Вы только посмотрите, что они сделали с фонтаном!



В последние годы не может не радовать возросший интерес людей к объектам культурно-исторического наследия. Если ещё даже пять-семь лет назад практически незаметно для обывателя можно было снести целый дом, а на возмущение реставраторов и историков мало кто обращал внимание, то теперь то и дело приходится выть тем же реставраторам.

На этой неделе все обсуждают итоги реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ. Работы над фонтаном ещё продолжаются, но уже сейчас через забор можно увидеть его восстановленный внешний облик.


Глазам людей предстал яркий мозаичный фонтан, украшенный разноцветными кусочками смальты

И что тут началось!

«Китайская подделка», «пластмассовая игрушка», «яркий ужас», «чудовищная бутафория» – лишь немногие из эпитетов, которыми наградили фонтан за прошедшую неделю. В фейсбуке вообще можно было устраивать конкурс на самое яркое выражение. «Очевидно, что реставрацией занимались люди, ничего не понимающие в реставрации».

Реакция вполне понятная, потому что все помнят этот фонтан облезлым и блёклым.

Давайте всё же разберёмся, был ли когда-то фонтан таким, или же реставраторы где-то слишком выкрутили цвета. Для начала посмотрим на цветные фото из 1950-х, когда фонтан только открыли:





Вроде бы цвета спокойные, но надо учесть, что фотоматериалы 1950-х действительно сильно смягчали цвета, посмотрите на совершенно блёклый цвет ясного неба на старой фотографии. А ещё говорят, что раньше небо было ярче!

Или возьмём фото более яркое фото 1950-х, ночное.


Здесь уже хорошо видно, что фонтан и действительно изначально был гораздо ярче, чем помнится многим, чьё детство прошло в 1980-х и позже. Тогда фонтан объективно потускнел, выветрился, а часть смальты вымыло или отшлифовало до бетона потоками воды.

Даже в 1970-х фонтан выглядел гораздо ярче, чем во времена перестройки.


Для проведения грамотной реставрации фонтан пришлось полностью разбирать на составляющие его бетонные части, снимать отдельные элементы и отвозить всё в мастерскую. Неофициально удалось даже получить фотографии из мастерской:


Вот в таком состоянии всё было на момент начала реставрации.


Уцелевшие кусочки оригинальной смальты приходилось долго отчищать специальными составами.




Образцы смальты с фонтана 1954 года.


То, что мы видим, – и есть тщательное восстановление изначального облика фонтана, каким он был в 1954 году.

Всё покрытие делалось по сохранившимся и отчищенным образцам того времени.






Комментарий от реставраторов: В процессе работ мы отмывали фрагменты всех сохранившихся участков смальты и по ним делали подбор аналогичного цветового решения. На фото это видно – прикладываем сохранившиеся участки к отреставрированным. Также в процессе реставрации использовались сохранившиеся фрагменты, которые не были повреждены. И сейчас невозможно отличить, где подлинная, а где подобранная смальта. Это ли не лучшее доказательство того, что исторический цвет передан со стопроцентной точностью?


Я уже давно собирался сделать пост про цвет в архитектуре. Здания со временем сильно меняются. Например, сталинские высотки от смога сильно потемнели, а ведь изначально они были практически белоснежными! Когда во время реставрации возвращают оригинальные цвета, это кажется непривычными.

На всякий случай напоминаю, что есть прекрасный сайт, где можно изучать исторические снимки и делать по ним выводы. И не обижайте без причин реставраторов – они люди тонкой душевной организации, у них потом работа не клеится.

Избранные записи из этого журнала

  • Как москвичи сохраняют старинные вывески

    Несколько дней назад на Пречистенке открыли замечательную отреставрированную вывеску булочной. Казалось бы, что за повод, сейчас в городе целые…

  • А вам слабо?

    Фото: Дарья Козлукова Этим вечером я расскажу вам добрую историю о том, как можно самому в одиночку сделать свой город лучше. Издание Downtown…


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
Спасибо! это действительно нужный пост.
На самом деле я тоже входила в группу сомневающихся, вот такие посты помогают понять, что ошибалась я, а реставраторы правы. Жаль только, что разъъяснениями занимаетесь вы, а не пиар служба ВДНХ. Хотя это должна была быть их работа
К сожалению, не вижу количества просмотров ваших постов (у некоторых блогеров эта информация есть в каждом посте).
Прям как со статуей свободы, никто бы не одобрил верни ей медный цвет без патины

Edited at 2019-04-21 11:14 (UTC)

Я ты не рассматриваешь ситуацию, что в 54-м был такой же Варламов, который критиковал этот фонтан, как сегодня критикуют площадки КСИЛ в связи с его цветами. По мне так, этот фонтан выглядит полным говном. Может не стоило совершать ошибку второй раз и восстановить его прежним?

Эти жидомасонские реставраторы и Венере руки приклеят, и Парфенон раскрасят, и маои глаза повставляют.

Че творят эти черти?! Куда смотрит милиция?!
Если фонтан был таким, его нужно восстановить именно таким же и ниипёт! Наследие должно сохраняться и приумножаться.
Уважаю реставраторов за выдержку. Жаль, что они у нас не очень востребованы(
Ну у меня лично вопрос только к....отсутствию "переливов" и "бликов" из смальты на самоцветах. Как бы объяснить - такое ощущение что все самоцветы закрашены в один тон и это создаёт эффект плоскости. Слегка пугает, так скажем.
Кто работал в фотошопе, знает насколько трудно повторить оригинальный цвет, подбирая пиксели вручную. Всё равно получается неестественно. Именно из-за отсутствия малейших цветовых нюансов. Мне тоже кажется, что изначально куски смальты были с игрой оттенков. А новодел из моноцветного стекла. Поэтому смотрится так дико. И никакой Варламов меня не переубедит.

Edited at 2019-04-21 12:25 (UTC)
Сегодня в блоге у Варламова будет мало комментов. Вся основная аудитория ушла голосовать....
Надеюсь, следующие на очереди - испохабленные при Хрущеве павильоны. С них уже сняли навесные фасады, осталось восстановить утраченные элементы исторических фасадов и кровли.

"Фальшфасады" были хороши и очень уместны. Как минимум на двух павильонах - белоснежные, "технологичные". Отлично "разбавляли" гиперторжественность центральной аллеи своей "легкостью" (это главное) и указывали дорогу в будущее.
Я за возвращение фальшфасадов на "Азербайджан" и "Поволжье"(второй фигурирует на фотке в посте) (они же "Вычислительная техника" и "Radioelectronica" когда с фальшфасадами).
А уж как тяжело давалось Бажову его сочинительство в условиях запрета наркотиков в СССР - и представить сложно! Хотя нет таких крепостей, который не брали коммунисты. Партия сказала: нужен уральский рабочий фольклор! Пашенька ответил: есть!
← назад