Сингапурские наводнения: история и методы борьбы
Грамотный водоотвод — головная боль не только российских городов, во многих из которых до сих пор нет системы ливневой канализации. Недавно я рассказывал, какие технологии для борьбы с уличной водой применяют во всём мире, а сегодня мы посмотрим, как отдельно взятый город борется с постоянными наводнениями. Речь пройдёт про Сингапур и его системы рек и каналов, защищающие город от дождливого климата.
В 1960-х и 1970-х годах подтопления и полномасштабные наводнения не были для Сингапура из ряда вон выходящим явлением, особенно в центре города, который был построен на относительно низменных землях.
Поскольку первые этажи в постройках чаще всего едва превышали высшую точку морского прилива, их затапливало почти каждый раз, когда сильный дождь совпадал с полнолунием. Такие затопления были не только большим неудобством для города и влияли на жизнь и здоровье людей, но также наносили существенный урон частной и государственной собственности.
В декабре 1969 года всего за 17 часов в Сингапуре выпало 467 мм осадков. Это второе рекордное значение суточного дождевого столба за всю историю наблюдений.
Сильнейший дождь, а также высокий уровень прилива в 3,1 метра, привёл к затоплениям по всему острову. В некоторых районах дороги ушли под воду более, чем на 2 метра.
Жертвами наводнений стали пять человек, и более трёх тысяч были эвакуированы.
Система общественного транспорта была парализована, все автомобильные дороги а также железнодорожная ветка между Сингапуром и Западной Малайзией были в разной степени повреждены.
Полные потери бюджета города от наводнения были оценены в 4,300,000 сингапурских долларов.
В декабре 1978 года, в Сингапуре произошло сильнейшее за всю его историю наводнение. Сильнейший ливень вошёл в записи с 512,4 мм осадков за 24 часа наблюдения как самый большой дождь в истории острова, принёсший почти четверть годовой нормы осадков. Усилил эффект и очень высокий прилив в 3,2 метра (на 0,4 метра выше среднего).
Большинство дорог затопило не менее чем на метр, что привело к коллапсу транспортной системы и тысячам бесхозно оставленных автомобилей и грузовиков на магистралях. В наиболее пострадавших районах более 2 тысяч голов свиней и домашней птицы было унесено с ферм в открытое море.
В некоторых местах уровень затопления превышал крыши деревянных двухэтажных хижин.
Наводнение унесло жизни семи человек. Всего более тысячи человек были эвакуированы из своих домов силами Сингапурской армии и на лодках береговой охраны. Серьёзно раненых вывозили на вертолетах. Общие потери бюджета города были оценены в 5,750,000 сингапурских долларов.
Многие считают что наводнения наступают, когда общий объём осадков превышает объём всех элементов ливневой канализации — каналов, канав, рек. То есть наводнения зависят от способности ливневой системы канализации быстро переносить воду, выпадающую на поверхность острова во время шторма.
Один из факторов наводнения это интенсивность осадков — единица, измеряемая как объём осадков в миллиметрах за один час наблюдения. Из-за географического расположения Сингапура в экваториальном поясе остров принимает в среднем около 2,400 мм дождя ежегодно, что характеризуется его климатической зоной тропического дождевого леса.
Дожди могут идти в любое время года, но большинство осадков выпадает в период северо-восточного муссона, обычно с декабря по март, когда в послеобеденные часы проходят обильные ливни и нередки сильные затяжные дожди которые, длящиеся от одного до трёх дней. Порой сильнейшие ливни могут приносить большое количество осадков в кратчайшие периоды, что и случилось в 1978 году, когда четверть годовой нормы в 2,400 мм выпала в течение одного дня.
С такими обильными осадками, было бы не удивительно наблюдать наводнения в случае, если бы система дренажа города не была адекватно рассчитана. К счастью для Сингапура, в последние двадцать лет правильно спланированная и качественно претворенная в жизнь система водоотвода помогла острову избежать значительных наводнений.
Но наводнения по-прежнему угрожают острову, особенно в муссонный период и во время высоких приливов. И Сингапур по-прежнему подвержен риску «вспышечных наводнений».
Помимо гидрологических и погодных факторов, на уровень риска наводнений также сильно влияет рельеф местности. Хотя рельеф Сингапура является относительно плоским, на острове есть и характерные низины. Большинство низин расположены в южной и восточной частях, и они наиболее подвержены рискам подтопления. Однако на острове есть и немало низин, расположенных вдали от береговой линии.
Наводнения не всегда связаны с географическими причинами. Заторы в дренажах, например, сильно снижают возможности переноса воды системой канав.
Иногда застройщики недооценивают, как сильно новые бетонные здания уменьшают эффективность всасывания дождевых вод почвой. Это снижает возможность рассчитывать на поверхностное водоотведение и испарение.
В местах активной застройки и покрытия дорожным полотном система дренажа должна пропорционально увеличиваться, чтобы успевать отводить воду. Для избежания переливов из-за сформировавшихся заторов вся система канав должна иметь возможность принимать излишки воды, даже если один из дренажей не работает на полную мощность.
Автоматические барьеры.
Из примерно семи тысяч гектаров подтопляемых территорий в 1960-х годах к концу 2007 года в Сингапуре остались лишь 130. И, в отличие от былых полномасштабных наводнений, в сегодняшнем Сингапуре проблемой являются точечные, молниеносные наводнения, которые происходят на небольших участках, и часто прекращаются в течение часа-полутора.
Из-за потерь в экономике, которые влекут наводнения, лидеры Сингапура поняли, что если проблему не обуздать, они будут прерывать нормальный ход жизни людей и останавливать рост города. Поэтому было принято множество различных мер по борьбе с наводнениями в двух направлениях:
— Проекты борьбы с наводнениями, уменьшающие размеры подтопляемых территорий, за счёт улучшения дренажной ливневой системы.
— Меры предотвращения наводнений в низинах, даже тех, что ранее не были затоплены. Предотвращение наводнений было важной составляющей на тех частях острова где шла реконструкция и перестройка, поскольку рост урбанизации значительно снижает натуральный отвод воды в почву, что ведёт к увеличению поверхности стока и затоплений в штормовую погоду.
Ранняя система дренажа в Сингапуре начала работать как здравоохранительная мера. В начале 1900-х годов была сильно распространена малярия, поскольку её переносчик отлично переносил тёплую погоду и размножался в лужах с непроточной водой.
Для борьбы с заболеваниями в 1914 году была введена в эксплуатацию антималярийная система дренажей, которая отводила застойные лужи и пруды. Дренажная сеть состояла из натурально образованных ручьёв, труб под поверхностью земли, а также бетонированных каналов. С ростом и урбанизацией Сингапура антималярийная дренажная система также начала использоваться и для борьбы с наводнениями.
Однако, судя по объемам и разрушительности наводнений, с которыми столкнулся Сингапур, одной этой системы было бы недостаточно для поддержания быстрого роста экономики. Необходимо было уменьшить площадь подтопляемых территорий.
В 1951 году, был сформирован объединённый комитет по борьбе с наводнениями, вошедший в состав департамента благоустройства и получивший задачу улучшения дренажной системы. Уже в 1950-х и 1960-х годах были завершены многие проекты в сильно подтопляемых районах.
Важность борьбы с наводнениями в этих районах была обусловлена высокой плотностью застройки, а значит, и потенциально большими потерями для жителей (многие сингапурцы ещё жили в тесных бараках и деревянных постройках). Для увеличения пропускной способности водоотвода многие каналы и канавы были расширены и углублены, а их дно и берега бетонировали.
В то же время была разработана система приливных затворов для Центрального делового района и других частей центра Сингапура, которые находились на уровне высоких приливов или ниже него и из-за этого время от времени подтапливались. В притоках реки Сингапур были построены 18 приливных затворов.
Приливные затворы необходимо было открывать во время штормов и сильных ливней, и если оно совпадало с высоким приливом, низины всё равно подтапливались...
Одной из самых важных и наиболее сложных схем борьбы с наводнениями стала букит-тимахская схема облегчения наводнений (BTFAS).
Зелёным на карте обозначены территории подтопления по состоянию на 1970 год, а красным — на 2008-й. Территории, подтопляемость которых была облегчена благодаря BTFAS, заключены в голубую рамку:
Забегая почти в самый конец, на фотографии, сделанной в 1987 году, уже после окончания строительства BTFAS, можно рассмотреть, как заместитель премьер-министра Люксембурга и министр казначейства Жак Пулль рассматривают полную схему облегчения наводнений на карте города:
Район Букит-Тимах был подвержен наводнениям с 1930-х годов, из-за недостаточной ширины букит-тимахского канала и вытекавшей из него реки Рочор. Окружающие канал территории подтапливались намного чаще из-за более низинного характера местности.
Проблема многократно увеличилась в 1960-х, когда быстрое развитие низменности стало приводить к регулярному переполнению канала. К сожалению, районы Букит-Тимаха и Рочора были плотно застроены до самых берегов каналов, что сделало невозможным их расширение без чрезвычайно затратных расселений и компенсаций потерь собственникам.
На карте 1960 года река Рочор обозначена голубым.
Та же самая река Рочор на видео с дрона аэрофотосъемке британских ВВС в 1953 году.
Чтобы уменьшить подтопление с более высоких по уровню территорий, департамент благоустройства перенаправил ливневые стоки в море, через альтернативные пути.
Строительство BTFAS началось, когда Сингапур только стал независимым государство, и перед руководством стояли другие неотложные задачи: например, образование и оборона. Но государство проинвестировало в BTFAS 7 миллионов долларов Однако этого было недостаточно, и строительство разделили на две фазы.
Первая фаза BTFAS внедрялась в течение 6 лет, с 1966 по 1972 годы. В рамках этого проекта, часть ливневых вод с 700 гектаров была перенаправлена в реку Улу Пандан с помощью нового канала.
Даже по сегодняшним стандартам это было большой строительной инициативой, но, несмотря на скромный бюджет, инженеры внедрили несколько инновационных методов, чтобы успешно закончить проект без превышения затрат.
На карте 2017 года первая фаза BTFAS отмечена зелёным цветом, стрелкой обозначена река Улу Пандан. Река Рочор — голубым. В 2017-м первую фазу BTFAS частично расширили.
К 1980 году дальнейшее развитие центрального уловителя пресной воды привело к необходимости продолжения первой фазы букит-тимахской схемы облегчения наводнений.
Успех первой фазы убедил правительство в необходимости эффективной дренажной системы. Государство включило зеленый сигнал большому числу масштабных проектов, надеясь на то, что такие стройки разгонят экономику острова.
Поскольку букит-тимахский канал был зажат в сети артериальных дорог и вылетных магистралей, максимально возможное расширение было сильно ограничено даже для самых продвинутых и инновационных решений.
Кроме расширения и углубления букит-тимахского канала, был прорыт второй отводной канал для переноса воды в реку Калланг. Примыкающая часть реки была укреплена и расширена, чтобы компенсировать сток из BTFAS. Ниже по течению букит-тимахского канала, были созданы две высокопроизводительные дрены: томсон-роудская отводная дрена и пелтонский канал.
На карте 2017 года вторая фаза BTFAS по трассе канала Рочор отмечена зелёным цветом, стрелкой обозначены стоки реки Калланг. В верхнем левом углу голубым обозначена река Рочор и начало букит-тимахской низменности. В верхнем правом углу отмечены пелтонский канал и томсон-роудская дрена.
Вторая фаза BTFAS также дала возможность углубить и улучшить многочисленные мелкие канавы и кюветы, чтобы равномерно распределять потоки во время ливней.
Вторая фаза BTFAS оказалась самым большим инженерным проектом для окружающей среды того времени — была выполнена сложнейшая инфраструктурная задача пересечения нескольких высокоскоростных дорог и развязок без нарушения их работы. Вторая фаза вступила в строй в 1986 году и обошлась в $240 миллионов за пять лет строительства.
Принимая во внимание плотную застройку в районе букит-тимахской запруды, улучшения второй фазы были бы невозможны, если бы английские инженеры, ещё за десятилетия до BTFAS не предусмотрели бы необходимые отводы букит-тимахского канала.
Несмотря на то что англичане не посчитали необходимым ввести набор мер против наводнений в эксплуатацию, они провели необходимые изыскания и расчеты задолго до 1960-х. В одном из отчетов, подготовленных главным инженером по дренажу, Ф. Пелтоном, работавшим в отделе публичных работ в начале 1950-х, были изложены детальные планы отводов и изменений необходимых для букит-тимахского канала.
На основе этого отчета англичане ввели запрет на застройку вдоль необходимых в будущем территорий, от букит-тимахского Канала до реки Калланг. Без этого вторая фаза BTFAS была бы намного дороже. Поэтому в честь Пелтона назван один из отводных каналов.
Пелтонский канал обозначен зеленым цветом.
Один из ключевых уроков BTFAS состоит в необходимости долгосрочного планирования, которое и сегодня является важнейшей частью главного плана Сингапура. Заранее предвидя возможные трудности, план предлагает множество их решений задолго до начала строительства. Это особенно важно в управлении дренажной системой, где рост нагрузки с годами только увеличивается, а гибкость возможных решений уменьшается.
Поэтому предвидение долгосрочных проблем и заблаговременное нахождение их возможных решений является критической задачей городского планирования.
Автор: Арсений Чернов (sglah)