навигация, приятные цвета, хорошая мебель, красивое остекление и нет ничего лишнего. До этого аэропорт представлял собой барак, закрытый сайдингом. Сейчас гораздо лучше — приличный аэропорт.

66. Мы улетаем домой. Карелия похожа на сказку или машину времени. Сюда обязательно должен съездить каждый, чтобы испытать на себе этот опыт. В следующем посте я ещё больше расскажу о природе Карелии.