Театр безопасности
Наверное, европеец, который впервые приезжает в Россию, думает, что мы живём в самой безопасной стране на свете!
Всюду заборы, иногда даже с колючей проволокой, на улицах толпы полицейских и росгвардейцев (к которым в некоторых городах ещё добавляются казаки в форме), при входе в любой офис торчит охранник, а на вокзалах, в школах и вузах работают в лучшем случае два входа-выхода.
Я уже много раз писал про то, что всё это – большой театр безопасности. Абсолютно бесполезные меры. Некоторые нужны только для того, чтобы кто-то хорошо заработал, а другими пользуются политики, чтобы сыграть на наших страхах и принять очередной репрессивный закон. Давайте вспомним, какие вещи, каждый день мешающие нам жить, не имеют никакого отношения к безопасности:
Заборы
О, это, наверное, главная русская традиция! Заборами у нас обнесено более-менее всё, от частных домов до памятников. Есть даже специальные праздничные заборы, которые устанавливают, например, на День Победы. Но хуже всего – когда города начинают устанавливать заборы под предлогом заботы о пешеходах.
Почему это вредно, я неоднократно объяснял. Во-первых, такой забор не защитит от вылетающего на тротуар автомобиля, а наоборот: машина легко его пробьёт, а осколки забора превратятся в шрапнель.
Во-вторых, забор не заставит пешехода отказаться от перехода улицы "в неположенном месте". Если люди лазят через забор, значит, на этом участке улицы не хватает полноценного пешеходного перехода. Заборы лишь провоцируют людей нарушать правила и рисковать своей жизнью. Водителей они тоже провоцируют ускоряться и/или вести себя менее внимательно на дороге. Человек за рулём видит забор и не ожидает, что в этом месте на проезжей части может оказаться пешеход. Следовательно, ни о какой безопасности тут речи не идёт.
Из-за заборов сложно убирать улицы. В конце концов, заборы уродуют город.
Кислотные рамки и жёлтые зебры
С яркими рамками вокруг знаков пешеходного перехода всё ещё очевиднее. Они отвлекают внимание водителя от пешехода на дороге. А ведь на переходе должно быть прежде всего видно пешехода, а не что-то ещё. Безопасности должен способствовать дизайн улицы (приподнятость и хорошая подсветка перехода, островок безопасности, светофор, сужение полосы, контрастное мощение и т.д.), а не кислотные рамки. К тому же, каждый такой знак стоит в несколько раз дороже обычного. Установка таких знаков – глупость и растрата бюджетных средств.
То же касается и жёлтых зебр. Пешеходов на них лучше видно не становится, никакими противоскользящими свойствами они не обладают (это миф). Просто бессмысленная трата денег на жёлтую краску и дополнительную работу дорожников. Каждую зебру в стране можно нанести в 2 раза дешевле и при этом не испортить облик города.
Обратите внимание, в странах, где люди практически не погибают на дорогах, нет ни ярких рамок у знаков, ни пёстрых зебр. Наоборот, часто вообще нет знаков и разметки.
Рамки досмотра
Тут всё просто. Рамки на вокзалах и в аэропортах только отнимают время и нервы пассажиров и никак не способствуют чьей-либо безопасности. Если условный террорист захочет взорваться на вокзале, ничто не помешает ему это сделать прямо в очереди на рамку (в Волгограде в 2013 году именно это и произошло). Тогда помимо пассажиров погиб полицейский и охранник РЖД. Как они смогли помешать теракту? Да никак.
Кроме того, помните, что от терактов в России умирает просто мизерная часть населения. В год жертвами терактов у нас становятся столько же людей, сколько в ДТП погибает за один день или даже за полдня (!). Так что все эти рамки, сканеры, толпы полицейских и охранников на входе – обычная показуха.
Схемы эвакуации
Не знаю, как вы, но в России я не видел ещё ни одной понятной схемы эвакуации. Может, их печатают исключительно для людей с инженерным образованием, я не знаю... Но чтобы разобраться, что к чему, надо поломать голову.
Только вот когда начнётся пожар, у вас не будет на это времени. Представьте себе: всё в дыму, глаза слезятся, башка не соображает, мимо проносятся люди в панике, а вы щуритесь на план эвакуации и пытаетесь что-то разобрать. В критической ситуации это абсолютно бесполезная бумажка. Лучше бы на случай какого-то происшествия делали светящиеся стрелки на полу, указывающие путь к ближайшему выходу, примерно как в самолётах.
Закрытые двери
Но проблема в том, что никакого выхода может и не быть ))) Да, это ещё один наш бич. Идиотские требования ФСБ предписывают вокзалам, школам и другим важным объектам оставлять открытыми минимум выходов. Вот, например, три двери на вокзале в Курске, и все они опечатаны "в целях безопасности".
Если случится пожар или какой-нибудь поехавший устроит шутинг, народ ломанётся к единственным открытым дверям (где стоят те самые рамки) и в панике устроит там давку. Многие погибнут просто так. Последний яркий пример – пожар в "Зимней вишне". Напомню, что там был закрыт выход из кинозала. В результате погибли 60 человек, включая 37 детей.
Но это ничему не научило ни отечественные спецслужбы, которые продолжают рассылать свои убийственные требования, ни руководство торговых центров, гостиниц, вокзалов и, что самое печальное, школ и вузов. Под предлогом борьбы с террористами двери по-прежнему держат закрытыми... Даже двери на пожарные лестницы многоэтажек зачастую опечатаны, хотя пожары у нас происходят несравнимо чаще, чем теракты, и уносят куда больше жизней.
Железные двери
Металлическая дверь никак не сможет решить проблему несанкционированного доступа в подъезд. Во-первых, большинство таких дверей открываются просто рывком, так как закрываются они на магнитный замок. Более того, никто не мешает войти в подъезд с одним из жильцов, либо позвонив по домофону и представившись участковым, почтальоном или курьером. Я уже не говорю, что примитивные кодовые замки открываются тоже без проблем: есть и универсальные ключи, и универсальные пароли.
Самая большая проблема глухой металлической двери – то, что она непрозрачная. Раньше в домах входные двери старались по возможности делать прозрачными, чтобы вы видели, что находится за ней. Вот это как раз и есть безопасность. Вы подходите к подъезду и понимаете, что за дверью никого нет, никто не поджидает вас там, никто не ударит по голове. Кроме того, когда подъезд виден с улицы, вряд ли кто-то будет там "гадить" во всех смыслах этого слова. То же самое – когда вы выходите на улицу. Уже в подъезде вы видите, кто там за дверью – маньяк с топором, гопники или просто бабушка сидит на лавочке.
Напомню, что металлическая дверь, особенно если вы ставите её в историческое здание, – это экономия и наплевательское отношение к городу. Больше ничего.
Охранники, вахтёры и консьержки
Это особая категория людей, которая нужна для того, чтобы "запрещать и не пущать". Абсолютно бестолковые люди, которые придумывают свои собственные правила и пытаются заставить каждого визитёра их соблюдать.
Стоит ли говорить, что в критической ситуации они будут абсолютно бесполезны? ЧОПовцы не спасут даже от бухого и относительно сильного хулигана, не говоря уже, скажем, о вооружённых налётчиках. Охранник нужен исключительно для того, чтобы целыми днями пялиться в телек, пердеть и пиздеть на всех, кто пытается преодолеть проходную. Консьерж иногда может быть полезен, если выполняет дополнительные функции (например, уборка в холле и лифтах), но в целом всё то же самое.