Как пересадить народ с иглы автомобилизма на троллейбусы: 5 шагов
Сейчас мы поговорим на очень интересную тему, но для понимания ситуации начать надо с хорошо вам знакомых крепких хозяйственников.
Представьте себе мэра условной Перми, Липецка или любого другого города, где уничтожают электротранспорт. Вот заступает он на пост – и что он видит? Рельсы и контактные сети изношены, троллейбусы и трамвайные вагоны дышат на ладан и ходят полупустые, остановки разбитые и грязные, расписание не соблюдается более-менее никогда, перед энергетиками многомиллионные долги, а весь народ забился в маршрутки и личные автомобили. Так, во всяком случае, кажется мэру. К тому же, мэр смотрит на город из окна служебного автомобиля и думает, что большинство населения тоже ездит на машинах. Каков его первый порыв? Конечно, надо избавиться от старого и убыточного электротранспорта и поскорее заняться строительством дорог, чтобы не навлечь на себя народный гнев! Я много раз объяснял, почему эта логика ущербна: она попросту не учитывает интересов большинства жителей города. Если в городе плохой общественный транспорт, то люди и не будут им пользоваться.
Самые развитые города в самых богатых странах мира (не считая разве что Азии) уже прошли путь к тотальной автомобилизации, и почти везде с начала нулевых наблюдается откат назад. Возвращаются трамваи, сохраняются троллейбусы, а в Скандинавии, Германии, Испании начинают использовать пресловутые электробусы.
Что приносит городу развитый общественный транспорт? Меньше пробок, лучше экология, налаживаются связи между районами, что хорошо как для бизнеса, так и для частных лиц. На самом деле, о преимуществах можно говорить бесконечно... Но как заставить людей отказаться от личного автомобиля в сугубо автомобильном городе?
Окей, у нас есть пример Сиэтла! Америка прошла по пути автомобилизации дальше большинства стран мира, но сегодня её передовые города возвращают утраченные позиции общественному транспорту и велосипедам.
Давайте посмотрим, что делает Сиэтл для того, чтобы горожане пересели из своих SUV в комфортабельные троллейбусы и трамваи:
Жители Сиэтла (штат Вашингтон) все чаще ездят на работу на общественном транспорте, несмотря на то, что в других частях штата жители проголосовали за значительное сокращение его финансирования.
Число людей, которые в одиночку ездят на работу на машине, сократилось с 53% в 2010 году до 44% в 2018. Согласно данным Seattle Times, это лучший результат среди крупных городов Америки за указанный период.
Вместо автомобилей люди выбирают поезда, автобусы, велосипеды или просто ходят пешком. Доля тех, кто стал использовать общественный транспорт для поездки на работу, подскочила с 5 до 23 процентов; число любителей пройтись пешком выросло примерно с 3 до 12 процентов; на велосипеде в прошлом году ездило 3,8 процентов жителей против 0,2 в 2010 году. Работающих дома стало 8 процентов, вместо 1,1.
В прошлом году в городе был зафиксирован рекорд: за день более 100 тысяч человек использовали общественный транспорт. Порядка 89 тысяч выбрали автобус и троллейбус; остальные 10 тысяч — трамвай.
Некоторые жители штата Вашингтон полностью отказались от личного транспорта. Только 81% семей Сиэтла владели хотя бы одной машиной в 2018 году — это на три процента меньше, чем в 2010. И это самый лучший показатель в американских городах, где всё это десятилетие наблюдалась обратная ситуация.
Сиэтл показал, что горожане могут отказаться от машин в пользу общественного транспорта. Вот пять способов, которыми могут руководствоваться другие города.
1. Выделяйте больше средств на общественный транспорт
Если построить инфраструктуру, которая работает, люди станут ей пользоваться.
По данным Федерального управления транспортом, инвестиции Сиэтла в общественные перевозки при пересчёте на душу населения самые большие в стране. Отчасти это стало возможным благодаря Городскому совету, который в 2010 году создал Управление по развитию транспорта. Управление выделяет на развитие транспорта деньги, полученные со сборов на автомобили. Четыре года спустя избиратели проголосовали за сбор дополнительных 60 долларов конкретно на транспортные проекты и за повышение на 0,1% налога с продаж — эти средства пошли на улучшение работы автобусов.
Затем, в 2015 году, жители Сиэтла одобрили соглашение о налоге на имущество, которое принесет в казну дополнительные 930 миллионов долларов за 10 лет. Год спустя люди дали зеленый свет плану строительства 62 миль (100 км) линий скоростного трамвая и автобуса на магистралях. Реализация проекта стоимостью 54 миллиарда долларов займёт 20 лет. Важно отметить, что на каждый доллар налогоплательщика приходится 91 цент, потраченный на развитие транспорта, а на административные нужды идет только два цента.
2. Улучшайте существующую инфраструктуру, особенно наземного общественного транспорта
Транспортная система Сиэтла стала такой привлекательной благодаря тому, что региональные власти и активисты бросили все силы на создание новых маршрутов и сокращение интервалов. И начинается всё с наземного безрельсового транспорта.
С повышением налога на продажи к работе автобусов и троллейбусов прибавилось 270 тысяч часов эксплуатации. Они ходят каждые 10 минут. В радиусе 10 минут ходьбы от остановки в 2017 году жили 64% горожан против 25% в 2015. Помимо этого в Сиэтле изменили маршрутную сеть, чтобы повысить провозную способность и предоставить конкурентный личному автомобилю вариант добраться на работу. Теперь для поездок на работу и в центр города по утрам общественным транспортом пользуются 70% людей, а личным — только 25%.
3. Сделайте транспорт доступным
Региональные транспортные операторы King County Metro и Sound Transit работали над введением льготных тарифов для людей, которые хотели бы пользоваться общественным транспортом, но не могут. Любой человек, чей доход на 200% ниже черты бедности, или меньше 24280 долларов, может стать участником программы «Orca Lift». Проезд для них обойдётся всего в 1,50 доллара, на 45% меньше полной стоимости.
Услугой может пользоваться и молодёжь от 6 до 18 лет — полтора доллара за поездку и бесплатная пересадка на другой вид транспорта.
С лета 2017 года стоимость поездки стала фиксированной — 2,75 доллара вне зависимости от времени и длины поездки, чтобы люди чаще пользовались общественным транспортом в часы пик или если они живут на окраине.
Сиэтл декриминализировал неоплаченный проезд, выписывая в первый раз безбилетникам только предупреждение и штраф в 25 долларов, который придется платить лишь при повторном нарушении. Времена, когда «зайцев» штрафовали на сотни долларов и арестовывали, прошли.
4. Привлекайте корпорации
Штат Вашингтон является домом для нескольких технологических компаний, среди которых Amazon, Microsoft и Boeing. Власти Сиэтла воспользовались этим с умом. Они провели переговоры с представителями компаний, чтобы те убедили своих работников из Сиэтла по возможности ездить на работу на общественном транспорте за счёт субсидий на ежемесячный проездной.
Такой подход, который поощряет использование общественного транспорта, а не, например, предоставляет бесплатное парковочное место, пополняет транспортный бюджет и одновременно уменьшает количество заторов на дорогах.
Общественный транспорт может даже стать одним из способов привлечь новых работников. Например, Microsoft может похвастаться тем, что 43% сотрудников добираются до пригородного здания в Редмонде на транзитном автобусе, которым владеет компания.
5. Почти всегда доверяйте избирателям
Выборы в Сиэтле раз за разом показывали, что горожане готовы платить больше денег, если история с развитием общественного транспорта будет долгосрочной. К сожалению, в соседних пригородах придерживаются иного мнения. В ноябре там проголосовали за снижение лицензионного сбора на автомобили — до 30 долларов. Из-за этого решения штат потеряет десятки миллиардов долларов на развитие общественного транспорта.
Избиратели сделали выбор из-за упрощенного понимания ситуации — в первую очередь они видели снижение налогов, а не реальные последствия. Чего не скажешь о жителях Сиэтла, которые точно знали, куда пойдут их деньги, и проголосовали против проавтомобильной меры.
Развитие общественного транспорта остаётся непростой задачей в XXI веке, особенно если избиратель редко им пользуется и ждёт, что его деньги в первую очередь будут идти на городские услуги. Sound Transit, который работает не только в Сиэтле, планирует и дальше собирать налог на автомобили, несмотря на итоги голосования, и возможно, что будущие инициативы по повышению доходов общественного транспорта будет происходить в основном в тех городах и округах, где за развитие общественного транспорта выступают местные жители.
Текст: Aaron Short / Streetsblog USAПеревод: Василий Лужбин / Городские проекты