Царя на вас нет!


Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре, 1910 год

Россия – страна со сложной историей. За сто лет здесь сменилось три государственных системы, которые коренным образом отличаются друг от друга. Монархия с царём во главе, ненавидящий царей социализм, сегодняшняя вроде-как-демократия на капиталистической основе. Несмотря на то, что мы живём в XXI веке, в России есть немало поклонников и Империи, и Союза. Люди, которые никогда не жили в те времена, ностальгируют по ним. Им кажется, что вот именно то устройство России было идеальным. И нередко можно услышать мнение, что "вот при царе-то батюшке жили люди простые счастливо, а большевики пришли и всё испортили!". Однако при всех ужасах коммунистической коллективизации надо отметить, что при царе большая часть населения России жила... тоже не очень хорошо. И в первую очередь это касается, конечно, самого многочисленного сословия – крестьянства.



В 1913 году численность населения Российской империи составляла около 167 млн человек. 85% из них проживали в сельской местности. Это после проведения аграрных реформ, крестьянской реформы, активной индустриализации и т.д. Так что, рассматривая жизнь крестьянства, можно уверенно говорить о том, что это большая часть населения страны. В Российской империи, конечно, были отдельные категории крестьянства вроде тех же казаков или поздних старообрядцев, чья жизнь вполне соответствует образу "сытого и ухоженного русского крестьянина, радостную жизнь которого нарушили большевики". Но таких было меньшинство. Подавляющее большинство крестьян были практически бесправными и всю жизнь трудились ради выживания. В конце XIX века на многих крестьянах продолжало висеть бремя выкупа помещичьих земель. Значительно более низкой, чем в Европе, была грамотность крестьян, урожайность их земель, знания о сельском хозяйстве. Зато выше была смертность.


01. Нижегородские босяки. Максим Дмитриев


02. Бурлаки-грузчики. Максим Дмитриев


03. Нищий с лирой, Игуменский уезд Минской губернии


04. Крестьянская семья


05. Маленькая девочка у избы


На рубеже веков крестьяне жили практически натуральным хозяйством. Питание состояло из того, что они производили сами. Покупные угощения были большой редкостью. Однако и повседневная пища не отличалась разнообразностью и высоким качеством. Огромное количество дел по хозяйству не оставляло времени для готовки.

Основой повседневной пищи было "варево" – щи или суп, приправленные свиным жиром или молоком. Во время постов вместо жира или молока добавляли конопляное масло. Кроме варева на крестьянском столе были каши, ржаной хлеб, капуста, картошка, горох, фасоль. Такого разнообразия овощей, как сейчас, не было. Даже морковь или свекла выращивались в небольших количествах.

06. Крестьяне (1890-1900), фотограф Н.И.Свищов-Паол


07. Крестьяне деревни Юромы Мезенского уезда, начало ХХ века


08. За крестьянским столом, конец XIX века


Пшеничный хлеб могли позволить себе редкие крестьянские хозяйства по праздникам. В бедных хозяйствах в год съедалось 5-8 кг мяса. В богатых – около 20. Как правило, мясо тоже было по праздникам. Молоко, коровье масло, творог, яйца, любое мясо (даже курятина) – это в первую очередь праздничная пища. Из напитков преобладала вода. Летом готовили квас, во время болезней – чай.

Столь скудное питание сопровождалось тяжёлым физическим трудом. В случае неурожая в деревне наступала настоящая катастрофа. Потребление продуктов сокращалось до минимума. В пищу шло абсолютно всё. Резалась имеющаяся скотина, на питание уходили запасы семян, малопригодные для питания растения и трава, мелкие птицы, ящерицы. С веками крестьянство выработало способы выживания в условиях голода, но остаться в живых везло не всём.

09. Крестьяне в поле, начало XX века


10. Крестьяне Тульской губернии, конец XIX века


11. Крестьянка за самопрялкой. Тульская губерния, Богородицкий уезд, село Ивлево, 1902 год


Интерьер жилищ был очень бедным. Под одной крышей жило сразу 2-3 поколения родственников. Большую часть избы занимала печь, которая служила для обогрева и приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Многие избы топились "по-чёрному". Кроме печки в избах были лавки вдоль стен и стол. Спали зимой на печках, летом на полатях – лежанках под потолком, которые сооружались между печкой и ближайшей стеной. В качестве подстилки была солома, накрытая грубой тканью. Отдельных помещений для бани было мало. Большинство крестьян мылись в избе 1-2 раза в месяц. Уборка, как правило, состояла из выметания сора из избы. Большое количество работ по хозяйству и в поле не оставляли времени на большее. Влажная уборка с мытьём полов проводилась всего несколько раз в год, к крупным праздникам. Грамотных крестьян, которые могли что-то написать или прочесть, было около 10% от общего числа. Жизнь обычного русского крестьянина была жестокой и беспросветной.

12. Крестьянка, стирающая в корыте. Фото В.Каррика, 1870-е


13. Крестьянка за домашней работой. Фото В.Каррика, 1860-е


14. Жница в Симбирской губернии. Фото В.Каррика, 1870-е


15. Девушки-кружевницы за плетением узоров. Московская губерния, Дмитровский уезд, село Куликово, 1913 год


16. Женщины и девушка в праздничных костюмах. Тамбовская губерния, 1904 год


17. Катание на релях (качелях) на Пасху. Тамбовская губерния, Кирсановский уезд, 1904 год


18. Старый пасечник. Воронежская губерния, Задонский уезд, 1908 год


"Таково же почти, хотя и несколько лучше, положение деревень: Большой Губаревки, Мацнева, Протасова, Чапкина, Кукуевки, Гущина, Хмелинок, Шеломова, Лопашина, Сидорова, Михайлова Брода, Бобрика, двух Каменок.

Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка – пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, – и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить".

Л.Н.Толстой, "Голод или не голод?"

19. Семья. Орловская губерния, 1904 год


20. Семья в праздничный день. Орловская губерния, Севский уезд, Радогожский стан, 1911 год


21. Мужик с коромыслом. Орловская губерния, начало XX века


22. Крестьянин с сыновьями. Рязанская губерния, Касимовский уезд, село Большие Пекселы, 1910 год


23. Знахарка лечит ребенка наговоренной водой. Рязанская губерния, Касимовский уезд, село Увяз, 1914 год


24. Подготовка ниток для тканья. Рязанская губерния, Касимовский уезд, село Увяз


25. Мальчик скручивает нитки для изготовления серпянки. Рязанская губерния, Касимовский уезд, село Алексеево, 1913 год


26. Дед и бабка с внуком. Рязанская губерния, Касимовский уезд, село Увяз, 1910 год


27. У самовара после "сговора". Калужский уезд, 1890-е годы


28. Хоровод в южных губерниях, 1900-е годы


29. Отец с сыном перед охотой. Вятская губерния, Глазовский уезд, 1907 год


30. Семейный промысел. Владимирская губерния, Покровский уезд, 1913 год


31. Кузнецы у деревенской кузни. Тверская губерния, Тверской уезд, деревня Изворотень, 1905 год


32. Беломорская Карелия, 1894 год


33. Нижегородская губерния, деревня Кадомка, конец XIX века


34. Дети русского крестьянина Федора Васильева


"Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа.

Прежде всего он — и это знает всякий мужик — он

1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.

2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.

3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.

4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.

5) от чиновников, угнетающих народ.

6) от податей.

7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы".

Л.Н.Толстой из письма к И.И.Гроту

35. Девочки помогают по хозяйству


36. Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова


37. Семья русских крестьян конца XIX века


38. Крестьянский двор в селе Кежемском Енисейского уезда


39. Ткацкий стан (кросно) в селе Верхне-Усинском Усинского пограничного округа


40. Кустарь-горшечник из села Атамановское Красноярского уезда


41. Повозка двухколёсная (одноколка) с бочкой для доставки воды из деревни Ярки Енисейского уезда


42. Прачки на Енисее


43. Сенокосный балаган на реке Мане у устья речки Зырянки в Красноярском уезде


44. Русский крестьянин, начало ХХ века


45. Калуга, 1908 год


46. Владимирская губерния, Муромский уезд, село Карачарово, 1910 год


47. Крестный ход в деревне, 1910-е


48. Николаевский солдат. Архангельская губерния, Печорский уезд, г. Печора, 1900-е


49. Кулачные бои у Царёва городища на Троицу, начало XX века


50. Уральская казачка с коромыслом. Оренбургская губерния, Троицкий уезд, 1911 год


51. Девушка за работой. Беломорская Карелия, 1894 год



Пост подготовил Алекс Кульманов

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
жизнь крестьянства была не такая как сегодня у городского народа.
Трудозатратнее на порядки.
Понятное дело.
Режим был нехорош.
Тоже дело понятное.



Ну а "рассказ" про "питание" - вырван из контекста, из той же толстовской "голод или не голод",
про "голодный год",
и представлен как "всегда так питались, это типичное питание".
Но это нормально для "АлексКульманов" - вырывать и представлять как "норму" и "типичность".


Весь пост набор "набросов" из "вырваного из контекста" и "негативных толкований".
Про "питание" уже сказано, а пример "негативного толкования" - это например про "мытье полов".
Ну да, мыли перед праздниками и что? Гдето их чаще мыли чтоле?
Да можт какието дураки их сегодня чаще моют?


Раз-два в месяц(тогда "праздники церковные" с такой регулярностью были) мыли. Между этими "влажными уборками" происходили "сухие уборки", подметали веником жилье по простому говоря.
Я даже знаю откуда это "вырвано" и истолковано как бы невзнячай негативно. Сам читал.
Про исследование жизни "курских"(кажется) крестьян, где так и говорится "моют полы раз-два в месяц, перед праздниками, в остальные дни подметают каждый день".






Edited at 2019-04-17 10:48 (UTC)
Снохачество. Распространенное явление в России.
Фотка 36 тому свидетельство.

Что бы вы сказали, если бы вдруг вскрылось, что:
- тот кого вы всю жизнь называли своим отцом, на самом деле ваш дядя (брат вашего отца от вашей бабушки и вашего прадедушки)?
-что тот, кого вы всю жизнь считали своим дедушкой на самом деле ваш отец (и он же отец вашего "отца" который на самом деле вам не отец, а дядя)?
- что та, которую вы считали своей бабушкой, на самом деле старшая жена вашего отца (которого вы называете дедушкой), а ваша мама - это одна из наложниц из гарема вашего "дедушки" и получается, что вы незаконорожденный сын вашего дедушки от законной жены (которую вы считаете своей матерью) вашего или дяди или старшего брата которого вы называете папой?
-а все те люди которых вы считали своими родственниками со стороны вашей бабушки, на самом деле никакие вам не кровные родственники, а так,- просто односельчане - родственники старшей и единственной законной жены вашего отца=дедушки?
-что у половины ваших братьев и сестер в вашей многодетной семье мать одна - та же что и у вас, а отцы разные (у части из них отец тот же что и у вас, а у другой части отец ваш дядя - родной сын их деда, который в свою очередь ваш отец)?

Вы бы для начала голову сломали в такой родословной.
Это с непривычки. Потому что вы не великоросс.
Потому что для подавляющего большинства великороссов именно такое многоствольное генеалогическое древо (кущ) и есть типичное в их родословной. Типичное потому, что имено по такому образцу была устроена внутрисемейная сексуальная жизнь посвеместно распространённая в деревнях откуда и происходит подавляющее большинство сегодняшнего населения России (в конце 19 - начале 20 века, в деревнях жили 85% населения России, а столетием раньше и все 90%).
Тут конечно можно возразить, что повсеместное ещё не не значит всеобщее.
Соглашусь на все 100%.
Это утверждение так же справедливо, как и то, что среди повсеместного и традиционного в России пьянства, можно попробовать поискать отдельные случаи потомственных, с деда-прадеда абсолютных трезвенников.

Re: Под мышкой
Особо следует сказать о таком явлении сельской жизни как снохачество. Следует признать, что половая близость между главой крестьянской семьи (большаком) и снохой не была явлением исключительным, а для патриархального уклада сельского быта, в какой-то мере и обыденным.«Нигде кажется кроме России, – отмечал В. Д. Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество» [Цит. по: 35, с. 52]. Наблюдатели отмечали, что этот обычай был жив и в конце XIX в., причем одной из причин его сохранения являлся сезонный отток молодых мужчин на заработки. Хотя эта форма кровосмешения была осуждаема просвещенным обществом, крестьяне ее не считали серьезным правонарушением [27, с. 401–402]. В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему» [2, д. 1054, л. 5]. По наблюдению этнографа А. В. Балова, в ярославских селах «снохачество или незаконное сожительство свекра со снохой, явление довольно нередкое» [25, т. 2, ч. 1. с. 464].

В глазах крестьян снохачество являлось грехом, но не преступлением. С иной позиции данное деяние трактовал закон. Даже если половая связь свекра и снохи не была результатом насильственных действий, то все равно она являлась действием преступным, так как нарушала запрет на сексуальную связь между близкими родственниками, в данном случае по свойству, а, следовательно, была ничем иным как кровосмешением.
А потом спрашивают "отчего это крестьяне не поддержали господ белых, отчего радостно шли взрывать церкви"
И все равно их потом расстреляли по доносам, или объявили кулаками. В лучшем случае, в одних лохмотьях и скудным скарбом увозили с малолетними детьми подальше, на лесозаготовки.

ЗЫ: за всех говорить не стоит. Большинство было ни за тех, ни за других
Ахаха. Ничего не изменилось. )) 80% не имеют газа, 40% ходит по ветру в дырку на улице, 90% экономят на еде и не могут позволить себе мяса, 85% не могут купить себе обувь и наконец 95% до сих пор не грамотны, в политическом смысле.

Edited at 2019-04-17 09:34 (UTC)
фееричный бред.
20% населения живёт в Москве Питере и оставшихся 13 городах-миллионниках.
в твоём пиздеже получилось что газ есть только в этих 15 городах.
остальные цифры ещё смешнее
тролль старайся лучше. на такую тупость никто не поведётся
Не удивительно, что Сталина боготворил народ. Теперь мы видим с какой сохой он принял этот народ.
Уровень беднейших стран Африки, набедренных повязок только не хватает для полной аналогии.
Искромётность ситуации с крестьянством в том, что любители Империи хулят коммуняк, а любители Сталина хулят царей. Обе стороны старательно доказывают, что именно при их кумирах крестьяне жили лучше. Реальность же в том, что дерьмо было в оба периода. Есть отличия в деталях, но всё было плохо и тогда, и тогда.
Несчастные измученные люди. Что взрослые, что дети. Эй, Герман Стерлигов, ты понимаешь, что ты просто косплеер, а никакой не крестьянин? Все, что ты делаешь - это примерно такая же развлекуха, как та, в которую играют поклонники книжек про эльфов или средневековье. Они тоже и доспехи мастерят, и украшения, и говорят на эльфийском.

Любопытно, что граф Толстой еще тогда писал: "от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.", а буквально недавно я видел в Питере жилой дом, в котором ТРИ магазина с бухлом: разливуха, магазин с вином и Росал. И это не единственный такой дом - весь район кишит магазинами с бухлом.
Если глянуть пару ютьюб-каналов о тех, кто переехал из города в деревню, обнаружится, что цивилизация туда так и не добралась. Разве что электричество имеется. Но в целом сортир во дворе, бедность на грани выживания, отсутствие дорог и центральных коммуникаций, много у кого натуральное хозяйство. Безысходность короче, жопа. Что на рубеже 19-20 веков, что сейчас.
Так Варламов тут любит про Кудрово ужасов порассказать, ну вот вам ужас из дозастройщецких времен:
Деревня Кудрово располагается в 10 минутах ходьбы от границы с Петербургом. Десять лет назад (в XXI веке!) там до сих пор не было ни водопровода, ни канализации. Приезжала бочка с водой и люди набирали ведра.

В деревне, в десяти минутах пешком от "второй столицы России", не было водопровода.
О чем тут говорить.
Дикость.
Фотки класс, но тема хрустящих французских булок не раскрыта. Я не упоён.
Все так и есть, но радикальное изменение человеческого быта во всех странах наступило только после Второй мировой войны - своя ванная и туалет в квартире и соответственно другие принципы санитарии, включая массовое появление шампуня и прочих средств личной гигиены, центральное отопление, ассортимент питания и проч. Даже в Западной Европе свои ванная и туалет были только в квартирах богатых людей, в обычных домах туалет был общий на лестнице, умывались из рукомойника, мыться ходили в баню, квартиры отопаливались печками.
Такой нищеты и дикости, как в русских деревнях, на Западе не было, но и там крестьянский быт отличался крайней скудостью и примитивностью. В Германии с музейными целями кое-где воссозданы деревни 19 века - современный человек в таких бы не выжил.
Причина крестьянской нищеты в России состоит прежде всего в подлейшей морали правящего класса, помещиков. После отмены крепостного права крестьяне юридически больше не обязаны были работать на помещика, бесплатно обрабатывать его угодья, но помещики угрозами, уговорами и шантажом, пользуясь неграмотностью и юридической неосведомленность крестьян, все-таки заставляли их по-прежнему на себя работать. И так это продолжалось почти до революции.
Мы скулим по поводу нашего времени, но но все-таки надо признать: так хорошо, так сыто и комфортно, как сейчас, человечество еще никогда не жило. Шоколад, ананасы, ветчина, масло, белый хлеб, мясо, разнообразные сыры, а также добротная одежда, обувь - то, что раньше могла позволить себе только высшая аристократия, стало обыденностью в быту самых обычных людей.
*современный человек в таких бы не выжил*
Херь не неси - щелястая изба в тверской деревне с кривой печкой по комфорту похуже будет.
Прокудину надо было бы при жизни памятник поставить...
Если не ошибаюсь, основная часть его работ находится в Америке в Библиотеке Конгресса?
← назад