Не защищает и убивает
Что-то давно мы с вами не вспоминали про одну из главных российских бед, напрямую связанную и с дураками, и с дорогами. Речь, конечно же, пойдёт о заборах, а точнее о том, как нас обманывают, заявляя, что вдоль дорог их ставят ради нашей безопасности. Чтобы пешеходы не перебегали улицу, чтобы машины не ездили по тротуарам, чтобы предотвращать ДТП, бла-бла-бла…
Давайте не будем углубляться в теорию, а сразу перейдём к практике — откроем подшивки СМИ и посмотрим, какие в них попали происшествия, связанные с дорожными заборами. И посмотрим, так ли уж они защищают пешеходов и автомобилистов друг от друга, как утверждают адепты их установки.
Начнём с истории, которую я уже как-то приводил в пример. Ещё в 2015 году водитель автобуса не справился с управлением после того, как у машины лопнуло колесо. Автобус вылетел на островную трамвайную остановку, пробив её недавно установленное ограждение. Три человека погибли, а забор остался на месте и продолжает создавать иллюзию безопасности.
В прошлом году Лев Владов, известный также как «Челябинский урбанист» оказался на месте ДТП на площади Революции. Там легковушка протаранила новенький забор и остановилась, уперевшись в массивную ограду столба. К счастью, обошлось без пострадавших, но вот осколки чугунного забора разлетелись на десятки метров.
Вот «небольшой» кусочек, всего лишь четырёхкилограммовый снаряд.
А вот этот, весящий, по оценке Льва, около 15 килограммов, улетел аж на 30 метров от машины.
Год назад жительница города Мурмаши в Мурманской области поздно вечером отправилась красить ещё один такой забор. Около 11 вечера (в полярный день) легковушка снесла забор и сбила женщину. Кроме неё погиб и пассажир автомобиля, от удара вылетевший из машины.
И оказалось, что это не первое ДТП с этим забором! За несколько недель до этого в него влетела легковая машина, водитель которой уходил от полиции. В тот раз обошлось без жертв.
А вот такое жуткое ограждение для защиты пешеходов придумали в Одессе. И угадайте, кто оказался единственным пострадавшим, когда его повредила машина.
На перекрёстке Базарной и Осипова столкнулись два автомобиля — один водитель не пропустил другого. В результате легковушка врезалась в ограждение, часть которого попала в находившуюся неподалёку женщину. Пострадавшую госпитализировали.
А на этом видео, запечатлевшем ДТП в Каменске-Уральском, вы можете посмотреть, что происходит, когда автомобиль врезается в ограждение. Не меньшую, чем несущийся автомобиль, угрозу пешеходам несут осколки уничтоженного им забора. Но если от большой и заметной машины ещё можно попытаться убежать, то то защититься от отколовшихся железяк просто невозможно. К счастью, в этой аварии никто не пострадал.
Думаете, снести ограждение можно только на высокой скорости, попав в ДТП или уходя от полиции? Тогда вот вам мастер-класс по уничтожению забора из Калининграда:
Или пример из Днепра. Там автомобили столкнулись и врезались в деревья. Но перед этим снесли ограждавший их забор. Зачем же он там был нужен?
Пара примеров из Воронежа. Год назад водитель автомобиля не справился с управлением и, невзирая ни на какие заборы, въехал в двери обувного магазина.
А позже другая машина задела уличное ограждение, а сама осталась на проезжей части. Как пишут местные журналисты: «К счастью, вечером там почти не было людей, и обломки разбитого ограждения ни в кого не попали».
А вот в Тюмени месяц назад ДТП с забором закончилось гибелью двоих человек. Предположительно пьяные, водитель и пассажир мотоцикла столкнулись с бордюром, а затем и с забором за ним. Не хочу защищать пьяных водителей и мотоциклистов без шлемов, но кого и от чего должен был спасти этот забор? Не знаю, выжили бы они, не будь на этом месте ограждения, но и защитить оно никого не смогло.
Пару недель назад благовещенский автомобилист ночью уходил от полицейского преследования, снёс очередной забор и остановился, въехав в здание. Местное издание цитирует жителей района:
«Слышала вчера ночью удар сильный и шум – живу рядом. Хорошо, что никто не попался под колеса ему»;
«Слава богу, что в этот момент на тротуаре не было людей»;
«Хорошо, что никого рядом не было. Каждый день там проходим с ребенком, так как живем рядом».
Ещё одно ДТП с забором произошло в прошлом году в Орске. Женщина переходила дорогу по пешеходному переходу, в это время водитель фургона потерял управление и врезался в забор, обломки которого полетели во все стороны. Пострадавшую госпитализировали с переломом стопы, а местные журналисты, явно понимающие абсурдность ситуации, описали забор такими словами:
Ограждение нужно было, чтобы пешеходы чувствовали себя вблизи проезжей части в безопасности.
В июле в Архангельске маршрутка из-за какой-то неисправности вылетела на тротуар. В автобусе все целы, а вот обломок снесённого автобусом забора попал в шедшую по тротуару женщину. Пострадавшая отделалась ушибами.
Этот список далеко можно продолжать и дальше, благо подобные аварии происходят в стране постоянно. Но давайте, наконец, резюмируем.
Какой смысл во всех этих ограждениях? Кого и от кого они могут защитить? Если автомобиль влетит в забор, обломки которого разлетятся по всей округе, — от них могут пострадать или даже погибнуть пешеходы. Если забор не остановит автомобиль, а этого не произошло ни в одном из увиденных нами примеров, он продолжит движение по тротуару. А декларируемая чиновниками безопасность превращает городскую улицу в гоночную трассу — ведь на ней неоткуда взять пешеходам, улицу ведь не для них обезопасили!
Подобные аварии невозможны в правильно спроектированном городе. В нём автомобили так же могут вылетать на тротуар, но при этом и автомобилисты и пешеходы понимают эту опасность. Ни один из этих заборов не спас тротуары от наезда машин. И не мог спасти — он может лишь визуально отгораживать пешеходную зону от проезжей части. Чтобы одни могли гонять, а другие гулять, уверенные, что в случае чего между ними будет прочно стоят забор. Нет, не будет. И в лучшем случае он просто разлетится на кусочки, а в худшем — влетит в пешехода вместе с автомобилем.
Сейчас власти в некоторых регионах России начали понимать, что заборы вдоль дорог — очень опасная и бесполезная идея. Но к сожалению, к этому выводу их может подталкивать не только здравый смысл, но и человеческие жертвы. Вот эта легковушка, врезавшаяся в зеленоградский забор, спровоцировала попадание его осколка в трёхмесячного ребёнка, который от удара погиб. Лишь после этого началась антизаборная революция в Москве и Зеленограде.
Сколько ещё людей должны пострадать и погибнуть ради чиновников, отделывающихся заборами для обеспечения безопасности движения? Спасти людей может ограничение скорости, усмирение трафика и правильные пешеходные переходы — вот вем нужно заниматься в первую очередь. Забор — это уход от проблемы. За забором прячут ответственность. Забор означает, что улица небезопасна для всех горожан. И прежде всего потому, что им внушают обратное.