Нашёл свою мечту в Ленинградской области
Недавно наткнулся на интересную статью "Как архитектор Елизавета Гречухина за четыре года сделала из Гатчины мечту Ильи Варламова?".
Сразу задался вопросом: КАК? Что это за мечта Варламова и что за чудо случилось в Гатчине? В общем, вы понимаете, что я не мог не посетить этот прекрасный город недалеко от Петербурга. Сразу скажу, времени у меня было мало, но ознакомиться с урбанистическими чудесами я успел!
Пока ещё Гатчина – самый большой город Ленинградской области (около 92 тысяч человек), хотя последние пять лет население там стабильно падает.
На самом деле Колпино, Пушкин и Шушары больше, но все они уже вошли в состав Санкт-Петербурга, а вот Гатчину оставили прозябать в области. Я думаю, скоро её обгонят ещё и Мурино с Кудрово, где уже 64 тысячи и 41 тысяча жителей соответственно (а неофициально ещё больше).
Когда-то Гатчина называлась Хотчино и была просто деревней, а земля, на которой она стояла, регулярно переходила от русских к шведам и обратно. Но в начале XVIII века Пётр всё-таки отбил её у шведов, и Гатчина окончательно отошла к России. Начало её активного развития связано с Екатериной II, при которой был построен Большой Гатчинский дворец для её фаворита графа Орлова, и с Павлом I, который устроил в Гатчине свою резиденцию, личную военную базу и пожаловал ей статус города. При Павле был построен ещё один дворец – Приоратский.
Кстати, нынешний герб Гатчина сохранила (если не считать советского периода) с павловских времён, поэтому на нём есть Мальтийский крест и вензель императора:
Следующим постоянным резидентом Гатчины стал (80 лет спустя) другой российский император – Александр III. Несколько лет он вообще не покидал город, за что его прозвали "гатчинским затворником". При предпоследнем царе в Гатчине появился водопровод, канализация и телефон.
В 1900 году в Гатчине заработал подвесной трамвай от дворца до Балтийского вокзала (не путать с Балтийским вокзалом в Петербурге). Выглядел он довольно забавно:
Одно время подумывали даже о том, чтобы построить такую же подвесную дорогу вокруг Петербурга и пускать по ней 2000 вагонов в день с нагрузкой 600 пудов (9,8 тонны, то есть более 100 пассажиров) каждый. Но, видимо, проект оказался слишком дорогим.
Если верить "Википедии", в том же 1900 году "на Всемирной выставке в Париже Гатчина была признана самым благоустроенным из малых городов России". Уж не знаю, как проверить эту информацию, и почему Гатчина была признана самой благоустроенной именно на Парижской выставке, а не на каком-нибудь конкурсе в Петербурге... Но спустя сто лет, уже на рубеже 90-х и нулевых, город снова получил целый ряд дипломов за лучшее благоустройство. Давайте посмотрим, сохранилось ли что-нибудь от тех чудес и появились ли новые.
01. Сначала чудес было немного. Первый признак глупости – побелка деревьев. Запомните, белить деревья не надо, а если в городе это практикуется, то руководитель – некомпетентный дурак. На заборе странный стрит-арт... что это за послание?
02. Отдел дознания с интересными окошками. Город начинает быть интересным! Пойдём дальше.
03. И вот первое благоустройство! Около центральной улицы реконструировали сквер. Красивые лавочки, хорошо... Густой газон, деревья... правда с эксплуатацией грустно. Через плитку и камни уже пробиваются сорняки, урны повреждены. Ну ладно, может, это я придираюсь.
04. Посмотрим на главную пешеходную улицу!
05. Она, кстати, очень приятная. Это её старая часть. Деревья скрывают неухоженные фасады, зато открывается красивый вид на храм.
06. Шаг влево – пиздец...
07. А вот новая часть улицы. Тут уже вместо асфальта плитка и двусторонние лавочки, новые деревья и урны. В целом хорошо и правильно, осталось теперь фасады домов привести в порядок.
08. Удивительное дело – правильный переход! Он в один уровень с пешеходной улицей.
09. Идём дальше.
10. Запомните, в мечте Варламова нет заборов!
11. Детский садик... Я уже писал, что практика делать для каждой группы отдельный загончик и ставить кучу однотипного примитивного оборудования не очень хорошая. Лучше сделать несколько действительно крутых детских площадок для детей разных возрастов и дать возможность играть всем вместе.
12. Посмотрим на улицу из 60-х. Хорошая и очень зелёная улица. Часто можно встретить, как такие улицы расширяют, вырубая деревья – это ошибка.
13. Вместо того, чтобы лепить бесконечные заборы, лучше бы сделали островки безопасности на перекрёстке.
14. А вот очень крутой квартал сталинской застройки. Смотрите, как раньше улицы проектировали, и сравните с тем, что делают сейчас в новых районах. Тут небольшие дома, тротуары идут вдоль фасадов, сами фасады имеют пластику, они интересны для изучения, они отделаны натуральными материалами. Дорога отделена деревьями. По такой улице приятно идти.
15. Вот такие улицы должны быть в жилых районах, но сейчас так не делают, к сожалению.
16. Сейчас делают вот так. Почувствуйте разницу.
17. Храм. Это, кстати, лютеранская церковь, построенная при Николае I. Что удивительно, она до сих пор лютеранская, то есть РПЦ её по какой-то причине не захватила.
18. А это главная гордость города, новое общественное пространство на бульваре Науки. Видимо, это и должно было стать моей мечтой... Ну что ж, посмотрим.
19. Первое, что смущает – отсутствие нормальных лавочек. Лавочки вокруг дерева – это хорошо, но тень и защита от дождя нужны здесь и сейчас. Почему бы не сделать навесы?
20. Вторая проблема куда глобальнее. На новом общественном пространстве просто нечего делать. Несколько унылых качелей – и всё. По сути это просто асфальт...
21. Очень хороший показатель провала – люди доделывают работу за архитекторами. Если дать пространству пожить самостоятельно, станет понятно, что детям тут скучно.
22. Они уже готовы играть с камнями и арматурой...
23. Вокруг какие-то люки, строительный мусор и т.д. – это и стало главным развлечением.
24. Ничего кроме ровного асфальта с линиями тут нет... Возможно, это пространство хорошо смотрится на фотках с дрона, но находиться тут не хочется.
25. Хорошее решение – сделать лавочку вокруг дерева. Только непонятно, второй уровень – это спинка? Или там надо сидеть, а ноги ставить на нижнюю? Лавочка могла бы быть удобнее.
26. Пока на мечту Варламова не похоже...
Посоветуйте интересные места в Ленобласти!