Умные города: цифровая полиция и лицо вместо кредитки
В последнее время стало очень модным выражение "умный город", оно пришло на смену другим модным словам типа "нанотехнологий" и "блокчейна". Каждый чиновник считает своим долгом, говоря о программе развития, упомянуть про "умный город", видимо, считая, что на этой теме можно срубить бабло. При этом ни сам чиновник, ни обыватели толком не понимают, что собой представляет этот "умный город". Так что подразумевается под этим понятием в мире? Давайте разбираться.
По сути концепция "умного города" подразумевает набор технологий, которые позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы жизни города - сбор и переработку мусора, транспортные потоки, потребление энергоресурсов и так далее. Простой пример: если поставить на все урны датчики и дать компании-оператору приложение с картой заполняемости этих урн, то, во-первых, убирать их можно было бы реже, а во-вторых, это позволило бы составить оптимальный маршрут уборки. Так и уборщики справлялись бы с работой быстрее, и жители города меньше бы любовались мусоровозами.
Идеальное воплощение "умного города" выглядит так: есть главный «мозг» города - операционный центр, который собирает информацию от всех систем, фильтрует, сортирует, анализирует ее и выводит результаты на некую городскую панель управления. Это как при игре в какую-нибудь стратегию – ты видишь перед собой всю информацию о имеющихся ресурсах, текущих работах, состоянии систем, при желании можешь заглянуть в каждую из них и узнать подробнее, что там происходит.
Так должен быть устроен Smart City в идеальном мире. Но пока реализовать эту концепцию полностью не удалось ни одному городу мира. Эксперты говорят, главная проблема в том, что в мире не существует единой системы для сбора и анализа данных. Информация собирается слишком разнородными приборами – навигаторами, смартфонами, поисковыми системами. И чаще всего всю эту кучу данных сложно применить в рамках одной общей платформы.
Ближе всех к созданию такой единой платформы сейчас подобралась Барселона. Столица Каталонии опередила даже Дубай и Сингапур. У каталонцев есть операционная система Sentilo, которая очень похожа на тот самый "мозг" умного города: она собирает со всех датчиков показания о городском водоснабжении, освещении, дорожной обстановке, уровне шума, количестве жителей в каждом квартале города, налогах, даже сводки происшествий и данные из соцсетей. В итоге городские службы и власти всегда имеют на руках полную картину жизни города и составленные системой на основе этой картины прогнозы на будущее. На сегодняшний день это самая продвинутая из систем Smart City.
Некоторые страны пытаются создавать с нуля целые города по принципам Smart City. Один из примеров – "Умный город" Тяньцзинь, совместный проект Китая и Сингапура. Этот город в 150 км от Пекина начали строить только в 2012 году. До начала строительства участок был просто пустырем с соляными полями и грязными водоемами, а стал местом для отработки новых технологий в области экологии, сохранения энергии, сокращения выбросов, экономики зеленого строительства и повторной переработки.
В городе есть информационный центр, который следит за объемом энергии, вырабатываемой ветрогенераторами, гелиосистемами и солнечными электростанциями, и за объемами энергии и воды, которые потребляют город. Если вдруг возникает проблема, например, утечка воды, то система обнаружит ее в считанные минуты и даст сигнал.
А еще в Тяньцзине обустроена система вакуумных мусоропроводов - это освобождает город от гремящих и воняющих мусоровозов. Весь мусор, попадая в урну, по системе подземных труб с огромной скоростью летит в общегородской пункт сбора отходов.
Еще один большой и амбициозный проект «Умного города» с нуля – Масдар, эко-город в ОАЭ, который начали строить в 2008 году. Подразумевалось, что город должен быть абсолютно самодостаточным с точки зрения энергии, она должна производиться исключительно из возобновляемых источников - солнца, ветра, воды и биомассы.
Главный лозунг города на старте был «Ноль углерода, ноль отходов», но разработчики быстро поняли, что осуществить это в настоящих условиях практически невозможно. Теперь они поставили себе более реалистичную цель — снизить выбросы на 50%.
В Масдаре нет привычных автомобилей, тут ездят на беспилотных электрических машинках Personal rapid transit (PRT). Эти роботизированные капсулы могут следовать друг за другом с минимальным интервалом в 3-4 секунды без риска столкновения. Правда, в Масдаре и ездить то некуда, поэтому и особых транспортных проблем нет – основной маршрут PRT пролегает между двумя ключевыми точками города и составляет около 1,4 км.
Удачным этот проект «Умного города» пока точно не назовешь: сейчас в Масдаре живут всего порядка 300 человек, а еще около 2 тысяч приезжают сюда работать. Хотя ожидалось, что к 2020 году количество жителей города будет выше как минимум в 20 раз.
Пусть полноценного Smart City создать никому до сих пор не удалось, но отдельные технологии уже реализованы во многих городах мира. Недавно платформа о цифровых технологиях ICT.Moscow опубликовала базу данных мировых проектов Smart City, собрав в ней 195 самых интересных разработок со всего мира. Вот некоторые из них:
Умная городская среда
Лавочки, фонари, урны - все эти элементы городской среды в "умном городе" помимо своей основной функции выполняют еще несколько. Например, самый продвинутый с точки зрения технологий Smart City парк Аль-Мамзар в Дубае: в нем установлены скамейки с Wi-Fi и беспроводной зарядкой телефонов, работающие на солнечных батареях.
Всем детям на входе в парк выдают умные браслеты, которые отслеживают местоположение и принимают звонки. Так что можно спокойно оставить ребенка играться на детской площадке, а самому идти гулять, потеряться тут невозможно.
За состоянием растений и деревьев следят дроны или, как их называют официально, интеллектуальная служба сканирования. Другие дроны (интеллектуальная система спасения) следят за безопасностью на воде и в случае чего могут быстро добавить утопающему спасательный круг.
Мусорные контейнеры сами подают работникам парка сигнал о том, что они заполнены, и пора убирать мусор. Работает тоже, конечно, на солнечных батареях.
А в Гонконге "умными" решили сделать фонарные столбы: их облепили кучей датчиков, чтобы собирать данные о городе - они докладывают о температуре и качестве воздуха, погодных условиях, количестве людей и транспорта в округе. Для жителей города эти фонари выполняют роль точек доступа к Wi-Fi, зарядных устройств, навигационных панелей и так далее. Всего таких фонарей планируют поставить около 400 штук, и все они будут использовать возобновляемую энергию.
Умное правительство
Один из самых крутых примеров "умного" управления городом - Барселона. При принятии важных решений власти столицы Каталонии руководствуются данными сервиса бизнес-аналитики Big Data BI. Например, когда администрация Барселоны планирует следующий городской фестиваль или размышляет о том, как улучшить систему общественного транспорта, она обращается к системе аналитики. Та изучает привычки гостей фестиваля, их мнения о местах проведения мероприятий, транспорте, ресторанах, банковских услугах. Анализируется все, что есть в сети, даже комментарии в социальных сетях, чтобы точно определить, какие группы люди хотят видеть на сцене. Это именно та обратная связь с руководством города, о которой в России пока можно только мечтать.
Умные полицейские участки
Цифровое правительство типа наших «Госуслуг» уже никого не удивляет. В Дубае пошли дальше и создали первый цифровой полицейский участок. В нем можно через интернет открыть уголовное дело, запросить выдачу различных сертификатов и разрешений, оставить запросы о пропаже и так далее. В электронном формате доступны все 18 услуг департамента полиции. Со слов местных властей, услуги в прежнем формате предоставляться не будут, только в качестве исключения. Выглядит такой электронный полицейский участок вот так:
Системы безопасности
В этом смысле больше остальных преуспел Нью-Йорк. Например, здесь внедрена система датчиков, которые распознают вибрации от выстрелов. Информация от датчиков поступает в полицию, которая может оперативно выехать на место и проверить, кто стрелял.
Еще в Нью-Йорке действует система предсказания вероятности пожаров. В городе 25 тысяч домов и других зданий. Департамент пожарной безопасности просто физически не успевает их проверить на предмет соблюдения противопожарных правил. На помощь приходит анализ больших данных, которым занимается специальный департамент – MODA. Учитываются состояние здания, его местоположение, история, предыдущие пожары и другие критерии. В результате эффективность проверок домов увеличилась на 70%.
Распознавание лиц
Когда речь заходит о системе распознавания лиц, все сразу думают о тотальной слежке и "Большом брате". И вполне обоснованно. Но есть у этой технологии и другое применение, которое как раз подходит под концепцию "умного" города. Например, жители китайского города Иньчуаня практически не пользуются наличными деньгами и кредитными карточками – при входе в общественный транспорт, при выходе из магазина или ресторана система сканирует внешность, распознает человека и деньги автоматически списываются у него со счета. Ну а если все-таки появилась необходимость снять наличные, то это тоже можно сделать с помощью лица – банки признали это достаточно надежной системой защиты. Правда, для подтверждения операции необходим либо номер телефона, либо номер паспорта.
Такая же технология применяется и в жилом секторе. «Умные» ворота кондоминиумов самостоятельно раскрываются перед жильцами и могут подать тревожный сигнал в службу безопасности, если к дому приблизился человек, отмеченный как преступник.
На многих станциях в Китае пассажиры могут самостоятельно пройти регистрацию на поезд с помощью системы распознавания лиц. Специальное устройство сканирует лицо человека и сопоставляет его с фотографией на паспорте. Теперь не нужно проходить контрольно-пропускные пункты с живыми людьми.
Интеллектуальные транспортные системы
Такие системы с разной степенью цифровизации существуют во многих мегаполисах мира, в том числе и в Москве. Одна из самых масштабных ИТС действует в Сингапуре.
Датчики, непрерывно отслеживающие происходящее на дороге, стоят через каждые 500 метров, видеокамеры - на каждом километре трасс, вдобавок ими оборудован каждый светофор и каждый городской автобус.
Большая часть городского метро Mass Rapid Transit (MRT) полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Через приложение можно узнать время прибытия автобуса и количество свободных мест в нем.
Автобусные остановки тоже "умные". Они сами измеряют температуру и влажность воздуха и при необходимости занимаются его очисткой и охлаждением. А еще они ведут видеонаблюдение и видеоаналитику, так что если на остановке регулярно скапливается слишком много людей, то система даст сигнал о том, что нужно увеличить количество рейсов на этом маршруте.
На каждом автомобиле в Сингапуре установлена система Electronic Road Pricing (ERP), которая автоматически списывает деньги со счета за парковку и за езду по платным зонам. Если автомобиль не подключен к системе, то ИТС определит это по камерам и вышлет владельцу штраф.
Умная медицина
В «умном» городе не пациент идет к врачу в поликлинику, когда у него что-либо заболело, а медицинский сотрудник, видя отклонения в показаниях пациента, связывается с ним до того, как пациент заболел. Для этого больным с хроническими заболеваниями дают специальные датчики, которые нужно всегда носить на себе. Они в режиме онлайн передают медицинским службам данные о состоянии больного, и если вдруг какой-то показатель выйдет за рамки допустимого, с ним свяжутся и вызовут к врачу. В Нью-Йорке эта услуга с 2016 года входит в государственную медицинскую программу Medicaid.
Еще более важный элемент "умной" медицины - единая электронная медицинская карта, в которой в цифровом виде собраны все данные о состоянии здоровья человека с момента его рождения. На сегодняшний день такие карты используются в 94% больниц США, а в 2020 году централизованная система медицинских записей должна появиться и в Евросоюзе.