Разлив топлива в Норильске: кто и как скрывает аварию? Запугивание, коррупция и безнаказанность
В Норильске в конце мая случилось происшествие, которое экологи уже назвали крупнейшей экологической катастрофой в Арктике. Там произошел разлив 21 тысячи тонн топлива.
Но прежде чем говорить об экологии, хотелось бы пару слов сказать про сам Норильск. Судя по рассказам местных, это отдельное государство в государстве, где вся власть находится в руках "Норникеля". Люди настолько от него зависят, что живут в постоянном страхе попасть в немилость и лишиться возможности спокойно жить и работать.
В городе нет независимых СМИ и общественных организаций, которые могли бы защищать горожан и освещать, что происходит на предприятии.
Когда я все это услышал, захотел подробно разобраться в ситуации. Но я столкнулся с непредвиденной проблемой: оказалось, что многие люди настолько запуганы, что просто отказываются общаться на камеру и давать интервью о ситуации в городе. У меня уже были ситуации, когда единичные спикеры отказывались от общения в последний момент, но чтобы настолько массово люди молчали – с таким я столкнулся впервые.
"В Норильске получить "волчий билет" – это все равно, что остаться без работы. Если все строится на обслуживании или на работе "Норникеля", найти работу человеку с волчьим билетом будет очень проблемно. Если есть семья, то кому это надо".
Владислав Роскошный, общественный деятель, г. Норильск
Тем не менее мы попытались разобраться и смогли найти тех, кто был готов рассказать, что же сейчас происходит.
Для начала давайте восстановим ход событий. 29 мая на территории ТЭЦ, принадлежащей дочернему предприятию «Норникеля», разгерметизировался резервуар для хранения дизельного топлива.
В этот момент мимо резервуара проезжали двое мужчин, они сняли на камеру, как солярка мощным потоком разливается по прилегающей территории. При этом видно, что технического персонала на месте аварии нет, то есть можно сделать вывод, что на самом предприятии утечку либо не заметили сразу, либо проигнорировали.
Примерно в то же время по прилегающей к предприятию дороге ехал легковой автомобиль. Водитель Андрей Афиногенов обратил внимание на то, что асфальт мокрый, и предположил, что на предприятии сливали воду. Но в какой-то момент машина остановилась, и когда Андрей открыл дверь, он заметил, что уровень жидкости снаружи довольно сильно поднялся, и машина начала дымить из-под капота. К тому моменту на месте появился технический персонал, который вызвал пожарных.
"Я ехал на автомобиле. Впереди был мокрый асфальт. Дождя не было, ну, то есть лужи были. Запаха не было. Ограждающих каких-то конструкций, предупреждающих знаков не было. Персонал отсутствовал технологический. Соответственно, там, возможно, сливалась вода, ещё что-то, может быть. Визуально асфальт был виден. Я поехал. В какой-то момент машина остановилась. Что там произошло, сейчас трудно сказать. Может, она провалилась, произошел подмыв асфальта.
Но когда я открыл дверь, уровень увеличился, и, соответственно, уже запах был, чувствовался, дизельного топлива, не знаю, что там у них, не могу сказать. То есть уровень поднялся, я вылез через крышу. Как раз появился технологический персонал, к этому времени машина от этой жидкости начала дымить из-под капота. Языки пламени из-под автомобиля начали появляться. Я спросил у технологического персонала, вызвали ли они пожарную охрану. Они говорят: да, пожарную охрану вызвали.
Я побежал, пока ещё машина дымила, так как телефон остался в машине, вырвал телефон оттуда, отбежал на безопасное расстояние, сообщил руководству и позвонил в дежурную часть полиции города Норильска. В это время уже автомобиль пылал полностью, и минут через пять пожарные подъехали".
Андрей Афиногенов / Baza
Загоревшийся автомобиль в итоге привел к большому пожару на площади около 300 квадратных метров. Пожарным удалось вовремя его потушить, от огня никто не пострадал. Но к тому моменту всё топливо — а это примерно 21 тысяча тонн — уже вылилось из резервуара.
Несколько дней о ситуации знали лишь единицы. На федеральном уровне о катастрофе заговорили только 3 июня. В этот день Путин созвал экстренное совещание о ситуации в Норильске. Глава МЧС Евгений Зиничев и губернатор Красноярского края Александр Усс отчитались перед ним, что информацию об утечке топлива они получили только 31 мая, то есть спустя два дня после катастрофы.
"В подразделения МЧС России информация о чрезвычайной ситуации поступила по линии Единой дежурной диспетчерской службы только 31 мая. Все это время предприятие пыталось собственными силами локализовать последствия разлива. В тот же день информация была доведена до губернатора Красноярского края, проведено заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям".
Евгений Зиничев, глава МЧС РФ / Канал kremlin в YouTube
"Только после появления тревожащей информации в социальных сетях и настойчивых вопросов соответствующим должностным лицам была выяснена реальная картина происшедшего".
Александр Усс, губернатор Красноярского края / Канал kremlin в YouTube
Многие эксперты, журналисты и общественники сомневаются в том, что МЧС и региональные власти действительно в течение двух дней ничего не слышали о происшествии. На это указывают несколько несостыковок.
Во-первых, сообщения Единой дежурно-диспетчерской службы на самом деле поступали в МЧС начиная со дня происшествия. 29 мая они сообщили, что на территории ТЭЦ легковой автомобиль врезался в резервуар, из-за чего произошла разгерметизация и последующий пожар. Чуть позже они уточнили, что автомобиль никуда не врезался и что разгерметизация случилась сама собой. И на следующий день, 30 мая, вышло сообщение, что топливо попало в реку Амбарная, но нарушение экологической обстановки при этом не зафиксировано. То есть об утечке уже было известно, хотя её масштабы сильно преуменьшались.
Во-вторых, о разливе топлива ещё 29 мая сообщила глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она написала у себя в фейсбуке, что территория загрязнена нефтепродуктами и что сотрудники ведомства проводят проверку на месте происшествия.
На следующий день, 30 мая, она уточнила, что речь идёт о разливе 20 тысяч тонн топлива. И ещё она добавила, что охрана ТЭЦ почему-то не пускает инспекторов непосредственно на место ЧП.
Параллельно с этим в сети начали появляться фото и видео, на которых видно разлившуюся по реке Амбарной солярку.
Всё это говорит о том, что властям и МЧС нужно было очень постараться, чтобы два дня не замечать у себя под носом экологическую катастрофу такого масштаба. Единственное логичное объяснение — чиновники знали об аварии, но почему-то затормозили с мерами по её ликвидации и до последнего пытались замять ситуацию.
Почему вообще стала возможна ситуация, когда топливо попадает в реку, в почву? Почему вокруг не было защитных конструкций на случай аварии?
"В принципе, эта структура должна была быть сделана. Просто проектирование велось больше 30-35 лет назад. И, судя по всему, тогда была минимизация всех расходов. И с тех пор, как я понимаю, никто даже не пытался задуматься о том, чтобы привести все в соответствие с теми ГОСТами и СНиПами, которые бы в принципе должны были работать и как-то защищать. И так это повсеместно.
Я однозначно говорю, что основные фонды норильского промышленного района, а я включаю в это понятие все: и сферу ЖКХ, и техническую, и дорожную сферу, – вся сфера норильского промышленного района находится рядом с нулем, то есть фактически она израсходована, она съедена. То есть в нее ничего не вкладывается, а если вкладывается, то по минимуму.
Норильский промышленный район, на мой взгляд, – это одна большая экологическая катастрофа, причем эта катастрофа растянута на десятилетия".
Валерий, инженер-технолог, 20 лет работал в Норильске.
Каковы же масштабы катастрофы?
На совещании с Путиным глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что около 6 тысяч тонн топлива впиталось в почву и ещё 15 тысяч тонн попали в реки Далдыкан и Амбарная. Допустимая концентрация нефтепродуктов в воде оказалась превышена в десятки тысяч раз. Площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных метров.
Радионова подчеркнула, что дизельное пятно удалось локализовать на реке Амбарной. Ниже по течению этой реки находится озеро Пясино, которое дальше впадает в Карское море. Когда журналисты спросили её о том, нанесёт ли эта авария какой-то ущерб озеру и морю, она однозначно ответила, что это исключено:
"Возможность ущерба Карскому морю мы даже не рассматриваем. Уже развернутая сеть боновых заграждений, причем это боны морского типа, максимально эффективно задерживает топливо. Проделанная спасателями работа исключает последующее проникновение нефтепродуктов из Амбарной в озеро Пясино, а следовательно, и в Карское море".
Но глава пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков и заместитель министра экологии и рационального природопользования Красноярского края Юлия Гуменюк заявили, что топливо в Пясино всё-таки попало.
В «Гринписе» аварию назвали одной из самых масштабных в истории Арктики, её ущерб только для водных объектов оценили как минимум в 6 миллиардов рублей. Общий ущерб катастрофы Радионова оценила в десятки, а то и сотни миллиардов рублей. Бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь тоже заявил, что если считать ущерб по утверждённым Минприроды методикам, то он может достичь ста миллиардов рублей.
Руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников рассказал, что больше половины всех загрязнений в воде собрать вряд ли удастся. Большая часть разлившегося топлива останется в воде или испарится. Всё это нанесёт огромный ущерб животному миру.
По словам Олега Митволя, при правильной организации восстановление экологии в регионе может занять от пяти до десяти лет. Замминистра природных ресурсов и экологии Елена Панова заявила, что 10 лет для устранения последствий катастрофы такого масштаба — это минимум.
Сейчас нам показывают красивые картинки и рассказывают, насколько эффективно собирается топливо. И может показаться, что через пару месяцев все будет вновь хорошо. На самом же деле не будет, поскольку огромное количество топлива уже впиталось в почву и испарилось, и полностью ликвидировать подобную аварию просто невозможно.
"Если нефть не взаимодействует с водой, то нефтепродукт, такой как солярка, взаимодействует. Солярка тоже находится на поверхности воды, она изначально не тонет, но с течением времени молекула структуры дизеля начинает взаимодействовать с водой, утяжеляться и аккуратно опускаться на дно. В этом вся и проблема. Собирать со дна солярку нет приспособлений.
Василий Шадт, житель Норильска, блогер.
Президент «Норильского никеля» Владимир Потанин заявил, что его предприятие полностью оплатит все работы по устранению последствий аварии. По его оценке, на это потребуется больше десяти миллиардов рублей.
Сейчас на загрязнённых участках рек установлены боновые заграждения. Они позволили остановить дизельное пятно и направить его к берегу. Дальше спасательные службы с помощью помп собирают топливо с поверхности реки во временные резервуары. Что с ними будут делать — пока не очень понятно. Вывозить их на предприятия для утилизации очень проблематично, потому что в этом районе нет дорог, и сама река — несудоходная. Звучало предложение просто сжечь собранное топливо в специальных ёмкостях, но чиновники сомневаются, что это наилучший выход. Позже было решено собирать топливо в герметичные контейнеры, складировать их вдоль берега реки, а после наступления заморозков по зимнику вывезти их на утилизацию.
У общественников этот план вызвал много вопросов. Председатель норильской общественной организации «Мой дом» Руслан Абдуллаев описал их по пунктам.
Во-первых, непонятно, каким образом эти герметичные контейнеры будут доставляться к месту разлива топлива, если там сейчас нет никаких дорог. Во-вторых, заявленного количества ёмкостей очевидно будет недостаточно для сбора всего разлившегося дизеля, особенно с учётом того, что он смешался с водой и почвой. В-третьих, непонятно, получится ли организовать безопасное хранение собранного дизеля на такой долгий срок. И в-четвертых, никто до сих пор так и не решил, что делать с загрязнённым грунтом и как его вывозить с места аварии.
Таким образом, Абдуллаев опасается, что ликвидацию последствий аварии проведут лишь формально на бумаге, а на самом деле бóльшая часть ущерба так и не будет ликвидирована.
7 июня в YouTube появилось видео с заявлением заместителя начальника экологического отдела Росприродназдора в Норильске Василия Рябинина.
Рябинин рассказал, что вечером 29 мая один из коллег по телефону сообщил ему о разливе топлива в районе реки Далдыкан. Рябинин сразу выехал на место аварии, но на подъезде его остановила охрана ТЭЦ. Там же находился наряд полиции, но полицейский тоже отказался пускать Рябинина на территорию без разрешения руководства ТЭЦ. Он не стал вступать в длительные дискуссии и вместо этого поехал фотографировать загрязнённый ручей. Оказалось, что рядом с ручьем тоже стояла охрана, она сразу доложила руководству, что кто-то приехал снимать разлив дизеля. Рябинин поехал в другое место и продолжил снимать дизельное пятно на Далдыкане, чтобы позже отправить фото и видео руководству. Уже когда Рябинин собирался возвращаться в город, он столкнулся на дороге с группой вооружённых людей, которые попросили его удалиться. Рябинин так и поступил.
На следующий день, то есть 30 мая, все снимки уже были у главы Росприроднадзора, но никаких инструкций по дальнейшим действиям Рябинину так и не поступило. По его словам, им наоборот сказали ничего не предпринимать.
По оценке Рябинина, топливо уже давно попало в озеро Пясино. Он рассказал, что в понедельник 1 июня его знакомые брали пробы воды на озере, и они показали высокую концентрацию дизеля в воде. Рябинин сообщил об этом своему руководству и сотрудникам прокуратуры, но эти данные в итоге так никто и не перепроверил. Рябинин утверждает, что сверху пришло указание не заниматься проверками воды в Пясино. И уже днём позже была озвучена официальная версия, что дальше реки Амбарной дизельное пятно не ушло.
Рябинин заявил в своём коллективе, что всё происходящее — это должностное преступление. После этого его отстранили от проверки. Он опасается, что чиновники будут пытаться занизить масштабы экологического бедствия и не смогут в полной мере устранить его последствия.
Для полного понимания ситуации нужно отдельно поговорить о том, какую роль «Норникель» играет в жизни Норильска. Его Заполярный филиал является градообразующим предприятием. Из налогов «Норникеля» и его дочерних компаний формируется бóльшая часть городского бюджета. И как следствие у руководства компании есть все инструменты для того, чтобы влиять на обстановку в городе. Местные рассказывают, что в Норильске фактическая власть находится в руках «Норникеля», а не мэрии или губернатора. Поэтому там нет независимого контроля за происходящим и независимых СМИ, которые могли бы подробно рассказывать о катастрофе.
На сегодняшний день Следственный комитет уже возбудил два уголовных дела. Первое ведётся по статье о халатности, идет расследование по несвоевременному информированию о чрезвычайной ситуации.
Второе дело ведётся по статьям о порче земли, загрязнении вод и нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ. По нему уже есть один арестованный — это начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ Вячеслав Старостин. Жители Норильска начали общественную кампанию в его защиту. Народ считает, что руководство предприятия просто выставило его как самого крайнего — он проработал на этом посту меньше полугода и не может нести ответственность за аварийное состояние резервуара, который стоял там десятки лет. Один из сотрудников анонимно подтвердил «Медузе», что авария произошла из-за устаревшего оборудования и недостатка финансирования.
10 июня были задержаны ещё три человека: главный инженер ТЭЦ-3 Алексей Степанов, его заместитель Юрий Кузнецов и директор предприятия Павел Смирнов. Каждому из них грозит до пяти лет лишения свободы за то, что они ввели в эксплуатацию аварийный резервуар. Директор Заполярного филиала «Норникеля» заявил, что это эта мера — неоправданно жёсткая. По его словам, задержанные никак не мешали следствию и были гораздо полезнее на месте ликвидации аварии.
Причины аварии выясняются. «Норникель» вероятной причиной произошедшего считает изменение климата. Но тут есть некоторые сомнения:
1. Если у вас есть резервуары, в которых находится топливо, вы должны понимать, что есть фактор климата, есть землетрясения, метеориты, то есть должна быть всегда страховка на случай аварии. Почему не было предпринято никаких мер? Как это вообще возможно?
2. Я открываю прессу и вижу интересный факт: Ростехнадзор с 2016 года не имел доступа к резервуару «дочки» «Норникеля», из которого вытекло более 20 тыс. тонн дизеля, — все это время он числился на ремонте. В «Норникеле» это пока не комментируют.
В отношении других объектов «дочки» «Норникеля» Ростехнадзор проводил регулярные проверки, общая сумма выписанных в результате штрафов для компании превысила 4 млн руб. Например, в 2017–2018 годах Ростехнадзор
предупреждал «Норникель» о проблемах с хранением топлива на ТЭЦ-3.
Ведомство указало, что компания не устранила нарушения, выявленные в 2014 году. Тогда ООО «Безопасность в промышленности» предписало НТЭК до осени 2015 года выполнить ремонт наружной поверхности стенки и кровли, в том числе зачистить участки, пораженные коррозией, и восстановить антикоррозионное покрытие, а к октябрю 2016 года провести неразрушающий контроль днища.
Мы, конечно, подождем выводы комиссии, может, нам расскажут что-то удивительное, но что-то мне подсказывает, что причины очень просты – обычное распиздяйство и русское авось.
Когда тебе принадлежит не просто предприятие, а целый город, то можно не пускать инспекторов, можно купить полицейских и следователей, и никто не будет назойливо надоедать. Та самая коррупция, разрушенные государственные институты – рано или поздно все это выливается тоннами дизельного топлива в реки и озера, на десятилетия вперед убивая остатки удивительной природы.