October 12, 2019

Парма: туризм в маленьком городе

Представьте, что вы иностранный турист, задумавший посетить Россию. Что сразу придёт вам в голову? Конечно же, две столицы — Москва и Петербург. Если этого мало и хочется изучить страну получше — возникают Ярославль, Владимир, Нижний, Казань, Псков... Следующий уровень — небольшие города, не разменявшие историческую застройку на типовую. А что дальше?

Если не идти во все тяжкие и не ехать в Челябинск, Новосибирск, Владивосток и просто на природу, оказывается, что большинство российских городов неотличимы друг от друга. И за редким хорошим исключением сливаются в один большой Урюпинск, который не интересен не только иностранцам, но и самим россиянам.

Давайте сегодня отправимся в небольшой итальянский город и посмотрим, чем он может привлечь туристов со всего мира:

Подписаться на канал

01. Парма стоит на одноимённой речушке, впадающей в североитальянскую реку По. Я застал её маловодной, но после обильных дождей она может заполнить всё русло.

02. Город же известен под именем Парма уже больше двух тысяч лет — по-видимому, поселение с таким названием было основано ещё этрусками. Конечно, с тех пор ничего не сохранилось — город несколько раз разрушался в ходе завоевательных походов. Например, в 452 году Парму захватил Атилла. А в 2019 году её набережную захватили варвары, вооружённые баллончиками с краской.

03. Переходим в центр и вместе с ожидаемой красотой стареньких улочек обнаруживаем рынок дешёвых шмоток!

04. Будто вышел с вокзала прямо в девяностые!

05. Можете представить себе такое на Красной площади? Или на Дворцовой?

06.

07. Не знаю даже, как к этому относиться, поэтому просто примите такое явление как данность.

08.

09. Ну ладно, палатки с барахлом, но вот эти контейнеры точно ни в какие рамки не вписываются!

10. А если вам мало одежды — то есть и другие товары...

11. Ну а теперь о действительно красивом и том, что бесспорно можно желать видеть в любом российском городе! Вот в Парме ограничили движение в центре, а освободившуюся проезжую часть отдали пешеходам и бизнесу. Здесь даже не ощутима типичная итальянская проблема — скутеры не загромождают всё свободное пространство, а аккуратно стоят на парковке. Заметьте, тут даже маленький таксофон есть — ну не чудо ли?

12. А плиточка? Маленькая для автомобилей, чтобы не гоняли. Широкая для пешеходов, чтобы не болели ноги и не застревали каблуки. Есть и бордюры, но совсем невысокие, вплоть до полного выравнивания на переходах.

13. При этом остаются улицы с очень узким тротуаром, но и они безумно красивы. В городах вроде Пармы трудно высаживать деревья и разбивать скверы и парки, поэтому зелень встречается или в просветах между домами или на самих зданиях. Хорошо, что никому не приходит в голову её уничтожать, как несоответствующую каким-нибудь нормам.

14. Бар на улице — и куда только смотрят местные антиалкоголики?!

15. Безбарьерная среда помогает цыганам возить свой скраб...

16. ...а жителям — ездить по городу на велосипедах.

17. Общественный транспорт Пармы — шумные дизельные автобусы и вполне современные троллейбусы.

18. Ну и куда мы без деталей? Ведь не только виды и здания создают облик города, но и самые маленькие архитектурные элементы.

19. Замените один, другой, и всё посыпется. А здесь и с появлением автомобилей не исчезает ощущение старины.

20. И это не старина и древность отдельно взятого дома. Возьмите любой из этого ряда зданий в отдельности — ничего особенного. А если поставить его на какую-нибудь стилистически иную улицу — так будет вообще кошмар! Но когда они все вместе, едино оформленные и дополняющие друг друга, образуют целую улицу, а дальше район и город — они обретают подлинную историческую ценность. Даже если на этой улочке не появится новодел, но позади неё вдруг возведут небоскрёб — облик всего города и многих улиц кардинально изменится.

21. А пока эти улицы портят разве что припаркованные автомобили.

22. Но порой удаётся найти и вид исключительно на дома.

23. Несмотря на то, что союзная авиация бомбила Парму в конце войны, жилые районы избежали сильных разрушений. Может быть, если бы бомбардировщики прошли на несколько километров в сторону, никакого туристического потенциала у Пармы бы не осталось.

24. Но благодаря тому, что в самой Парме не было крупных боевых действий, итальянцы смогли сохранить в ней такую красоту.

25. И такую...

26. Но мы, как люди высокодуховные, оставим эти низменные мысли и обратимся к высокому! А точнее, к кафедральному собору и баптистерию, построенным в XII–XIII веках. Не смотрите, что колокольня только одна — её построили уже после собора, а вторую спроектировали, но так и не стали возводить.

27. Росписью собора в 1526–1530 годах занимался сам Корреджо! В отделке интерьера участвовали и другие мастера, но он самый знаменитый.

28. Наверное, это тот случай, когда церковь можно без тени иронии назвать храмом культуры.

29.

30.

31. Орган.

32.

33. Кафедра.

34. И мы вновь на улочках Пармы! Как мы уже видели, место, некогда занимаемое автомобилями, можно отдать кафе...

35. ...а можно поставить клумбу и лавочки.

36. Но увы, не вся Парма пешеходная, и даже в центре есть улицы, где приоритет отдан автомобилистам. Правда, народ всё равно ходит по ним, как по тротуару.

37. А вот и граница двух Парм. Плитка исчезает, и на её место приходит асфальт с разметкой. Но вот здания остаются теми же самыми.

38. Парма — город совсем маленький. Сейчас тут живут меньше 200 тысяч человек. А в паре сотен метров от кафедрального собора, который мы видели изнутри и снаружи, стоит дворец Палаццо делла Пилотта. И его нынешний вид объясняется как раз налётом авиации союзников, следы которого до сих пор видны на фасаде комплекса.

39. А пока мы двигаемся к заключительной городской достопримечательности и любуемся пармскими улочками, пора уже и напомнить, чем Парма известна всему миру. Потому что об этом даже нечего рассказывать — все знают этот продукт, но не каждый задумывается об этимологии его названия. Да, Парма — родина сыра пармезан! А ещё пармской ветчины, но это уже более очевидно...

40. Ну а сегодняшняя Парма — родина утихомиренных скутеров в центре.

41. Но уже у двухуровневого вокзала (да, мы шли сюда) обнаруживается тротуар, захваченный велосипедами. Но это мелочи, наверняка в Парме и с этим справятся. Но самое главное и здесь и в любом другом городе Италии — регулярное железнодорожное сообщение. Совсем рядом с Пармой — Милан, Модена и Болонья. За ними Турин, Генуя и Венеция. А там и до всеми любимого Рима недалеко — хоть напрямик, хоть с прогулками по всем встречающимся городам.

42. Очень хотел сфотографировать не просто дуги, а сами троллейбусы, но так ни одного и не встретил. Интересно, что троллейбусы в Парме не дополнили уже существующую трамвайную систему, а полностью её заменили. Но вот их зато не тронули — так и работают с 1953 года.

43. Автомойка на заправке.