Бизнесу разрешили захватывать парковки
Ограничения, связанные с коронавирусом, сильно изменили отношение к городской среде. Сегодня, когда почти везде применяются меры социального дистанцирования, города всё больше пространства отдают пешеходам и велосипедистам. Где-то автомобильные полосы превращают в велодорожки, где-то за их счёт расширяют тротуары, иногда для машин закрывают целые улицы. В развитых странах людям рекомендуется во время эпидемии ездить на работу на велосипеде или ходить пешком.
В России ничего подобного не происходит, потому что мэры и губернаторы сами пользуются исключительно автомобильной инфраструктурой и не понимают, что тот же велосипед может быть как полноценным видом транспорта, так и транспортом "последней мили". У нас всех загоняют в автобусы и метро, где вероятность заразиться коронавирусом намного выше, чем при поездке на велосипеде или пешей прогулке.
Но я немного отвлёкся.
Одна из важнейших примет автомобильного города – засилье парковок. В типичном российском городе любой свободный клочок земли (даже в центре, а может, тем более в центре) будет отдан машинам. Причём часто совершенно бесплатно, а иногда за чисто символические деньги – какие-нибудь 20 рублей в час.
Если попробовать убрать парковку и сделать на её месте что-нибудь полезное (устроить сквер с лавочками, высадить деревья или просто расширить тротуар), немедленно начнётся истерика. Против ликвидации парковки будет выступать не только офисный планктон и те, кто ездит за покупками исключительно на машине, но даже владельцы бизнеса на первых этажах. Хотя, казалось бы, они-то должны быть обеими руками за отмену парковок и увеличение количества пешеходов на улицах.
На эту тему было много исследований, и все они показали, что бизнес ничего не теряет, если вдруг лишается источника постоянного шума и вони перед своей витриной. Напротив, чем более дружелюбной к пешеходам становится улица, тем больше людей заходит в магазины и кафе.
У нас люди врубаются в это с большим трудом. В Европе – наоборот, считается круто арендовать помещение на пешеходной улице. А теперь, когда коронавирус ставит свои условия, там происходят по-настоящему страшные для российского водителя вещи! В Роттердаме бизнесу разрешили... захватывать парковки!
Теперь владельцы кафе, магазинов и другого бизнеса (например, парикмакерских) могут с 1 июня по 1 ноября занять три парковочных места перед своей витриной и устроить там парклет. Помните, что такое парклет? Это небольшая общественная зона, которая обустраивается прямо на парковочной полосе, обычно в тёплый сезон.
Это может быть просто веранда с лавочками и зеленью, или столики ближайшего ресторана, или качели с велопарковкой. Особенно эта тема популярна в США.
У меня был большой пост про парклеты, почитайте.
В чём отличие роттердамского подхода? Во-первых, это бесплатно. Во-вторых, не требует специального разрешения – просто взял и захватил парковку! В-третьих, если нет собственных материалов для парклета, можно, опять же, бесплатно взять у города круглые деревянные платформы. В-четвёртых, парковку можно захватить по всей ширине здания (я так понимаю, это работает, когда в здании несколько заведений на первом этаже), а если здание угловое – по обеим сторонам.
Как вам такое, господин Яразвалюсьеслипройдустометров?
Как вам такое, госпожа Яжематьссумкамиидетьми?