August 7, 2020

Чем избранный губернатор отличается от назначенного

Фото: ИА "Хабаровский край сегодня"

Раньше я думал, что Сергей Фургал стал губернатором Хабаровского края исключительно благодаря протестному голосованию. Но оказалось, что народ реально его любит, и непрекращающиеся митинги в Хабаровске это подтверждают.

Уже на посту главы субъекта Фургал принял ряд простых, но популярных решений. Например, полтора года назад он запретил всем хабаровским чиновникам, кроме трёх своих первых зампредов, летать бизнес-классом за счёт региона.

"По отношению к большинству жителей края чиновникам летать бизнес-классом за бюджетный счёт – несправедливо. За свой – никто не запрещает и вряд ли кто-то осудит".

Эта мера стала одной из многих, принятых ради экономии средств краевой казны. Фургал также выставил на торги правительственную яхту "Виктория" стоимостью миллион долларов, урезал пенсии чиновникам и депутатам, отменил закупки дорогих автомобилей, мебели и канцелярских товаров, сократил численность сотрудников министерств, запретил необязательные командировки. Только на госзакупках удалось сэкономить 150 миллионов рублей.

Что касается авиабилетов, тут выгода очевидна. На момент запрета (март 2019-го) полёт из Хабаровска в Москву и обратно в бизнес-классе обходился в 150 и более тысяч рублей, а в экономе по "плоскому тарифу" – в 22 тысячи. Непонятно (и Фургалу тоже было непонятно), зачем переплачивать в 7 раз.

Сейчас билеты в эконом-классе из Хабаровска в Москву и обратно стоят от 23 тысяч рублей (я смотрел вылет "Аэрофлотом" в среду, 12 августа, и обратный вылет в пятницу, 14 августа). Бизнес на тех же рейсах обойдётся в сумму от 113 тысяч до 156 тысяч рублей (во втором случае это тариф "Максимум").

Выгода по-прежнему очевидна, но не для всех. Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв решил отменить приказ своего предшественника и вновь разрешить региональным чиновникам летать бизнес-классом, ездить в вагонах СВ и плавать в каютах "люкс".

Проект постановления уже готов.

"Расходы по проезду на территории Российской Федерации к месту командирования и обратно к постоянному месту их деятельности возмещаются членам Правительства Хабаровского края по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, но не выше стоимости проезда:

- воздушным транспортом – по тарифу бизнес-класса;
- морским и речным транспортом – по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в каюте "люкс" с комплексным обслуживанием пассажиров;
- железнодорожным транспортом – в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории "СВ" или в вагоне категории "С" с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса".

Сам Дегтярёв объяснил своё решение вернуть хабаровским чиновникам бизнес-класс тем, что они редко бывают в Москве:

"За последние несколько лет наши чиновники практически не бывали в Москве. <...> Это не дело! Наши министры должны бывать регулярно в столице, встречаться с федеральными коллегами, отстаивать интересы края и привлекать средства из федерального бюджета. В этой связи вопрос эффективности – он не праздный. Я хочу вас спросить, уважаемые жители Хабаровского края: сколько миллиардов рублей должен привлечь министр, ну или заместитель председателя правительства Хабаровского края, чтобы мы компенсировали ему перелёт бизнес-классом?"

К сожалению, Дегтярёв так и не рассказал, что мешает краевым министрам чаще летать в Москву экономом. Раз они так редко бывают в Москве, пусть 7 раз слетают вместо одного за те же деньги!

В принципе, этим и отличается народный губернатор от назначенного. Народный ищет способы отказаться от бесполезных трат бюджетных средств, назначенный распоряжается этими деньгами как своими.