А давайте Маросейку для машин закроем!

Коронавирусный кризис – не только тяжёлое испытание для многих, но и время возможностей. Например, это отличный шанс хотя бы временно улучшить городскую среду. В городах Европы в этом году создаются новые пешеходные зоны, вводятся велополосы, целые улицы закрывают для машин. А поскольку люди быстро привыкают к хорошему, я уверен, что и после победы над пандемией многие из этих решений сохранят. Сложно представить себе человека, который сказал бы: "Да заебали эти ваши тихие, комфортные и безопасные улицы, верните 6-полосное шоссе без светофоров в центр города!"

Если, конечно, он не в России живёт. Проблема в том, что у нас люди не видят альтернативы. Точнее, видеть тут недостаточно, её надо испытать.

В постсоветских городах всё пространство, за исключением парков и стандартных провинциальных "арбатов", отдано автомобилям, а пешеходы вынуждены жаться друг к другу на узких тротуарах. Даже в Москве, которая в последние годы улучшает улицы в пользу пешеходов, людям места мало. А в Питере машины мудаков захватывают даже пешеходные улицы.

Тем временем Амстердам реализует программу снижения количества личных автомобилей в городе. В её рамках весной 2021 года перекроют одну из главных улиц центра – Вейсперштраат (Weesperstraat).

Как пишет мэрия Амстердама, горожанам "нужно больше жилого пространства и более чистый воздух", а также больше места для велосипедистов, пешеходов и общественного транспорта.

Поэтому 15 марта она запускает пилотный проект закрытия Вейсперштраат для автомобилей. Полностью без машин останется совсем небольшой участок длиной чуть более 100 метров – это отрезок улицы между двумя перекрёстками.

Но это означает, что автомобили, которые едут со стороны окраин, не смогут попасть в центр напрямую и будут вынуждены искать пути объезда. Проехать сможет только техника экстренных служб, а также общественный транспорт. Для велосипедистов и пешеходов при этом ничего не изменится.

Для начала улицу перекроют на 8 недель. Мэрия будет изучать "влияние временного закрытия Вейсперштраат на движение транспорта, качество воздуха и качество жизни".

В России подобные предложения до сих пор повергают в ужас как водителей, так и представителей власти. На амстердамской улице Вейсперштраат – 4 полосы, плюс разделитель посередине, и это по голландским меркам широкая улица.

У нас по центру городов проходят многополосные шоссе, и это никого не волнует.

Мне кажется, было бы интересно провести такое исследование на одной из улиц в центре Москвы. Почему в заголовок вынесена именно Маросейка? Потому что это одна из самых популярных улиц у пешеходов, там огромное количество кафе, баров, магазинов, офисов и различных сервисов, при этом автомобили там кажутся совершенно лишними.

Понятно, что это скорее утопия. Вряд ли у Дептранса в ближайшее время хватит смелости сообщить: "Мы закрываем Маросейку на 2 месяца, потому что москвичам нужно больше жилого пространства, более чистый воздух, больше места для велосипедистов, пешеходов и общественного транспорта". Или, скажем, освободить от машин "тихий центр".

Так что остаётся ждать открытия границ. Когда-нибудь Лондон, Париж, Амстердам и Копенгаген станут снова доступны для россиян. И наши туристы, вернувшись из по-настоящему комфортных городов, будут недоумевать: почему у нас негде гулять, почему по городу нельзя проехать на велосипеде, почему так шумно и опасно? Возможно, так и возникнет спрос на изменение городской среды не в пользу машин, а в пользу людей.