Чем им крест не угодил?
Как вы знаете, в начале июля в Екатеринбурге прошёл фестиваль Stenograffia, на который приехал известный русский художник Покрас Лампас. С помощью 20 волонтёров он нарисовал на площади Первой Пятилетки огромное "каллиграфити", в котором зашифрована цитата из Манифеста супрематистов Малевича.
Этот акт был вполне легальным. Работа была согласована с администрацией Екатеринбурга, а в спонсорах фестиваля Stenograffia и вовсе значится "Газпром нефть". Тем интереснее то, что произошло дальше. События разворачивались как в какой-то дурной комедии.
Утром 19 июля на площадь Первой Пятилетки приехали дорожные рабочие, которые стали укладывать асфальт прямо поверх работы Покраса.
Сложно понять, как такое могло случиться, но мы можем пофантазировать. Возможно, глава Орджоникидзевского района Екатеринбурга, который слабо представляет, что происходит на подведомственной территории, случайно проехал мимо площади. Увидел огромное граффити и запаниковал, не зная о том, что мэрия всё одобрила. Тогда он решил быстренько, не докладывая наверх, похоронить работу под слоем асфальта. Эффект был обратным: ему прилетело по шапке именно за инициативность.
И мэр Екатеринбурга, и губернатор Свердловской области назвали самоуправство возмутительным:
Закончилось всё в целом хорошо. Технику остановили, повредить успели относительно небольшой участок работы. Покрас Лампас уже пообещал лично восстановить арт-объект, мэрия его поддержала.
И тут в процесс включились православные!
Оказывается, в Екатеринбурге существует Музей святости, исповедничества и подвижничества, и его директор Оксана Иванова очень переживает, что горожане попирают крест Покраса своими ногами!
"Очень хочется сказать как-то так: Дорогие Евгений Владимирович и Александр Геннадьевич! Закрасьте вы этот "Супрематический крест". Автор уже получил свою славу, работа около трех недель украшает уралмашевский асфальт, все сми про нее рассказали и показали. Если это граффити вам так нравится, художник может сделать картину по мотивам, и можно купить ее за большие деньги в фонды ЕМИИ. Но попирать ногами крест, хоть и в виде граффити, верующим очень смутительно. Как минимум, в таком важном вопросе надо было провести опрос среди жителей района, по результатам которого меньшинство должно подчиниться большинству. Вы жителей окрестных улиц спросили, им это граффити надо?
По результатам опроса выходящих из расположенного через дорогу храма, 100% жителей района против этого художества. Итак весь город изрисован, на каждом заборе не по одному. А это вообще-то наш город! Почему вы согласовали эскиз работы без нашего участия, что за пренебрежение мнением людей? Мы свободные люди свободного града! А сколько бюджетных денег ушло на фестиваль и эту работу в частности? Сколько можно было бы городских улиц привести в порядок на эти деньги! У нас что, уже все дороги в порядке? Так что прежде, чем восстанавливать этот "шедевр", давайте все-таки спросим горожан, нужно ли им это. Или у нас тоталитарное государство с принудительным восхищением Покрасом Лампасом?
P. S. На всякий случай напоминаю вам 73-е правило Шестого Вселенского Собора: "Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучать". И поддерживающих начертание креста на земле тоже тогда что ли отлучать?"
Видимо, Оксана Иванова решила взять у проклятых горожан реванш за недавнюю победу сквера над храмом и даже провела экзит-полл среди посетителей какой-то церкви, которые все как один сказали, что крест на площади – это плохо.
Тут, во-первых, надо посмотреть, как выглядела площадь Первой Пятилетки до того, как в Екатеринбург приехал Покрас Лампас. А выглядела она как...
Правильно, как огромный крест! Забавно, что пока тут не появилось граффити, этот крест никого не смущал.
Интересно также, что Оксана Иванова почему-то решила монополизировать изображение креста, однозначно ассоциируя его с христианством и православием, хотя это несравненно более древний символ. Скорее всего, его где-то 700 тысяч лет назад придумал условный питекантроп Вася, начертив косточкой или палочкой крестик у входа в пещеру. Он и знать не знал, что в Прекрасной России Будущего директор Музея святости попытается запретить кресты под ногами.
Но что поделать: у православных сейчас 7527 год от сотворения мира, так что в их системе координат (ой, это ведь тоже крест!) нет никакого питекантропа Васи, а есть только распятие...
По этому поводу Оксане Ивановой очень хорошо ответил диакон Андрей
diak_kuraev Кураев:
"Вообще-то это азы "богословия иконы": именно намерение отождествить образ с первообразом и делает образ-образом. Если вы наступите на две перекрещенные сосновые иголочки, но не вложите в эти иголочки и в свой шаг религиозного смысла - вы не станете кощунником. Но тот, кто плюнет на эти иголочки, в своем уме представляя ненавистный ему Крест Христов - тот станет кощунником.
Именно поэтому нет греха в том, чтобы рисовать в тетрадях "в клеточку". И нет греха в переходе переКРЕСТка.
Сложнее вопрос о том, можно ли садиться на кресты, украшающие священные облачения.
Пусть директор "музея святости" посмотрит на крестчатый саккос своего митрополита и спросит его - почему он считает возможным садится на эти кресты.
(фото сакоса)
Также при обсуждении этого вопроса стоит вспомнить, что классические православные храмы со времем имп. Юстиниана строятся по "крестово-купольной системе". То есть сама горизонтальная проекция храма имеет вид креста. А мы по нему ходим..."
Надеюсь, в Екатеринбурге прекратят этот балаган и просто помогут Покрасу восстановить его крутую работу.