Самый богатый город России
Какой город России самый богатый? Москва? Не совсем так. Мы часто слышим, что Москва – это не Россия. Что в Москву со всей страны стекаются налоги, поэтому москвичи жируют в модных ресторанах на Патриках, по три раза в год перекладывают плитку и покупают по три машины на каждого члена семьи.
Но есть в России и другие богатые города. Точнее, города, которые могли бы быть очень богатыми. Но что-то пошло не так... Новороссийск!
Один из самых крутых городов России! Шикарное место, потрясающая природа, его каким-то чудом не разграбили, как более туристический Сочи. А ещё Новороссийск – очень богатый город! Тут находится крупнейший порт страны и много сопутствующих предприятий. Только, когда вы оказываетесь в Новороссийске, возникает вопрос: а где всё это богатство? Где красота?
Просто чтобы вы понимали. Судя по официальному отчёту главы города, прибыль 92 крупнейших предприятий Новороссийска составляет около 140 млрд рублей. Для сравнения, прибыль 112 крупнейших предприятий Краснодарского края составляет 197 млрд рублей. То есть в Новороссийске находятся три четверти самых прибыльных предприятий региона.
Знаете, каков бюджет города сегодня? 6,2 млрд рублей, или 22 500 рублей на человека. Для сравнения, в Москве на каждого жителя в год приходится 168 тысяч рублей, а в Питере – 103 тысячи.
Так сложилось, что самому городу остаются крохи с барского стола.
01. В Новороссийске расположен один из главных и самых известных памятников Великой Отечественной. На месте, где сейчас стоит мемориал, советские войска вели длительную героическую оборону с 4 февраля по 16 сентября 1943 года. В итоге именно из этой обороны выросло контрнаступление, и Новороссийск был освобожден от фашистов. Это сыграло ключевую роль во всей битве за Кавказ... Вы наверняка видели этот мемориал.
В 2015 году на фоне этого мемориала 5 девочек станцевали тверк... Это сильно возбудило бывшего мэра города Владимира Синяговского. Он потребовал наказать девочек. Их быстро нашли и выписали от 10 до 15 суток ареста. Ведь танцевать тверк на фоне мемориала нельзя!
Владимир Синяговский, видимо, так и не смог отойти от возмущения и уехал в Москву, теперь он депутат Госдумы от партии "Единая Россия" (какой сюрприз), также он член комитета ГД по транспорту и строительству. Бывшего мэра не оскорбляет, что много лет вокруг одного из главных военных мемориалов страны помойка и грязь. Его не оскорбляет, что с момента распада Советского Союза тут даже сорняки на плитке не выдёргивали. Столбы фонарные проржавели и скоро упадут.
Впрочем, нового мэра Игоря Дяченко это тоже не особо волнует, судя по всему...
Зато лакомое место на берегу моря активно застраивается дешёвым панельным говном. Муравейники уже прямо на границе. Самое дешёвое и убогое жильё окружает мемориальный комплекс...
Совсем иначе теперь выглядят лица солдата на барельцефе... Солдат, который 76 лет назад шёл в атаку на фашистов, сегодня идёт в атаку на алчных мудаков, которые лепят свои муравейники на святой земле.
05. Сложно поверить. Один из важнейших монументов страны выглядит так, словно это какая-то Припять. Из памятника мужеству и героизму он превратился в памятник алчности и распиздяйства. Ещё раз, это происходит не в Омске, а в самом богатом городе России.
06. Когда ходишь по Новороссийску, не оставляет ощущение, что на твоих глазах какие-то гопники поймали доверчивого очкарика и разводят его, пинают, снимают часы и просят "мобильник позвонить". Новороссийск – потрясающий город из очень интеллигентной и благородной семьи. Просто сегодня он попал в дурную компанию, и его имеют.
Ещё один показательный случай. Эта фотография сделана от блокпоста "Транснефти", главного предприятия Новороссийска. "Транснефть" не просто так поставила свой блокпост, она перекрыла доступ к главной смотровой площадке города.
Вот такой шикарный вид открывался раньше с "Семи ветров":
Сегодня этого вида нет. Потому что жители Новороссийска и туристы мешают "Транснефти" перекачивать тут свою нефть. Дорога, которая вела на смотровую площадку, ведет ещё к каким-то терминалам. Ну и лишние люди там были не нужны. Это всё равно что в Москве "Роснефть" перекрыла бы забором Воробьёвы горы, чтобы никто не видел её офиса.
И тут мы переходим к самому интересному. Новороссийск – город портовый, тут находится крупнейший порт страны. Весь транспортный комплекс обеспечивает работой около 43 тыс. человек – пятую часть трудоспособного населения города. Новороссийский морской порт – самый крупный в России и пятый в Европе по грузообороту. Объём грузооборота в 2018 году составил почти 155 млн тонн. На него приходится около 20% объёма грузов, проходящих через российские порты. Протяжённость причалов – более 15 км.
В границах порта работает более 80 различных организаций. Главная компания, работающая в порту, – Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Только одна эта компания даёт городу около 7000 рабочих мест. Выручка НМТП в 2017 году составила 38,5 млрд рублей. Чистая прибыль – 20,9 млрд рублей. Это почти в 3 раза больше, чем весь бюджет города...
Думаете, компания как-то помогает Новороссийску? Да, конечно! Крупнейшая компания Новороссийска принимает очень активное участие в жизни города. Так, в сентябре 2018 года НМТП подарила городу первый в России памятник портовикам. А в июле 2018 год группа НМТП организовала большой праздник для детей, посвящённый Дню работников морского и речного флота в парке им. Ленина. Два дня дети бесплатно катались на аттракционах, множество конкурсов, подарки участникам и победителям... Всё! Хватит.
Из города выкачивают миллиарды, а памятник Великой Отечественной привести в порядок не могут.
Здесь интересно сравнить, сколько денег компании, работающие в Новороссийске, отдают Краснодарскому краю, и сколько остаётся в самом городе. Например, в 2019 году город должен получить доходы в размере 7,94 млрд рублей. При этом за I квартал 2019 года в консолидированный бюджет Краснодарского края от налогоплательщиков города перечислено свыше 7,8 млрд рублей. То есть местные предприятия, включая НМТП, "Транснефть" (которая владеет здесь кучей других компаний) и т.д. только за один квартал платят в бюджет Краснодарского края сумму, которая почти совпадает с бюджетом Новороссийска на весь год. Значит, за год Краснодарский край получит от новороссийских компаний что-то около 30 млрд рублей.
Кстати, за этот же I квартал 2019 года в бюджет самого Новороссийска поступило 1 млрд 061 млн рублей налоговых и неналоговых доходов. Это примерно в 7,8 раз меньше, чем компании отдали на региону.
Новороссийск зарабатывает большие деньги, но средства уходят в краевой и федеральный бюджеты. Городу же остаются огромные пробки, пыль, разбитые тяжёлыми грузовиками дороги. Если бы Новороссийск получал в 4-8 раз больше денег, наверное, он развивался бы по-другому.
Ладно, поговорим о чём-то ещё более грустном – об общественном транспорте.
Ситуация ужасно типичная и знакомая многим: что-то полуживое в наследие от СССР, немного автобусов и маршрутки. Когда-то был трамвай, но его закрыли ещё в 1969 году: поддержание троллейбуса и трамвая посчитали дорогим и, по традиции того времени, закатали пути в асфальт.
С маршрутками мы с вами уже разбирались: это паразиты на улицах города. Это бизнес по отмыву денег со своей мафией и транспортный сервис уровня Зимбабве. Получается замкнутый круг:
• Маршруточникам отдают самые прибыльные маршруты. Маршрутки не ходят в отдалённые районы и в неприбыльные часы ==>
• Городской перевозчик теряет пассажиров и сокращает выпуск машин или их обслуживание ==>
• "Кидать" людей из отдалённых районов или в неприбыльные вечерние часы городской оператор не может. Это ещё сильнее съедает бюджет, и начинается тотальная экономия. Появляются дикие интервалы, убитые салоны и поломки в пути ==>
• Ещё больше людей уходит в маршрутки.
Какое-то время городской бюджет поддерживает предприятие на плаву ради льготников, но лишь до момента полного износа техники и инфраструктуры – советский задел у троллейбусов как раз кончается в наше время.
09. При этом город вроде пытается навести порядок с маршрутками, но пока получается не очень: появляются новости про нарушение графиков и неадекватных водителей, даже мэр это признаёт.
10. Остановка в центре
Одновременно пытаются перевести оплату в электронный вид для предотвращения краж, но только в автобусах и троллейбусах. Изменения в организации – это хорошо, но сама архитектура системы вызывает вопросы. Например, сейчас в городе работает 6 маршрутов троллейбусов, но нумерация кончается на 14-м. Вспоминается анекдот про студентов, которые выпустили трёх свиней на территории университета, но пронумеровали их 1, 2 и 4 – третью свинью искали неделю. Местным жителям и нам понятно, что так получилось из-за закрытия самых убыточных маршрутов, но ситуация глупая с точки зрения работы с пассажирами.
11. В городе адские пробки, при этом они образуются в том числе и из-за бесконечных маршруток.
12. Я практически уверен, что у Новороссийска даже нет критериев эффективности работы общественного транспорта. Где-то локально добавляют маршрутку или меняют остановку, но никто не понимает общей цели работы. Когда в городе появится простой критерий – жители должны иметь возможность добираться от своего дома до работы максимум за 20 минут на комфортабельном автобусе или троллейбусе с 6 утра до полуночи – сразу всплывёт вся неэффективность нынешней организации.
13. В самом центре города, напротив мэрии, с прошлого года висит драный плакат в честь 9 мая. Можно уже не снимать: год прошёл, опять актуально. Ситуация для города привычная, на фото выше троллейбус, который тоже обклеили в прошлом году и забыли снять украшения. Всё выцвело давно. Позорище...
14. Население Новороссийска стремительно растёт, всё больше людей сюда переезжает, в основном с севера. В городе большие проблемы с пробками. Как их решают? Например, строят внеуличные переходы. Помогает ли это в вопросах с пробками? Нет, конечно, ситуация только ухудшается. С одной стороны, многие жители оказываются в положении, когда они просто не могут перейти дорогу. Не думаю, что мэр города хоть раз пользовался этими уродливыми конструкциями. А вот если бы он постоял полчаса и пообщался с людьми, то узнал бы много нового про такие переходы и про себя.
15. Знаете, например, что бабушки иногда садятся на троллейбус или маршрутку и едут до нормального перехода, так как физически не могут взбираться по этим лестницам? Понимаете, как надо не любить жителей, чтобы подобное делать!
16. Подземный переход в центре ещё с советских времён, но его не закапывают. Он очень удобен, чтобы размещать там рекламу.
17. Я не просто так написал, что Новороссийск сейчас оказался в положении жертвы. Как можно объяснить такое количество наружной рекламы в самом центре города? В своё время на строительство и восстановление города после войны были брошены лучшие архитекторы. Они создали удивительные ансамбли нарядных зданий. Но сегодня ими сложно насладиться, так как всё, что не приносит денег, тут не ценится.
18. В центре города поставили какие-то уродливые будки для полиции. На них надпись АКАБ. Сотрудникам новороссийской полиции задание: погуглите, что значит эта аббревиатура.
19. Вы можете представить, что в российских городах до сих пор сидят какие-то странные мужики с кучей бабла и меняют деньги прямо на улице? Я был уверен, что последний такой меняла умер в конце нулевых, но нет. В Новороссийске они прямо на глазах у полиции сидят, ничего не стесняясь.
20. Советские здания достраиваются и перестраиваются.
21. Уродовать город начали ещё в 90-е, но продолжают делать это до сих пор.
22. Мэрия
23. Интересный дом в центре. Вот так он выглядит сейчас.
А вот так выглядел раньше:
Это просто один из примеров того, насколько всё поменялось.
24. Пушкин в окружении сараев торговых центров.
25. Центральный бульвар застраивается какими-то шалманами.
26. Одна из самых красивых улиц города. Потрясающий вид на море и крейсер-музей "Михаил Кутузов". Ещё бы с фасадов убрали ржавые тарелки, кондиционеры и пристройки с первых этажей.
27.
28. Политехнический институт. Удивительное здание, в которое почему-то решили вставить пластиковые окна.
29. Памятник Жене моряка на набережной. Памятник, кстати, эмоционально очень крутой. Женщина провожает моряка в довольно откровенном платье без белья. Все трут большие груди. Всё бы хорошо, но скульптор явно прогуливал анатомию в художественном училище, в итоге фигуры получились неестественные. Но за идею зачёт!
30. Главная площадь на набережной, где проводят парады.
31.
32. Вообще, со скульптурой в городе не всё хорошо. Опять же, мы не обсуждаем сейчас значение (чтобы не оскорбить чьи-нибудь чувства). Исключительно с художественной точки зрения. Вот что это такое?
33. При этом есть просто шедевры! Например, вот этот памятник хамсе. Просто кайф!
34. Велодорожки... Да, только не смейтесь. Почти все велодорожки в Новороссийске делают с помощью краски на тротуарах. Это хорошо для отчётов мэрии, но по факту велодорожек в городе нет.
35. Найди на фото памятник.
36. Уголок позора города Новороссийска! На набережной есть какое-то жуткое болото, где плавают бедные несчастные черепашки. Народ смотрит на то, как животные мучаются.
37. Черепашки плавают в грязной воде среди мусора... Опять же, сколько денег надо мэрии, чтобы привести в порядок это место? Давайте, может, скинемся, раз всё настолько плохо, что животные должны в таких условиях жить?
38. На набережной решили построить какой-то ресторан... Тут надо пояснить, что Новороссийску вообще повезло в плане застройки набережной. Тут всё довольно хорошо по сравнению с другими городами Черноморского побережья.
39. Народ возмущается и пишет про мэра гадости. Стоит заметить, что в Новороссийске полная свобода слова и демократия, поэтому такие послания никто не снимает.
40. Ещё на набережной построили храм!
41. Самый богатый город России
42. Скоро начнётся курортный сезон.
43. Удивительное всё-таки зрелище для России – незастроенная набережная! Больше такой красоты почти нигде не осталось. Надеюсь, жители Новороссийска не позволят отобрать у себя такое сокровище. Я уже вижу, как потирают руки злодеи, мечтая о магазинчиках и ресторанчиках вместо газонов и деревьев.
44.
45. Но алчность потихоньку берёт своё. И вот уже на берегу растут убогие многоэтажки.
46. Как такое вообще может появляться в таких красивых местах?
47. Новые районы Новороссийска – обычное бетонное убожество...
48. Деды кровь проливали за эту землю, чтобы в XXI веке тут всё застроили панельным говном.
49. Просто взяли бывшие виноградники, нарезали на участки и отдали застройщикам на растерзание.
50. Красиво!
51.
Новороссийск славится проблемами с водой и электричеством. В сети можно с лёгкостью найти такие рассказы местных жителей:
"Вода подаётся строго по часам с 5:00 до 9:00 и вечером с 17:00 до 21:00. По выходным продлевали этот график на пару часов до обеда. Бывало что воды не было пару дней совсем. И да, мы говорим про подачу холодной воды :) Т.е. никакой воды у вас не будет до наступления тех самых заветных часов. Ни в туалете, ни в раковине, нигде. Никакой. Совсем. Те кто не успел набрать воды с утра - в провале".
"Сам живу всю жизнь в Новороссийске и знаю это адище с графиком. Сейчас стало чуть получше (14 мкрн), вода почти круглосуточно. На ночь почему-то отключают холодную воду, примерно с 0:00 до 6:00, хотя горячая продолжает подаваться. Но стратегическая бочка воды на 40 литров и 16-литровый таз по-прежнему поддерживаются в наполненном состоянии, т.к. об авариях обычно предупреждают постфактум, когда воды уже нет, и не будет еще неизвестно сколько".
"Жила на Видова была почти сказка (холодная круглосуточно, горячая по часам, но сейчас наоборот кипяток после 21 льет, либо вообще никакой нет по пол дня), а сейчас живу выше красной и там реально вода по рандомному расписанию утром может и в 9 кончиться и в 12, так же и вечером, ппц какой-то с моим графиком работы нифига не успеваешь даже посуду помыть :("
Если в городе случается очередная авария, в СМИ можно увидеть заголовки вроде: "В магазинах Новороссийска заканчивается бутилированная вода. Из-за аварии на водоводе подача воды в город-герой полностью прекращена".
Власти города и региона в первую очередь винят в проблемах с водой магистральный водовод Троицкого группового водопровода:
— Проблема снабжения водой Новороссийска упирается в проблемы Троицкого группового водопровода, — подчеркнул Кондратьев. Полтора года длился суд с этим предприятием, которое 7 лет работало по концессионному соглашению, но те средства, которые оно собирало с жителей Новороссийска, Геленджика и других территорий, в развитие и реконструкцию практически не вкладывало, сообщил он. Решение проблемы, на взгляд губернатора, — возвращение предприятия в руки государства и направление всех собранных средств на его модернизацию.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев
Но помимо Троицкого водопровода существенный вклад в проблемы с водой вносит подземный ад с коммуникациями города. Водопроводная система старая и запутанная. У ремонтных бригад, приезжающих на утечку, порой попросту нет достоверных схем прокладки коммуникаций. Из-за скального грунта после прорыва труб вода может вытекать за десятки, а порой и за сотни метров от места аварии. В последнее время ситуация несколько улучшилась. Но около 20% процентов жителей Новороссийска продолжают жить с графиками подачи воды. И никто не отменил аварии. В случае ЧП весь город может на несколько дней остаться вообще без воды.
Как и во многих южных городах, в Новороссийске регулярные проблемы с отключением электричества. Но надо отметить, что если обычно пик блэкаутов приходится на лето, то в Новороссийске подобные проблемы нередки и зимой.
52.
53. Какой это город? Во всём мире это были бы очень крутые места с хорошей недвижимостью, тут могли бы быть прекрасные виллы, сады и парки, красивые дома средней этажности с недорогой недвижимостью. Но всё отдали под застройку муравейниками.
54. Почему? Так быстрее. Пока есть возможность заработать, надо ей пользоваться.
55. Есть совсем убогие муравейники.
56. Есть муравейники получше.
57. Кто-то сделал даже двор без машин...
58. Единственный более-менее нормальный проект. Но в целом всё очень грустно.
59.
60. В ближайшие 15 лет в Новороссийске планируется построить ещё более 1 млн кв. метров жилья...
61.
62. Будущее Новороссийска выглядит так:
63. И так... Скоро виноградников не останется. Зато в город приедет ещё пара сотен тысяч человек.
64. А кто-то заработает пару сотен миллионов. И все будут счастливы, кроме Новороссийска. Кто сносить-то будет это всё?
65. Частный сектор
66. Около вокзала есть несколько старых зданий. По ним хорошо видно, как деградировал вкус у людей. Вот здание, которое занимает ВТБ.
67. А вот точно такое же, только его занимает отдел полиции. Всё обшили дешёвыми панелями. Вот как так можно?
68. Вход...
69.
70. В целом Новороссийск – очень крутой город. Реально, один из лучших городов России! К сожалению, если так дальше пойдёт, красоты не останется. Вместо развития я вижу, как из города пытаются выкачать и выжать всё что можно. Многим кажется, что задел прочности ещё большой, но мы сами не успеем оглянуться, как спасать будет уже нечего. Каждый год потихоньку откусывают по кусочку. То пару гектаров виноградничков, то налоги, которые мог бы платить порт, то вот смотровую площадку. А потом ещё немного, и ещё немного, пока совсем ничего не останется.
71.
72.