Ещё один город, где пешеходы не умирают
Совсем недавно я рассказывал вам про Осло, где в 2019 году не погиб ни один пешеход. Оказывается, для Северной Европы это не уникальное достижение! В Хельсинки прошлый год также не был омрачен гибелью ни одного пешехода. За 12 месяцев жертвами ДТП стали только три человека – один автомобилист и два мотоциклиста.
Для финской столицы 2019-й, возможно, стал лучшим годом за 100 с лишним лет в плане безопасности на дорогах. По не слишком точным данным, на которые ссылается Helsingin Sanomat, последним годом, когда в городе не зарегистрировали ни одной смерти пешехода, был 1908-й. Зато это совершенно точно лучший результат с 1960-х годов, когда ДТП в Хельсинки стали тщательно регистрировать.
В последнее десятилетие на дорогах города гибло в среднем 7 человек в год, большинство из них было пешеходами. При этом до начала 2000-х количество жертв ДТП в столице Финляндии составляло обычно 20-30 человек – как сейчас в российских городах схожих размеров. То есть очевиден прогресс Хельсинки даже по сравнению с самим собой 20-летней давности.
При этом пострадавших всё ещё довольно много. В общей сложности травмы в результате ДТП в прошлом году получили 400 человек, в том числе 80 пешеходов.
Инженер дорожного движения Хельсинки Юсси Юли-Сеппяля главным фактором, который позволил добиться нулевой смертности среди пешеходов, называет ограничение скорости. В центре города и в жилых районах сегодня установлено ограничение 30 км/ч, на главных улицах – 40 км/ч, на главных улицах окраин – 50 км/ч.
На достигнутом Хельсинки останавливаться не собирается. В этом году в городе установят ещё 70 дорожных камер, а также перепроектируют наиболее опасные пешеходные переходы.
Население Хельсинки – 654 000 человек, то есть примерно такое же, как в Осло. Постоянно используемых легковых автомобилей в городе – 213 000. И в финской, и в норвежской столицах за прошлый год на дорогах не погиб ни один пешеход, ни один велосипедист и ни один ребёнок. Напомню ситуацию в аналогичных по числу жителей городах России:
Тольятти (Самарская обл., 703 000 жителей) – 23 смерти, в том числе 10 пешеходов и 1 ребёнок;
Ижевск (Удмуртия, 649 000 жителей) – 17 смертей, в том числе 9 пешеходов, 1 велосипедист, 1 ребёнок;
Барнаул (Алтайский край, 633 000 жителей) – 31 смерть, в том числе 18 пешеходов, 2 велосипедиста, 2 ребёнка;
Ульяновск (628 000 жителей) – 44 смерти, в том числе 18 пешеходов, 1 велосипедист, 1 ребёнок;
Иркутск (623 000 жителей) – 38 смертей, в том числе 19 пешеходов, 2 велосипедиста, 2 ребёнка.
Это ещё без учёта особо смертельного декабря.
Поэтому запомните: если ваш мэр, губернатор, депутат или премьер-министр принципиально не желают снижать скорость в городе, оборудовать правильные пешеходные переходы, успокаивать и вводить чувствительные штрафы для водителей – это обычные вредители, которым плевать на вашу безопасность.
Опыт Норвегии и Финляндии показывает, что достичь нулевой смертности на дорогах вполне реально. Достаточно поставить чёткую цель вместо того, чтобы постоянно лоббировать интересы автомобилистов.