У командира «Боинга», разбившегося в Казани, было поддельное удостоверение пилота

Цветы у мемориала с именами погибших в аэропорту Казани. Фото: Артем Дергунов / «Коммерсант»

Следственный комитет объявил о завершении расследования крушения пассажирского «Боинга» в аэропорту Казани в 2013 году, жертвами которого стали все 50 человек, находившиеся на борту. К авиакатастрофе привели ошибочные действия командира судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула, заявили в СК.

По данным ведомства, Салихов «не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов».

Самолет летел в Казань из Москвы. Среди жертв авиакатастрофы оказались сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава республиканского ФСБ Александр Антонов.

В связи с крушением в отношении двух бывших сотрудников авиакомпании «Татарстан» Валерия Портнова и Виктора Фомина возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации самолета (часть 3 статьи 263 УК).

Против бывшего руководителя управления Росавиации в Татарстане Шавката Умарова возбуждено уголовное дело о халатности (части 3 статьи 293 УК).

Уголовное дело в отношении двух пилотов прекращено из-за их смерти.

Валерий Портнов, занимавший должность заместителя генерального директора ОАО «Авиакомпания «Татарстан», направил в 2009 году документы в отношении Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации.

В свою очередь Шавкат Умаров, являясь руководителем Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова, что позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства.

В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна.

Кроме того, в процессе работы Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна. С марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна.

17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва-Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул управление на себя не принял. В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна.

Следственный комитет

В 2015 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил, что причиной крушения «Боинга» стали в том числе системные недостатки в работе экипажа. Подробностей про экипаж тогда не приводилось.