Что будет с авиацией?
Сегодня практически вся новостная лента забита коронавирусом, что вполне объяснимо: продолжают болеть и умирать люди, по всеми миру приняты карантинные меры, серьезным образом ограничено передвижение людей, да и рядовых новостей стало просто меньше. Но все же пандемия – это явление временное, через какое-то время многие люди уже будут с иммунитетом, будут локализованы очаги распространения вируса, а там, глядишь, и вакцина появится (пока, правда, это отдаленная перспектива), так что рано или поздно, но жизнь вернется к норме.
Но что действительно изменится, так это экономика. Сейчас почти нет отраслей, на которые бы не повлияли ограничительные меры, введенные из-за коронавируса, так что после нормализации ситуации мир все же будет выглядеть немного иначе. Я думаю, что все прекрасно понимают, что очень большая часть компаний просто не переживет кризис: те, кто занимаются культурой, организацией досуга и развлечений, общественным питанием, гостиничным бизнесом и так далее. В этот же список могут попасть и многие авиакомпании. Вам может показаться, что если самолет находится на земле, то он не доставляет хлопот – поставил его в чисто поле и жди хороших времен. Но на самом деле здесь не все так просто.
Хочу показать вам, как авиакомпании решают проблему сохранения своих самолетов.
На самом деле, как только самолет садится, сразу возникает ряд вопросов.
1. Где найти место для парковки (и речь идет ведь не про парочку самолетов, а про тысячи)? В некоторых аэропортах, таких как Нью-Дели, уже даже нет свободных мест для парковки, поэтому самолеты стоят на взлетно-посадочных полосах.
2. Сколько придется заплатить за стоянку? Агентство Bloomberg со ссылкой на Марка Мартина, основателя Martin Consulting LLC, базирующейся в Дубае, сообщает, что в той же Индии одна только стоянка может обходиться в 1000 долларов в день для большого самолета.
3. Что делать с обслуживанием? Даже во время стоянки на земле нужно уделять много внимания самолетам, начиная с обслуживания гидравлики и систем управления полетом и заканчивая защитой от насекомых и диких животных – гнездящиеся птицы могут быть проблемой. А еще нужно переподключать авиационные аккумуляторы каждые 14 дней, запускать двигатели раз в месяц и так далее.
4. Что делать с персоналом? Напомню, что те же пилоты могут получить достаточно солидные зарплаты, при этом работы для них сейчас стало меньше.
5. Что делать с лизинговыми платежами?
При этом, как вы прекрасно понимаете, денежные поступления за счет продажи авиабилетов практически прекратились. А что касается прогноза на будущее, то здесь тоже все не сильно оптимистично. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) ожидает падение во всем мире пассажирооборота по итогам 2020 года, выраженного в пассажирокилометрах, на 48%. Обращаю еще раз внимание, что это по итогам целого года. К середине апреля падение уже составило порядка 80%.
По данным "Радара надежды" одной из систем онлайн-бронирование билетов, внутри России выполняется сейчас лишь около 10% запланированных рейсов, международные рейсы по понятным причинам остановлены практически полностью. То есть, думаю, понятно, что большая часть самолетов сейчас находится на земле и требуют определенного обслуживания. BBC сообщает, что многие авиакомпании не дотянут даже до лета без помощи со стороны государства.
"Последуют ли банкротства, зависит от продолжительности и интенсивности кризиса. Если спад будет таким же существенным, как сейчас, и продлится более двух-трех месяцев, тогда авиакомпании столкнутся с трудностями".
Александр де Жуньяк, глава ИАТАBBC
Фотографии большого количества самолетов на земле, конечно, завораживают. Однако при этом становятся очевидными и те проблемы, которые сейчас наблюдаются в авиации. Мне хочется надеяться, что отрасль этот кризис переживет, что после окончания всех карантинных мероприятий мы не окажемся отброшены в развитии на целые годы, что не придется создавать все заново и с чистого листа.