Как будут выглядеть российские города через 50 лет



Многие реформы российского городского устройства, которые подаются нам как особый путь развития наших городов, – не более чем ошибки, которые совершали европейские города полвека тому назад. В семидесятых годах власти многих западных городов пошли на поводу у растущей автомобилизации и попытались сделать их удобными для автомобилей за счёт ликвидации трамвайных и троллейбусных сетей. Теперь, пятьдесят лет спустя, эти уступки признаны ошибочными, но восстановление эффективных и экологических транспортных систем стоит уже совсем не тех денег и усилий, что их первоначальное строительство.

Хороший пример такого города – финский город Тампере, в 1976 отказавшийся от троллейбуса. Теперь в городе, казалось бы, победившего автомобиля с нуля строят трамвайную систему и испытывают электробусы, которые должны заменить существующие дизельные автобусы. Теперь в мэрии произошедшее в семидесятых годах иначе как ошибкой и не называют.

В это же самое время едва ли не каждый месяц из российских регионов приходят новости о том, что очередной мэр говорит о нецелесообразности использования действующей трамвайной или троллейбусной сети. О том, что электрический транспорт необходимо заменить, например, маршрутками. Но это не просто слова – в конце прошлого года трамваи перестали ходить в Твери и в Комсомольске-на-Амуре. В других городах, где местная власть ведёт войну с трамваями, на протяжении постсоветских десятилетий сокращаются маршруты и демонтируются рельсы. Новые трамвайные сети не открываются со времён Советского Союза, а существующие были продлены лишь в нескольких городах. Санкт-Петербург за это время и вовсе перестал быть мировым трамвайным рекордсменом. Такое отношение к электротранспорту – это несомненное вредительство. Современные российские чиновники совершают недопустимые ошибки, с последствиями которых придётся бороться нашим детям и внукам много лет спустя.

Поэтому давайте сегодня заглянем в будущее и на примере Тампере посмотрим, как будут выглядеть наши города через пятьдесят лет.



01. Железнодорожная станция. За день через неё проходят больше ста поездов, которые за год перевозят около полутора миллионов пассажиров – это почти треть населения всей Финляндии! Секрет успеха – в удобном расположении города в глубине материка. Отсюда можно уехать практически в любую сторону на таких одно- и двухэтажных поездах.


02. А это пути ещё не существующего городского трамвая. В Тампере трамвая никогда не было (хоть его и планировали построить ещё с 1907 года), но во многих европейских городах трамвайные системы были ликвидированы в 60-х – 70-х годах. И осуществлялось это под теми же предлогами, что и сейчас в России – мол, они убыточны и отнимают место у машин. И вот спустя 40 лет европейцы возвращают трамваи в города, а их уничтожение признано неверным решением. Надеюсь, в России обратят внимание на европейскую работу над ошибками не через 40 лет, а гораздо раньше – пока ещё не во всех городах снесли трамвайные пути, а на их месте не проложили подземные коммуникации, демонтаж которых влетит в копеечку.


03. Здесь строительство ещё идёт. Открытие трамвая запланировано на 2021 год. Он будет ходить не только по Тампере, но и свяжет его с пригородами. Для этого за городом уже строят трамвайные мосты! Всего по двум линиям будут ходить 16 трамваев и ещё 3 останутся в резерве, но в депо будет место для 36 вагонов. Планируемые интервалы движения: каждые 7,5 минут в течение дня и 15 минут рано утром и поздно вечером.


04. Сейчас из-за строительства трамвая перекопан весь центр. В будущем строящиеся слева трамвайные пути будут уходить в тоннель под вокзалом, где будет организована пересадка. Между прочим, в 2012 году Тампере стал самым привлекательным для жизни городом Финляндии. А уж что будет, когда здесь построят скоростной трамвай!


05. Основной транспорт в нынешнем Тампере – автобусы. Раньше они повсюду двигались по выделенным полосам, но теперь многие дороги сузили из-за строительства трамвайных путей, и полосы стали общими.


06. В тех местах, где трамвайное движение будет дублировать автобусное, оставят только трамваи. Сейчас по главной улице проходит сто автобусов в час, а с появлением трамваев сюда будет ограничен доступ личных автомобилей.


07. Иногда ради строительства трамвайной сети вырубались деревья, разделявшие автомобильные полосы. Но власти обещают, что после окончания работ будут высажены новые. Также будущий трамвай повлиял на застройку – люди активнее скупают недвижимость рядом с путями, как у нас рядом с метро! Между прочим, трамваи в Финляндии – не только быстрый, удобный и бесшумный, но и дешёвый транспорт, поэтому их содержание может субсидироваться из бюджета на 20-50 %.


08. А это макет скоростного трамвая Тампере. На носу изображён логотип будущей трамвайной сети. Производитель – финский железнодорожный завод, частично принадлежащий чешской «Шкоде». Не удивляйтесь отсутствию зеркал – вместо них будут камеры. Такие же трамваи модели Arctic ходят и в других городах Финляндии, включая Хельсинки. Но трамвай Тампере будет на 10 метров длиннее (а это 37 метров) и на 25 сантиметров шире (2,65 метра) столичного. Каждый из них рассчитан на 264 пассажира.


09. Это не весь состав – для всего бы не нашлось места.


10. Просторный интерьер.


11. Сидения.


12. Планируется полная инклюзивность.


13. Там, где это возможно, построенные пути используются как выделенные полосы для автобусов.


14. Но пока стройка в самом разгаре – до открытия ещё два года.


15. А вот уже случившееся новшество в Тампере – электробусы!


16. Три года назад город приобрёл четыре электробуса для четырёхлетнего пилотного проекта. Только по его окончании будет решено будущее этого транспорта в Тампере.


17. К 2030 году город планирует сократить выбросы углекислого газа до 20 % от уровня 2007 года, в том числе с помощью перехода на экологичный общественный транспорт.


18. На конечной остановке находится зарядная станция, которая подзаряжает электробус в течение четырёх минут.


19. Кстати, раньше в Тампере была самая большая троллейбусная сеть в Финляндии. Но в семидесятых, всего через тридцать лет после открытия, её закрыли, и в городе остались только автобусы. Теперь электрический транспорт возвращается.


20. Проезд оплачивается на входе.


21. Прямо в салоне видно уровень заряда электробуса.


22. Как вам?


23. На чём ещё можно передвигаться по городу? Например, на велосипеде.


24. Климат Тампере схож с московским, разве что снега выпадает поменьше. Но это вопрос уборки улиц, а не использования велосипеда зимой, не говоря о бесснежных месяцах.


25. Власти говорят, что в городе слабо развита велосипедная инфраструктура. Велодорожек тут действительно не найти, но людям это никак не мешает – велопарковки-то есть!


26. И занимают совсем немного места, особенно в сравнении с автостоянками.


27.


28. А как вам такое? Школьная велостоянка!


29. Представляете? То есть дети в Тампере не ездят с родителями, которые оправдывают наличие личного автомобиля ребёнком, которого нужно отвезти в школу. Нет – детишки едут учиться сами, а потом самостоятельно могут поехать куда захотят, не дожидаясь, что мама или папа отвезут их домой.


30. Велосипеды стоят словно по росту – возможно, это парковка для младших классов. Честно, хотели бы такую школу для своих детей?

Записи из этого журнала по тегу «Финляндия»


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Ну ок, не можете потратить на автомобиль, потратьте на какой-нибудь электротранспорт. Уж на нем-то любой может ехать. В конце концов, ездите на ОТ, если хотите. У человека должен быть выбор. А сейчас в России всех чуть ли не насильно в автомобили загоняют. Только вот никак не пойму все-таки, если вы не ездите на автомобиле, то почему вы говорите, что всем остальным это нужно?

>Среднего в этой спартанской стране, где всех муштруют в солдаты с малолетства.

Вы про Россию или про Финляндию? В Финляндии, например, в школе на большой перемене всех на улицу выгоняют в обязательном порядке. Вы в России такое видели где-нибудь? Не знаю как сейчас, но когда я учился в России, на физру можно было вообще забить, что в школе, что в институте, какое уж там спартанство.
> Только вот никак не пойму все-таки, если вы не ездите на автомобиле, то почему вы говорите, что всем остальным это нужно?

Потому что я помню конец 90ых-начало 00ых, когда ОТ приходилось штурмовать и запихиваться. Сейчас в ОТ как в Европе - свободно стоишь, держишь на вытянутой руке книжку, никто не мешает. Именно потому что приподнявшиеся немедленно покупают себе корыто и стоят в пробке. Перелом наступил где-то в середине 00ых, в ОТ остались только плохо одетые и замучанно выглядящие люди плюс пенсионеры и студенты с школьниками. Если же людей с повозок экономически выжить в ОТ обратно, мы тут получим советский автобус с вываливающимися пассажирами. Людей у нас стало на 1 млн больше, чем было тогда, и коммерчески адекватным увеличением количества троллейбусов это не купируешь.

Пробки автобуса-троллейбуса не моя забота, я просто стою и читаю, а пыхтит за рулём, нервничает, ругается, несёт уголовную ответственность в случае чего специальный человек. В метро пробок нет в принципе. Но если набить туда людей под завязку, ОТ резко станет некомфортным, а альтернативы у меня не будет.

Потому баба Яга и не любит идейки по пересаживанию всех на эко-транспорт. Господь уже дал Leaf, Tesla, лет через 10 будут десятки разных моделей электрокаров под любой кошелёк, запыхивать город не будут.

> Не знаю как сейчас, но когда я учился в России, на физру можно было вообще забить, что в школе, что в институте, какое уж там спартанство.

В стране всегда слабые порицались, потому что всех готовили в солдаты. Превозмогать, добиваться, бороться, весь этот трэшак. Я учился в благословенные 90, тогда можно было забить, ибо хватка государства ослабла, а сейчас вроде молодняк опять стали муштровать. Сплошные спортивные центры, школьники с спортивными сумками ходят по улицам. Даже бегать от армии немодно стало. Да, я знаю, что у северных европейцев такая же белиберда. Потому в них и некомфортно. Комфортно в тех странах, где заботятся о немощных, потому что немощных большинство. И где за обустройство города под велосипед градоначальников забьют клюками и ходунками.

Естественно, всё от размера зависит. Глупо точить под масл-кары средневековые города с улицами, где два осла не разойдутся. Но в России таких городов нет, большинство из них строились в эпоху решетчатого планирования.
Ну так если еще часть народа на велосипеды пересядет, вам же только лучше станет. В ОТ станет еще меньше людей и автомобильных пробок на улицах станет меньше. Что вас в этом варианте не устраивает? Наличие велоинфраструктуры не означает отсутствие безбарьерной среды. Лучшие страны - это те, где делают инфраструктуру для всех. Как правило если есть велодорожки, то и с инфраструктурой для маломобильных все в порядке. В той же Финляндии для маломобильных граждан сделано все. По Хельсинки можно целый день ездить на ОТ с кучей пересадок и нигде ни одного раза детскую коляску не придется приподнять. Проверено на личном опыте. И это не только в столице. Про Лаппеенранту, например, тоже самое могу сказать.
В Лаппе не только машина не нужна, но и велик, там везде можно пешком дойти. Попробуйте каждый день пешком тащиться от Чёрной речки до Невского проспекта для сравнения. А ведь кто-то живёт в "Балтийской жемчужине", где только до метро ехать на трамвае почти час, а потом ещё на метро в город полчаса выбираться. Поэтому живущие там покупают тачанку безальтернативно. Вот это офигенчик небось педали оттуда докрутить до Невского, а вечером обратно и так пять дней в неделю. После такого в сборную по велоспорту наверное берут.

> Что вас в этом варианте не устраивает?

Да всё на самом деле устраивает, кроме фактора времени. Чтобы людей сделать альтернативно мыслящими, готовыми в ледяной дождь ехать на велике на работу из Мурино до Невского проспекта, требуется длительное время на обработку (датчан и голландцев такими сделали не за 1 день). По опыту других стран чтобы сделать корытовладельцам жизнь невыносимой, нужно принять два-три закона, которые немедленно на своей шкуре они почувствуют. В результате пока люди массово не превратятся в велотерминаторов, но парковки, въезды в центр и т.д. будут уже платными, они будут штурмовать ОТ.

А от того, что они в корытах ездят и газуют друг другу в нос, ничего плохого не происходит. То есть для кого-то и происходит, ибо мне уже писали в ответ господа, которые шарахаются вне работы по городу, что корытами всё заставлено, к Мариинке не пройти, пиджак не обтерев - но это проблемы богатых, у которых жизнь к работа-дом-работа не сводится, а проблемы богатых пусть за свой счёт они и решают. Не за наш.

И, как я уже упоминал, сейчас в мире второй (после начала ХХ века) виток электромобильства. Машина в городе катается, но не запыхивает пространство. Разве ж это не панацея?
> В Лаппе не только машина не нужна, но и велик, там везде можно пешком дойти. Попробуйте каждый день пешком тащиться от Чёрной речки до Невского проспекта для сравнения.

Из конца в конец Лаппеенранты идти дольше, чем от Черной Речки до Невского, можете измерить по карте. Финские города при небольшом населении очень раскиданы по площади, так как финны стремятся жить как можно более уединенно. Именно таким питерским маршрутом я не ходил, но в 2017-м ходил каждый вечер от метро Спортивная до кольца 18-го трамвая на Старой деревне, это плюс/минус столько же. Ходил просто для поддержания здоровья ибо сменил несидячую работу на сидячую и было непривычно целый день сидеть, хотелось вечером размяться. Идти там не больше часа.

> А ведь кто-то живёт в "Балтийской жемчужине", где только до метро ехать на трамвае почти час, а потом ещё на метро в город полчаса выбираться
> на работу из Мурино до Невского проспекта

Сама эта ситуация абсурдна. Люди не должны так далеко ездить на работу. Меня бы такая дорога измотала бы за неделю, хоть на велике, хоть на ОТ, хоть на машине.

> А от того, что они в корытах ездят и газуют друг другу в нос, ничего плохого не происходит.

Очень даже происходит - дышать нечем, ОТ стоит в пробках, все свободные площади захвачены стихийной парковкой.

> господа, которые шарахаются вне работы по городу, что корытами всё заставлено, к Мариинке не пройти, пиджак не обтерев - но это проблемы богатых, у которых жизнь к работа-дом-работа не сводится, а проблемы богатых пусть за свой счёт они и решают. Не за наш.

Я значит тоже богатый в вашем понимании, ибо занимаюсь чем-то еще, кроме поездок на работу.

> сейчас в мире второй (после начала ХХ века) виток электромобильства

Это где угодно, но не в России. Я пока в Питере жил электромобиль видел 3 раза. Пересаживанием на электротранспорт кто-то тоже должен заниматься, само по себе это не случится. Вот например в Риге на электромобили нулевые налоги, нулевые пошлины на регистрацию, бесплатная муниципальная парковка, бесплатный въезд в Юрмалу, возможность двигаться по полосам ОТ. Естественно при таких раскладах электромобилей полно, даже каблуки доставки есть и в такси могут приехать. А в России с таким подходом электротранспорт появится не раньше, чем велодорожки.

Edited at 2019-04-16 08:38 (UTC)
> Из конца в конец Лаппеенранты идти дольше, чем от Черной Речки до Невского, можете измерить по карте

Но жизнь там в центре, как и везде, сосредоточена. Т.е. надо смотреть не на диаметр, а на радиус. Боюсь представить себе, сколько времени идти из конца в конец СПб, управиться ли до ночи...

> Сама эта ситуация абсурдна. Люди не должны так далеко ездить на работу.

Но ведь везде так. В США люди ездят на работу из другого штата и не ноют. Нельзя же на каждом углу поставить по офису Oracle, Google и прочих там Home Depot. Это только либо сейлзы в пятёрочках могут себе работу поближе найти, либо господа высокообразованные из именитых контор, у которых режим работы выбирается ими самими: работает из дома, из командировки, раз в неделю в офис закатывает.

> Очень даже происходит - дышать нечем, ОТ стоит в пробках, все свободные площади захвачены стихийной парковкой

Про дышать я там выше недоумевал про электромобили и электромотоколяски. Про пробки - в метро их нет, а где метро нет (Ржевка-Пороховые), в принципе не стоит жить. Про свободные площади - а зачем они нужны именно как свободные? Пустого места в городе быть не должно, земля дюже дорогая. Так что так или иначе надо использовать: либо застроить зданиями, либо парком. Либо таки парковками и взимать плату. Но уж явно не для того, чтобы устроить на пустом месте "общественное пространство", чтобы там шлялись школьники или деклассированные элементы. Оно ничего не приносит, а парковка или здание (жилое/офисное) приносят денежный поток.

> Я значит тоже богатый в вашем понимании, ибо занимаюсь чем-то еще, кроме поездок на работу.

Человек, у которого есть время и силы для часовых прогулок по городу ради фитнеса, безусловно, не думает только о куске хлеба и крыше над головой.

> Это где угодно, но не в России

Ну так за чем дело стало? Я ж потому и недоумеваю, что рецепты 70-80ых годов были от ограниченности возможностей воздействия, не было тогда никаких электрокаров. В РФ бюджетный профицит, нет долгов, умеренно богатое население и самое главное - избыточные электромощности генерирующих компаний. При этом РФ качает как саудиты, а по экспорту на 3 млн бар/день меньше - потому что саудиты потребляют значительно меньше произведённых нефтепродуктов. Почему же в крупных городах ведётся пропаганда велосипедизма, а не электромобилизма с налоговыми льготами?

У финнов-то нефтегаза никакого - и то электрокары видели, а тут-то богатейшее поле для экспериментов.
> Но жизнь там в центре, как и везде, сосредоточена

Вовсе нет. У меня приятель в университете работает. Там же и живет напротив через дорогу практически. Это совсем не центр.

> Боюсь представить себе, сколько времени идти из конца в конец СПб, управиться ли до ночи...

С Васьки до улицы Коммуны от силы 3 часа идти с перекурами) Из Ушково в Колпино долго, да.

> Но ведь везде так

Большая ошибка - думать, что везде так. Это очень свойственно жителям Москвы и Питера. США плохой пример. Крайне неудобная для жизни страна.

> Но уж явно не для того, чтобы устроить на пустом месте "общественное пространство", чтобы там шлялись школьники или деклассированные элементы. Оно ничего не приносит, а парковка или здание (жилое/офисное) приносят денежный поток.

Муниципалитет - это не коммерческая организация, чтобы думать о прибылях. Общественные пространства нужны для более комфортной жизни людей. Деклассированные элементы обычно как раз там, где нормальных людей нет. Если вы их в каком-то месте видите, значит это плохое и некомфортное для нормальных людей место.

> Ну так за чем дело стало?

Дело в том же самом, что и с велодорожками, в полной некомпетенстности власти.

> Почему же в крупных городах ведётся пропаганда велосипедизма

Никакой пропаганды не ведется, этим заняты отдельные энтузиасты типа Варламова, а надо бы действительно вести

> У финнов-то нефтегаза никакого - и то электрокары видели

Их в Хельсинки довольно-таки до фига