April 13, 2020

Почему нельзя закрыть метро и отменить автобусы

Вместе с количеством заразившихся коронавирусом (в России уже больше 18 тысяч) растут и страхи. Население страны поделилось на три категории: адекватные, паникёры и бессмертные. Первые стараются сидеть дома, соблюдать дистанцию, мыть руки и пользоваться службами доставки. Третьи ходят в переполненные храмы или устраивают шашлыки в городских парках, а ещё стараются втиснуться в очередь в супермаркете.

Но хуже всех ведут себя вторые. Они скупили весь имбирь и чеснок, они хотят расстрелять чихающего соседа, они готовы на любое поражение в правах, лишь бы не подхватить болезнь!

Всё чаще можно увидеть требования закрыть супермаркеты и общественный транспорт, и прежде всего метро. Но супермаркеты закрыть не получится, иначе все онлайн-магазины продуктов разом наебнутся, и людям просто нечего станет есть.

А вот закрытие метро или прекращение движения автобусов многим кажется отличной идеей. Ещё бы, только представьте, сколько разных вирусов и бактерий сидит на поручне эскалатора или вагона метро! А ещё куча чихающих и кашляющих людей... Может, правда всё закрыть, пока не поздно?

На самом деле идея, мягко говоря, так себе. Несмотря на то, что с введением карантина пассажиропоток сильно упал (в московском метро, например, сразу в 10 раз), это не значит, что надо отменять общественный транспорт или пропорционально сокращать количество автобусов, трамваев, поездов метро на линиях.

Во-первых, не забывайте, что далеко не у всех есть личный автомобиль. Да, даже в Москве и Питере. При этом огромное число людей, которые обслуживают изолированных или работают на незакрывшихся предприятиях, продолжают перемещаться по городу. Если сейчас закрыть метро и отменить автобусы, экономике города придёт пиздец. А заодно здравоохранению, ЖКХ и так далее. Представьте: у вас на кухне забилась труба, вам срочно нужен сантехник, причём не из ЖЭКа, а нормальный, проверенный, но приехать он не может, потому что автобусы не ходят. Или, скажем, фельдшер скорой помощи не может попасть на работу, потому что машины у неё нет, а метро закрылось. Что ей делать, звонить водителю бригады, чтобы он её подвёз?

Во-вторых, сильно сокращать количество единиц транспорта на маршрутах тоже нельзя. Это уже вопрос социальной изоляции. Вон в Киеве закрыли метро – и случился транспортный коллапс, автобусы ходили забитыми. Как вы думаете, безопасно ли сейчас ездить в переполненном автобусе?

Поэтому оставить, скажем, 2 из обычных 10 автобусов на маршруте было бы просто глупо. В эти два автобуса набьётся народ, и соблюдать дистанцию между пассажирами никак не выйдет.

Сейчас не время думать о пассажиропотоке, надо остановить эпидемию. Поэтому если и сокращать число единиц транспорта на линиях, то не пропорционально падению числа пассажиров. Например, если пассажиропоток сократился на 80%, это не значит, что надо убрать 4/5 всех автобусов или поездов метро. Чтобы немного сэкономить, можно убрать 1/5 или 2/5. Но транспортники должны сами понимать, как обеспечить работу подвижного состава таким образом, чтобы между пассажирами оставалось достаточное расстояние. Задача сложная, но выполнимая. Значительную часть средств и усилий придётся тратить на дезинфекцию транспорта, но это того стоит.

Что касается водителей и кондукторов и их участия в распространении коронавируса, то тут всё просто. Кондукторов надо отправить по домам, и государство должно компенсировать их зарплату. А водители у нас (в отличие от той же Европы) и так сидят в закрытых кабинах, так что тут достаточно запрета на "ручную" продажу билетов.

Кстати, если вы мэр российского города, и в 2020 году у вас до сих пор нет бесконтактной оплаты проезда, то вот вам отличный повод ввести соответствующую систему.