Вы только посмотрите, что они сделали с фонтаном!
В последние годы не может не радовать возросший интерес людей к объектам культурно-исторического наследия. Если ещё даже пять-семь лет назад практически незаметно для обывателя можно было снести целый дом, а на возмущение реставраторов и историков мало кто обращал внимание, то теперь то и дело приходится выть тем же реставраторам.
На этой неделе все обсуждают итоги реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ. Работы над фонтаном ещё продолжаются, но уже сейчас через забор можно увидеть его восстановленный внешний облик.
Глазам людей предстал яркий мозаичный фонтан, украшенный разноцветными кусочками смальты
И что тут началось!
«Китайская подделка», «пластмассовая игрушка», «яркий ужас», «чудовищная бутафория» – лишь немногие из эпитетов, которыми наградили фонтан за прошедшую неделю. В фейсбуке вообще можно было устраивать конкурс на самое яркое выражение. «Очевидно, что реставрацией занимались люди, ничего не понимающие в реставрации».
Реакция вполне понятная, потому что все помнят этот фонтан облезлым и блёклым.
Давайте всё же разберёмся, был ли когда-то фонтан таким, или же реставраторы где-то слишком выкрутили цвета. Для начала посмотрим на цветные фото из 1950-х, когда фонтан только открыли:
Вроде бы цвета спокойные, но надо учесть, что фотоматериалы 1950-х действительно сильно смягчали цвета, посмотрите на совершенно блёклый цвет ясного неба на старой фотографии. А ещё говорят, что раньше небо было ярче!
Или возьмём фото более яркое фото 1950-х, ночное.
Здесь уже хорошо видно, что фонтан и действительно изначально был гораздо ярче, чем помнится многим, чьё детство прошло в 1980-х и позже. Тогда фонтан объективно потускнел, выветрился, а часть смальты вымыло или отшлифовало до бетона потоками воды.
Даже в 1970-х фонтан выглядел гораздо ярче, чем во времена перестройки.
Для проведения грамотной реставрации фонтан пришлось полностью разбирать на составляющие его бетонные части, снимать отдельные элементы и отвозить всё в мастерскую. Неофициально удалось даже получить фотографии из мастерской:
Вот в таком состоянии всё было на момент начала реставрации.
Уцелевшие кусочки оригинальной смальты приходилось долго отчищать специальными составами.
Образцы смальты с фонтана 1954 года.
То, что мы видим, – и есть тщательное восстановление изначального облика фонтана, каким он был в 1954 году.
Всё покрытие делалось по сохранившимся и отчищенным образцам того времени.
Комментарий от реставраторов: В процессе работ мы отмывали фрагменты всех сохранившихся участков смальты и по ним делали подбор аналогичного цветового решения. На фото это видно – прикладываем сохранившиеся участки к отреставрированным. Также в процессе реставрации использовались сохранившиеся фрагменты, которые не были повреждены. И сейчас невозможно отличить, где подлинная, а где подобранная смальта. Это ли не лучшее доказательство того, что исторический цвет передан со стопроцентной точностью?
Я уже давно собирался сделать пост про цвет в архитектуре. Здания со временем сильно меняются. Например, сталинские высотки от смога сильно потемнели, а ведь изначально они были практически белоснежными! Когда во время реставрации возвращают оригинальные цвета, это кажется непривычными.
На всякий случай напоминаю, что есть прекрасный сайт, где можно изучать исторические снимки и делать по ним выводы. И не обижайте без причин реставраторов – они люди тонкой душевной организации, у них потом работа не клеится.