Сысерть: тактический урбанизм приходит в российские города
Я вам уже рассказывал про тактический урбанизм. Этот приём часто применяется в городе, чтобы понять потребности жителей. Главный принцип – быстро, недорого и качественно улучшить пространство с помощью некапитальных изменений. Перед тем как основательно перекрывать улицу, можно перекрыть её на лето клумбами, поставить недорогую уличную мебель и посмотреть на эффект. Именно так в своё время поступили с Бродвеем.
Иначе говоря, тактический урбанизм можно применять для создания новых общественных пространств, популярность которых в будущем неясна.
Здорово, что прием все чаще начинают применять и в России. Сегодня хочу показать вам старинный уральский завод, расположенный в небольшом городе Сысерть близ Екатеринбурга, который с помощью достаточно простых решений смогли превратить в новое место для отдыха.
Сысертский чугунолитейный завод Турчаниновых-Соломирских был основан в 1732 году. На нем изначально выплавлялись чугун и медь, позже стали отливать также готовые изделия. Корпуса, которые дошли до наших дней, построены уже в 19 веке. Однако после распада Союза завод перешел в частные руки и долгое время был заброшен.
Новая жизнь для него началась в 2019 году, когда было принято решение перестроить завод в креативный кластер в рамках проекта «Большая Сысерть». Здесь собрались построить музейный комплекс, тематический парк развлечений, школу юных инженеров, выставочные пространства и концертные залы. Основой кластера как раз и должен стать старинный завод. Понятное дело, что реализация подобного проекта стоит достаточно больших денег. Но посмотреть, насколько это место будет интересно жителям Сысерти и Екатеринбурга, стало возможно уже сейчас благодаря проекту «Лето на заводе», про который вышел репортаж на E1.RU.
«Лето на заводе» — это так называемый тактический урбанизм. Это значит, что территорию, восстановление которой оценивается в миллиарды рублей, мы оживляем в стократ более скромными средствами. Наша цель при этом — привлечь внимание к объекту, вызвать интерес на самых разных уровнях и продемонстрировать реальность и целесообразность создания здесь креативного кластера.
Ян Кожан, руководитель «Агентства развития Сысерти» / E1.RU
Первые два летних месяца этого года прошли на заводе под флагом благоустройства. Совместно с волонтерами, которые жили в палаточном лагере прямо на территории бывшего завода, вывезли мусор, который скапливался здесь десятилетиями, возвели сезонные объекты: летняя сцена, коворкинг, зона фуд-корта.
В итоге вчера территория открылась для посетителей. Здесь можно послушать лекции, поучаствовать в мастер-классах и подкрепиться на фуд-корте. Обратите внимание, что многие конструкции сделаны из обычных поддонов или из досок.
Использование простых материалов – это суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
В то же время это способ достучаться до власти или до инвесторов и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители города могут повлиять на то, что в итоге получится.
Условным чиновникам или инвесторам достаточно просто прийти на территорию общественного пространства и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства.
Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти и увидеть своими глазами! Только так.
Здесь важно заметить, что Сысерть – это небольшой город, население которого порядка 21 тыс. человек. Чтобы крупное общественное пространство смогло без проблем здесь существовать, нужно ориентироваться еще и на жителей Екатеринбурга, до которого больше 40 километров.
И предварительное тестирование общественного пространства как раз показывает, что люди готовы сюда приезжать. А представьте, что здесь будет, когда будут реализованы все намеченные планы!
"Мы показывали, чего удалось достичь благодаря небольшим сравнительно вложениям и работе волонтеров. Как территория может работать, существовать в будущем. Когда-то города на Урале появились благодаря заводам. Они производили металл и экономически прокачали территорию. Это был бренд региона, да и Российской империи. Но потом заводы устарели, потеряли свою актуальность. И сегодня мы говорим о том, чтобы дать заводам вторую жизнь".
Один из создателей кластера / E1.RU
Ещё важный момент: тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти.
И здорово то, что российские города уже созрели для подобного рода инициатив. У нас пока мало хороших общественных пространств за пределами крупных городов, а подобные проекты показывают, что спрос на них как раз есть.
Хотели бы, чтобы подобное место появилось в вашем городе?