Челябинск: как зарыть в землю кучу денег и остаться ни с чем

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Я много раз уже писал, что в России метро по-настоящему нужно всего в нескольких городах. Но у нас многие еще с советских времен думают, что если в их городе родился миллионный житель, то срочно нужно начинать копать к центру Земли любой ценой. В итоге в городах, где часто не хватает денег даже на нормальную работу наземного транспорта, появляется очень дорогая стройка, которая иногда целыми десятилетиями выкачивает средства из бюджета. А главное, даже если город и построит небольшую линию метро, пока вся система не разрастется до определенного размера, не охватит основные районы, это будет просто дорогая игрушка, которая не будет приносить никаких преимуществ жителям, но будет постоянно требовать денег на содержание.

Еще хуже, когда и метро работающего нет, и денег нет, а тоннели уже вырыли. Ведь все подземные сооружения требуют постоянных расходов на обслуживание, чтобы там просто все не развалилось. Давайте посмотрим, что происходит с тоннелями метрополитена в Челябинске, возведение которых началось еще в 1992 году. Сейчас строительство уже не ведется несколько лет, но ежегодно в подземку все равно зарывают сотни миллионов рублей. Более того, все вообще может обернуться катастрофой, если произойдет обрушение.

Метро в Челябинске "строится" уже почти 30 лет, но еще не достроен даже первый пусковой участок, состоящий из 4-х станций, проложено только порядка 8 км тоннелей, практически готова одна станция. За все эти годы на строительство было выделено порядка 14 млрд рублей, причем почти 5 млрд из них ушло только на поддержание подземных объектов в нормальном состоянии.

Вдумайтесь, только на те деньги, которые ушли на поддержание тоннелей, можно было закупить для города порядка 50 новых низкопольных трехсекционных трамваев! А на все деньги, которые ушли буквально под землю, можно было заменить половину всех трамваев города. То есть сейчас по Челябинску ходили бы примерно такие вагоны:

Фото: Владимир Степанов / trams.ru

Но нет, вместо этого в Челябинске построили небольшой участок ненужной линии метро, причем для завершения строительства нужно еще больше денег. Губернатор Алексей Текслер называл сумму в 450 млрд рублей, что примерно 15-16 годовых бюджетов Челябинска!

Как сегодня выглядит метрополитен Челябинска? На самом деле уныло. Сетевое издание 74.ru опубликовало репортаж о том, что из себя представляет метро Челябинска сейчас.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Пахнет сыростью. На стенах выступают солевые отложения.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Повсюду видны какие-то лужицы, везде вода, ручьи. В центре будущего перрона образовалось целое озерцо. В местах, где не закончена металлическая отделка, с потолка капает вода.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

В некоторых местах все еще лежит лишняя горная порода.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Вот так сегодня выглядят некоторые участки метрополитена. Прямо шахта какая-то. Только представьте, сколько денег еще нужно, чтобы это все завершить.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru
"Когда начинают строить станцию, сначала возводят борта и верхний свод. Мы их с вами видим. Затем идёт работа по возведению обратного свода — он должен быть глубиной пять метров. Смонтированные конструкции верхней части станции опираются на так называемый «тощий» бетон. Обычно он делается временно, потому что при возведении нижней части станции этот бетон разбирают, а выпуски арматуры бортов соединяют с арматурой обратного свода".

Гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев / 74.ru

Но сейчас больше 60 тысяч тонн конструкций станции — металлоизоляция, бетон и арматура — опираются на тот самый «тощий» бетон. Как он себя поведёт в дальнейшем, никто не знает.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Построенный участок является миной замедленного действия. Фактически ситуация аварийная, и метростроители в буквальном смысле хватаются за голову.

"В любой момент на станции «Торговый центр» может прорваться вода. Никто не спрогнозирует, что именно и где обрушится. А ведь это самый центр Челябинска, в эту зону попадают и Торговый центр, и рынок, и мост на улице Кирова".

Гендиректор АО «Челябметрострой» Денис Агеев / 74.ru

В случае чего эта дверь должна остановить поток воды.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

В каком состоянии будет территория сверху, если произойдут даже небольшие обрушения, прогнозировать сейчас бесполезно. В метро много опасных участков.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Валяется разное оборудование, которое ржавеет уже несколько лет.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Это единственная станция с высоким уровнем готовности (80%).

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Но типичная картина – вода, тоннель, временные рельсы.

Фото: Илья Бархатов / 74.ru

Про полное завершение строительства уже и не говорят. В Челябинске планируют закончить возведение тоннелей, но по ним пустить другой транспорт, причем пока не ясно, какой именно. Генеральный план подтвердил расчётами, что Челябинску метро не нужно. Пассажиропотока, который наполняет метрополитен — более 70 тысяч человек, в настоящий момент просто нет. Но до 2025 года в объект вложат ещё 1,7 миллиарда рублей, причем речь, повторюсь, не идет о завершении строительства. История многолетнего возведения метро в Челябинске – это пример того, как делать ни в коем случае не нужно.

Да, многие россияне были в Москве или Петербурге, где поезда ходят стабильно с небольшими интервалами. Поэтому метро по умолчанию хорошее: оно не стоит в пробках, можно спрогнозировать время в пути и точно знать время работы. В их родном городе (да и в Москве с Петербургом) наземный транспорт так не умеет, поэтому появляется логическая цепочка "метро – хорошо, трамвай – плохо". Но на самом деле вместо метро гораздо важнее привести в порядок текущий общественный транспорт.

Можно долго грезить о метро, но реальность проста: денег нет и не будет, а нормальный транспорт нужен всему городу уже сегодня. Требуйте не метро, а качественный общественный транспорт: не туннели под землёй, а выделенные полосы, не вагоны метро, а низкопольные тихие трамваи. Только при правильном запросе города смогут соскочить с бензиновой иглы и избавиться от пробок.