Уберите свои лапы от искусства!
В последние годы на фасадах некоторых московских домов появились крутые работы известных во всём мире художников. И всё было хорошо, но недавно пришли работники ЖКХ, вооружённые валиками и краской, и закрасили несколько работ, от чего у всех пригорело: «Как же так? Как же можно закрашивать искусство?!». Но для города это вполне нормальный процесс: есть уличное искусство, которое может стоить миллионы, а есть дворники, которые его закрашивают. Даже всем известный Бэнкси посвятил этому несколько своих работ с работником, закрашивающим стрит-арт или смывающим наскальную роспись. И это естественный цикл жизни уличного искусства — после завершения работы труд художника может исчезнуть почти сразу. Его могут закрасить дворники, вандалы, конкуренты, рекламщики — и в этом нет ничего страшного. В этом и ценность уличного искусства — в его непостоянности. Как говорится, спешите увидеть своими глазами!
Этим летом столичная мэрия выпустила постановление, в котором запретила использовать граффити в качестве рекламных объектов. В течение двух недель после публикации документа всю подобную рекламу должны были закрасить. Также в постановлении шла речь о том, какое граффити считается допустимым, а какое нет. Московское граффити должно быть связано с популяризацией выдающихся личностей, исторических событий, науки, спорта и искусства, но без какой-либо коммерческой составляющей, а также призывов к насилию и жестокости, порнографии, бранных слов, оскорблений «в отношении пола, расы, национальности, профессии», изображений табака, взрывчатки и наркотиков.
Согласно тексту постановления, дизайн-проект граффити, ещё до создания изображения на фасаде, должен быть представлен департаменту ЖКХ, а им — согласован ещё с шестью ведомствами. В случае утверждения проекта, рисунок наносится на стену здания, но только с 1 апреля по 1 ноября да ещё и в установленный срок, зависящий от площади изображения. Затем готовое изображение принимает комиссия тех же семи ведомств. Тогда казалось, что основная цель этого постановления — регламентирование городской рекламы.
Итак, за последние недели были закрашены по меньшей мере четыре столичных граффити. Происходит это, по-видимому, из-за несоответствия старых граффити новому постановлению. «Коммерсант» в связи с этим пишет, что всего в Москве, по оценке чиновников, в июле насчитывалось 757 граффити.
Неизвестно, как, по задумке мэрии, будет развиваться уличное искусство в условиях согласований с несколькими департаментами, а пока давайте посмотрим, чего уже лишилась Москва из-за постановления 877-ПП. Хотя и без него бы лишилась, скорее всего.
The Messenger на Рождественке, художник Fintan Magee.
«В синем море, в белой пене» на Беговой, художник Qbic.
Портрет Константина Станиславского на Бауманской, группа ZWS Crew.
Закрашиваемая работа художника Nootk на улице Гиляровского.
В связи с последней работой агентству «Москва» в префектуре сообщили следующее:
«Граффити появилось около семи лет назад, сейчас его закрашивают по предписанию Мосжилинспекции и в соответствии с 877-м постановлением правительства Москвы, потому что оно не узаконено в соответствии с новыми правилами, установленными в городе».
Видимо, и другие работы в городе были закрашены по этой же причине.
Повторюсь, можно сколько угодно вздыхать о невосполнимой потере Москвы и неуважении дворников к уличному искусству. Но если мы обратим внимание на города, известные своим стрит-артом, мы увидим, что работы в них обновляются чуть ли не каждый месяц. И из-за высокой концентрации уличного искусства город кажется похожим на галерею, в которой постоянно проходят новые выставки. И проблема Москвы отнюдь не в дворниках — паразитов мира искусства — а в том, что Москве критически не хватает образцов хорошего уличного искусства. И потому велико сожаление от утраты нескольких ценных работ, но нужно не плакать по этому поводу, а задуматься: как сделать так, чтобы хорошего стрит-арта было много. И это тоже проблема — у нас уличное искусство пытаются забюрократизировать и заковать в крепкие лапы цензуры, устраивая какие-то согласованные фестивали. Но хочу напомнить, что любое уличное искусство близко к андеграунду — успешный художник должен сначала побегать от полиции, а потом от галеристов и спонсоров.
Конечно, нужно развивать, поддерживать и поощрять уличное искусство. И, возможно, когда-нибудь в Москве, как и во многих европейских городах, будет на что посмотреть, а мы больше не будем переживать из-за потери нескольких классных работ.