Давайте делать школьные улицы как в Эдинбурге
Как в России власти чаще всего реагируют на предложение ограничить движение транспорта по какой-нибудь улице? Они начинают приводить доводы, почему этого делать нельзя ни в коем случае! Сразу встанет весь город, невозможно будет подъехать скорой, пожарной, будут страдать жители близлежащих домов, да и мир рухнет без автомобилей у каждого дома!
А что на самом деле?
Несколько лет назад власти Эдинбурга обратили внимание, что ученикам неудобно добираться до школы из-за машин. Вы наверняка видели нечто похожее у себя в городе во время начала школьных занятий: толпы ребят по утрам занимают весь тротуар около учебного заведения или же идут вдоль машин, поскольку улицы далеко не всегда приспособлены для передвижения большого количества пешеходов одновременно. Иногда и самих тротуаров нет.
Поэтому в Эдинбурге, как и в некоторых других городах Европы, решили полностью запретить проезд автомобилей возле школ в часы, когда ученики идут в неё или же возвращаются домой. Исключение сделали лишь для машин местных жителей и экстренных служб.
Думаете, случился транспортный коллапс? Ухудшилась ситуация на соседних улицах? Город остановился?
А вот и нет! Недавно вышел отчёт о пользе введения школьных улиц в столице Шотландии. Примерно треть водителей действительно переместились на соседние улицы, но 2/3 просто отказались от поездок на своей машине в районы, где расположены школы. И несмотря на сложности, которые возникали, первые итоги проекта говорят о том, что по школьным и прилегающим к ним улицам ездить стали медленнее и реже, воздух стал чище, а ученики стали гораздо чаще ходить на занятия пешком, вместо того чтобы ездить со своими родителями на машине.
В последние годы школьные улицы стали появляться не только в Эдинбурге, но и в других британских и европейских городах.
При этом и родители, и проживающие рядом люди сходятся во мнении, что результатом программы школьных улиц стало повышение уровня безопасности — это отметили 2/3 респондентов проведённого опроса. Среди жителей соседних улиц эффект не так заметен: там гораздо больше неопределившихся. При этом во всех случаях лишь около 15% респондентов не согласились с утверждением, что улицы стали безопаснее. И повысили безопасность не с помощью надписей на асфальте, не повсеместными заборами или воззваниями из серии «сними наушники», а простым ограничением машин.
Что не менее важно, результаты эксперимент со школьными улицами говорят о том, что не количество автомобильных дорог решает проблему пробок. Открытых для движения автомобилей дорог в Эдинбурге стало меньше, но люди просто стали выбирать другой способ, чтобы добраться до нужного места. Хотите сделать город комфортным и безопасным? Развивайте альтернативные виды транспорта, стройте велодорожки, удобные тротуары, делайте пешеходные и школьные улицы.
Использованы материалы The Edinburgh Reporter и Городских проектов.