Жаль Ярославль. Хороший город был
В Ярославле для борьбы с пробками решили затеять реконструкцию части Ленинградского проспекта. И это совсем не значит, что через несколько лет там появятся удобные тротуары, пешеходные переходы, велодорожки и выделенные полосы для общественного транспорта. Город хочет в два раза расширить проезжую часть, сделав 8 полос для движения автомобилей, предусмотреть карманы для общественного транспорта, а для пешеходов построить три надземных перехода. Разработчика именно такого проекта начали искать в Ярославле через портал госзакупок. Общая стоимость работ по проектированию оценена почти в 22 миллиона рублей.
Подобные планы могли бы появиться у города лет так 60 назад, когда во всем мире считалось, что можно до бесконечности расширять дороги, пока проблема пробок не решится. Но к чему в итоге подобный подход привел? К развязкам и городским шоссе, которые разрезают город на части. Здесь даже не нужно далеко ходить за примером – в Ярославле уже есть Московский проспект, который расширили для машин:
Стремясь решить все транспортные проблемы кубометрами бетона и асфальтовыми полями, Ярославль собирается превратить еще одну обычную улицу в монстра, взяв за основу принцип «больше полос + меньше наземных переходов = всем хорошо».
Но это так не работает.
Расширять проспект собираются от ул. Волгоградской до ул. Строителей. Пока что он выглядит так:
Но через какое-то время, если планы мэрии Ярославля будут реализованы, здесь будет уже 8 полос для движения автомобилей, будут карманы для общественного транспорта, да еще и несколько надземных переходов!
В Ярославле стали повторять ошибки ранней автомобилизации, когда улицы проектировались под нужды автомобилистов. В городе уже перед тысячелетним юбилеем под предлогом борьбы с пробками были убраны трамваи с центральных улиц города, расширен Московский проспект и на этом проспекте построены надземные пешеходные переходы, которые невозможно воспринимать иначе, как издевательство над пешеходами (особенно над маломобильными). Борьбе с пробками эти меры ожидаемо не помогли. Расширенный Московский проспект стоит каждый будний день утром и вечером, также на нем происходят аварии, в том числе из-за того, что эта улица в какие-то часы превращается в бессветофорную «взлётную полосу».
Теперь вот взялись за еще один городской проспект, при этом есть ощущение, что многие детали плана — из учебника «как делать не надо»:
- Здесь и восьмиполосная магистраль (четыре полосы в каждую сторону) в черте города. Неудобна для перехода, создает большое количество шума и выхлопов для жителей окружающих домов.
- И надземные пешеходные переходы. Усложняют переход улицы и увеличивают его во времени. Провоцируют людей перебегать улицу и повышают аварийность. Ограничивают доступность города для маломобильных граждан. Крайне дороги в строительстве и содержании.
- Заездные карманы для общественного транспорта. Требуют от водителя автобуса и троллейбуса дополнительных маневров, что приводит к потерям времени, причем далеко не всегда водители могут подъехать достаточно близко к остановке.
- Отсутствие велоинфраструктуры. При наличии инфраструктуры велосипед может стать полноценным средством транспорта в городе. Велодорожки должны присутствовать хотя бы в новых проектах по развитию городских улиц.
Запланированное продление троллейбусной линии до улицы Строителей – это, пожалуй, единственная на сегодняшний день положительная сторона проекта.
Сегодня весь мир пытается строить удобные города, убирать транзитный трафик, снижать скорость движения, делать удобным общественный транспорт, строить велодорожки. В Ярославле же пытаются по-прежнему решать проблемы с помощью новых автомобильных дорог.
Способы борьбы с пробками уже давно известны: грамотная организация работы общественного транспорта, организация выделенных полос, приобретение комфортабельного подвижного состава, строительство велодорожек и организация платных парковок.
Строительство новых дорог, полос и развязок стимулирует новые пробки, поскольку привлекает на дороги дополнительные автомобили. Сейчас мэрия предлагает Ярославлю концептуально устаревший проект, и нужно бороться, чтобы он не был принят.
На основе материала "Городских проектов".