Как будут выглядеть российские города через 50 лет



Многие реформы российского городского устройства, которые подаются нам как особый путь развития наших городов, – не более чем ошибки, которые совершали европейские города полвека тому назад. В семидесятых годах власти многих западных городов пошли на поводу у растущей автомобилизации и попытались сделать их удобными для автомобилей за счёт ликвидации трамвайных и троллейбусных сетей. Теперь, пятьдесят лет спустя, эти уступки признаны ошибочными, но восстановление эффективных и экологических транспортных систем стоит уже совсем не тех денег и усилий, что их первоначальное строительство.

Хороший пример такого города – финский город Тампере, в 1976 отказавшийся от троллейбуса. Теперь в городе, казалось бы, победившего автомобиля с нуля строят трамвайную систему и испытывают электробусы, которые должны заменить существующие дизельные автобусы. Теперь в мэрии произошедшее в семидесятых годах иначе как ошибкой и не называют.

В это же самое время едва ли не каждый месяц из российских регионов приходят новости о том, что очередной мэр говорит о нецелесообразности использования действующей трамвайной или троллейбусной сети. О том, что электрический транспорт необходимо заменить, например, маршрутками. Но это не просто слова – в конце прошлого года трамваи перестали ходить в Твери и в Комсомольске-на-Амуре. В других городах, где местная власть ведёт войну с трамваями, на протяжении постсоветских десятилетий сокращаются маршруты и демонтируются рельсы. Новые трамвайные сети не открываются со времён Советского Союза, а существующие были продлены лишь в нескольких городах. Санкт-Петербург за это время и вовсе перестал быть мировым трамвайным рекордсменом. Такое отношение к электротранспорту – это несомненное вредительство. Современные российские чиновники совершают недопустимые ошибки, с последствиями которых придётся бороться нашим детям и внукам много лет спустя.

Поэтому давайте сегодня заглянем в будущее и на примере Тампере посмотрим, как будут выглядеть наши города через пятьдесят лет.



01. Железнодорожная станция. За день через неё проходят больше ста поездов, которые за год перевозят около полутора миллионов пассажиров – это почти треть населения всей Финляндии! Секрет успеха – в удобном расположении города в глубине материка. Отсюда можно уехать практически в любую сторону на таких одно- и двухэтажных поездах.


02. А это пути ещё не существующего городского трамвая. В Тампере трамвая никогда не было (хоть его и планировали построить ещё с 1907 года), но во многих европейских городах трамвайные системы были ликвидированы в 60-х – 70-х годах. И осуществлялось это под теми же предлогами, что и сейчас в России – мол, они убыточны и отнимают место у машин. И вот спустя 40 лет европейцы возвращают трамваи в города, а их уничтожение признано неверным решением. Надеюсь, в России обратят внимание на европейскую работу над ошибками не через 40 лет, а гораздо раньше – пока ещё не во всех городах снесли трамвайные пути, а на их месте не проложили подземные коммуникации, демонтаж которых влетит в копеечку.


03. Здесь строительство ещё идёт. Открытие трамвая запланировано на 2021 год. Он будет ходить не только по Тампере, но и свяжет его с пригородами. Для этого за городом уже строят трамвайные мосты! Всего по двум линиям будут ходить 16 трамваев и ещё 3 останутся в резерве, но в депо будет место для 36 вагонов. Планируемые интервалы движения: каждые 7,5 минут в течение дня и 15 минут рано утром и поздно вечером.


04. Сейчас из-за строительства трамвая перекопан весь центр. В будущем строящиеся слева трамвайные пути будут уходить в тоннель под вокзалом, где будет организована пересадка. Между прочим, в 2012 году Тампере стал самым привлекательным для жизни городом Финляндии. А уж что будет, когда здесь построят скоростной трамвай!


05. Основной транспорт в нынешнем Тампере – автобусы. Раньше они повсюду двигались по выделенным полосам, но теперь многие дороги сузили из-за строительства трамвайных путей, и полосы стали общими.


06. В тех местах, где трамвайное движение будет дублировать автобусное, оставят только трамваи. Сейчас по главной улице проходит сто автобусов в час, а с появлением трамваев сюда будет ограничен доступ личных автомобилей.


07. Иногда ради строительства трамвайной сети вырубались деревья, разделявшие автомобильные полосы. Но власти обещают, что после окончания работ будут высажены новые. Также будущий трамвай повлиял на застройку – люди активнее скупают недвижимость рядом с путями, как у нас рядом с метро! Между прочим, трамваи в Финляндии – не только быстрый, удобный и бесшумный, но и дешёвый транспорт, поэтому их содержание может субсидироваться из бюджета на 20-50 %.


08. А это макет скоростного трамвая Тампере. На носу изображён логотип будущей трамвайной сети. Производитель – финский железнодорожный завод, частично принадлежащий чешской «Шкоде». Не удивляйтесь отсутствию зеркал – вместо них будут камеры. Такие же трамваи модели Arctic ходят и в других городах Финляндии, включая Хельсинки. Но трамвай Тампере будет на 10 метров длиннее (а это 37 метров) и на 25 сантиметров шире (2,65 метра) столичного. Каждый из них рассчитан на 264 пассажира.


09. Это не весь состав – для всего бы не нашлось места.


10. Просторный интерьер.


11. Сидения.


12. Планируется полная инклюзивность.


13. Там, где это возможно, построенные пути используются как выделенные полосы для автобусов.


14. Но пока стройка в самом разгаре – до открытия ещё два года.


15. А вот уже случившееся новшество в Тампере – электробусы!


16. Три года назад город приобрёл четыре электробуса для четырёхлетнего пилотного проекта. Только по его окончании будет решено будущее этого транспорта в Тампере.


17. К 2030 году город планирует сократить выбросы углекислого газа до 20 % от уровня 2007 года, в том числе с помощью перехода на экологичный общественный транспорт.


18. На конечной остановке находится зарядная станция, которая подзаряжает электробус в течение четырёх минут.


19. Кстати, раньше в Тампере была самая большая троллейбусная сеть в Финляндии. Но в семидесятых, всего через тридцать лет после открытия, её закрыли, и в городе остались только автобусы. Теперь электрический транспорт возвращается.


20. Проезд оплачивается на входе.


21. Прямо в салоне видно уровень заряда электробуса.


22. Как вам?


23. На чём ещё можно передвигаться по городу? Например, на велосипеде.


24. Климат Тампере схож с московским, разве что снега выпадает поменьше. Но это вопрос уборки улиц, а не использования велосипеда зимой, не говоря о бесснежных месяцах.


25. Власти говорят, что в городе слабо развита велосипедная инфраструктура. Велодорожек тут действительно не найти, но людям это никак не мешает – велопарковки-то есть!


26. И занимают совсем немного места, особенно в сравнении с автостоянками.


27.


28. А как вам такое? Школьная велостоянка!


29. Представляете? То есть дети в Тампере не ездят с родителями, которые оправдывают наличие личного автомобиля ребёнком, которого нужно отвезти в школу. Нет – детишки едут учиться сами, а потом самостоятельно могут поехать куда захотят, не дожидаясь, что мама или папа отвезут их домой.


30. Велосипеды стоят словно по росту – возможно, это парковка для младших классов. Честно, хотели бы такую школу для своих детей?

Записи из этого журнала по тегу «Финляндия»


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Как представил себе езду на велике по набережной Фонтанки, среди толп либо людей, либо машин на этой узкой улице. И ещё чтобы снег в лицо хлестал.
и в чём проблема, я так по Нюрнбергу и по Манчестеру катался (жил рядом с тем и другим) и хрен бы я без велика успел по магазинам после работы, особенно в Германии.

Edited at 2019-04-14 13:16 (UTC)
Если бы владеть машиной было экономически ненапряжно, сели бы на велик? Да куда там, Вы ж не идиот, в закрытой от дождя и снега повозке всяко комфортнее, чем вне её. Но если вкрутят счётчик на парковке по тарифу $50/час и запретят въезд по нечётным дням недели - Вы эту машину сами привезёте и на металлолом сдадите. Это и есть о чём я говорю: у людей отняли автомобиль либо напрямую (устроили пешеходные зоны), либо экономически (устроив заградительные тарифы), но не наладили жизнь. В итоге им приходится выкручиваться, кататься на велике зимой после работы в магазин, потому что он к 7 часам вечера закрывается.

Вам случайно это не напоминает подход СССР? Ведь у массы трудящихся тоже проблемы не было в очереди за товаром постоять, подумаешь дождь или снег, как мне говорили в детстве: "Не сахарный". И вместо того, чтобы наладить людям быт, их бросили в условия стеснения, чтобы они друг перед дружкой ещё потом похвалялись, как они ловко препятствия обходят.

А вот в СПб не надо в магазин успевать, потому что курьер всё на дом привезёт в любое время дня и ночи. В Петербурге вообще не нужна ни машина, ни велосипед, ни скутер. Есть полубесплатное такси, есть бесплатные курьеры. Самому надо только до работы таскаться, но работу можно прямо у метро выбрать.
за год проведённый в германии, воспользовался своей тачкой 3 раза, когда надо было съездить в горы. а так мне с ушами хватало велика, до центра Нюрнберга - 21км, по хорошим велодорожкам , одно удовольствие.
21 км туда, 21 км обратно? И чтоб ещё 5кг сумок с продуктами? Это что, КМС по велоспорту?

Такие же точно товарищи, которые делали высоченные лестницы к подъездной двери, высокопольные автобусы и т.д. Им нормально. Не думают о слабых людях и людях с больными ногами вообще.

Проблемы всех категорий населения решает (внезапно) личный автомобиль и общественный транспорт. А велосипед - это только для очень здоровых и молодых и в хорошую погоду. В плохую вылезают всякие штуки типа "надо утепляться", "надо иметь ванную комнату с душем в офисе", "надо иметь сменную одежду" и т.д. неудобства.
А вам не приходит в голову, что плохое здоровье граждан это следствие, в том числе, отсутствия физической активности. Посмотрите среднюю продолжительность жизни в Финляндии, где все ездят на велосипедах. А инвалидов ездить на велосипедах никто не заставляет само собой. Для них и парковка бесплатная.
Любой неподготовленный взрослый человек может проехать на велосипеде 30 км в день. Месяцок покатаетесь и уже 50 вам покажется немного. А так конечно видно, что вы на велосипеде ни разу в жизни до работы не доехали, иначе не писали бы ерунду про душ и сменную одежду.
> А вам не приходит в голову, что плохое здоровье граждан это следствие, в том числе, отсутствия физической активности.

Причём тут плохое? 30 километров проехать - это не хорошее, это ОТЛИЧНОЕ здоровье. Я столько проезжал, будучи пятнадцатилетним, и совершенно обессиливал после этого. Инвалидность ни при чём. Никто не даёт человеку с больной коленкой инвалидность, но ездить на велике уже невозможно.
Вы, к сожалению, думаете только о каких-то терминаторах. Это очень по-русски, здесь человек либо терминатор, либо сдохни, слабак.

В Финляндии я, как и все жители Петербурга, бывал не раз, и видел, что там вовсе не "все" на велосипедах, там на автомобилях ездят. Малолитражных. А на великах катаются либо молодёжь, либо некоторые старики. Наверное так они терапию паркинсонизма проводят - известно, что люди с болезнью Паркинсона на удивление нормально ездят на велике, хотя еле ходят.

Если мы уж взялись за продолжительность жизни, Монако никто не перебьёт, а там сплошные автобусы и тачки.
Я в день в среднем где-то 30 проезжаю, не устаю и даже не потею. Мне не 15, а четвертый десяток. И у меня целый букет хронических заболеваний, на которые езда на велосипеде влияет исключительно положительно. При необходимости могу и 70 проехать и буду вполне жив. Когда мне было 20 проезжал по 150. При этом никогда не считал, что у меня отличное здоровье и, более того, даже курил.

Очень по-русски это то, что вы никак не можете понять, что вас никто не заставляет везде и всюду ездить на велосипеде. Есть ситуации, когда автомобиль необходим. У меня тоже было 6 автомобилей. Сейчас нету, так как в моем городе нормально работает каршеринг. И если мне надо купить пылесос, то я не поеду за ним на автомобиле, я закажу доставку или поеду забирать на машине. 4 мешка с продуктами я на велосипеде тоже не таскаю. Максимум то, что влезет в небольшую велосумку. Продукты мне курьер заносит прямо в квартиру. А вот отвезти ребенка в детский сад - это абсолютно без проблем можно сделать на велосипеде. Собственно так все и делают в Финляндии. В семье как правило есть машина и несколько велосипедов. На машине как правило едут по необходимости, а не потому, что хотят именно на машине. В Лаппеенранте или Иматре велосипедистов во много раз больше, чем в Гатчине или Тосно. У любого гипера или ТЦ еще надо поискать куда велосипед приткнуть. А вот пробок из автомобилей как-то не наблюдается.
> При этом никогда не считал, что у меня отличное здоровье

Ну да, а всех остальных просто не существует. Конечно.

> Очень по-русски это то, что вы никак не можете понять, что вас никто не заставляет везде и всюду ездить на велосипеде.

У меня никогда не было автомобиля, но даже я понимаю, что добровольно никто на велик не сядет, пока владеть тачкой не станет дорого. Можно сделать как в Сингапуре: вкрутить ценник на тачку до небес и продавать право на покупку авто, а можно как тут предлагают: установить драконовские налоги, штрафы, паркоматы, правила въезда по опр. дням и сделать автомобилисту неудобно так, что он сам откажется от автомобиля. Держать машину ради выездов выходного дня может только очень обеспеченный человек.

Это не кажется выкручиванием рук. Это оно и есть.
Существуют люди гораздо более здоровые, чем я. Вот я о чем. А если вы и 30 км на велосипеде не можете проехать, то ваше здоровье хуже среднего. Только вот я понимаю, почему вы в этой ситуации еще и от автомобиля отказываетесь. Тут-то вам руки кто выкручивает? Сейчас любой работающий человек может позволить себе иметь автомобиль, даже в России. Даже иметь его уже необязательно, в том же Питере 5 каршерингов работает.
> Сейчас любой работающий человек может позволить себе иметь автомобиль, даже в России.

Я не могу потратить минимум полтора миллиона на повозку, которая только теряет в стоимости, везёт по пробкам дольше, чем метрополитен, которой надо самому управлять, а не в книжку пялиться, пока везёт извозчик, и за негодное управление которой надо нести уголовную ответственность. По-моему, сплошные минусы и ноль плюсов.

> А если вы и 30 км на велосипеде не можете проехать, то ваше здоровье хуже среднего.

Среднего в этой спартанской стране, где всех муштруют в солдаты с малолетства. Тут стандарты сбитые.
Ну ок, не можете потратить на автомобиль, потратьте на какой-нибудь электротранспорт. Уж на нем-то любой может ехать. В конце концов, ездите на ОТ, если хотите. У человека должен быть выбор. А сейчас в России всех чуть ли не насильно в автомобили загоняют. Только вот никак не пойму все-таки, если вы не ездите на автомобиле, то почему вы говорите, что всем остальным это нужно?

>Среднего в этой спартанской стране, где всех муштруют в солдаты с малолетства.

Вы про Россию или про Финляндию? В Финляндии, например, в школе на большой перемене всех на улицу выгоняют в обязательном порядке. Вы в России такое видели где-нибудь? Не знаю как сейчас, но когда я учился в России, на физру можно было вообще забить, что в школе, что в институте, какое уж там спартанство.
> Только вот никак не пойму все-таки, если вы не ездите на автомобиле, то почему вы говорите, что всем остальным это нужно?

Потому что я помню конец 90ых-начало 00ых, когда ОТ приходилось штурмовать и запихиваться. Сейчас в ОТ как в Европе - свободно стоишь, держишь на вытянутой руке книжку, никто не мешает. Именно потому что приподнявшиеся немедленно покупают себе корыто и стоят в пробке. Перелом наступил где-то в середине 00ых, в ОТ остались только плохо одетые и замучанно выглядящие люди плюс пенсионеры и студенты с школьниками. Если же людей с повозок экономически выжить в ОТ обратно, мы тут получим советский автобус с вываливающимися пассажирами. Людей у нас стало на 1 млн больше, чем было тогда, и коммерчески адекватным увеличением количества троллейбусов это не купируешь.

Пробки автобуса-троллейбуса не моя забота, я просто стою и читаю, а пыхтит за рулём, нервничает, ругается, несёт уголовную ответственность в случае чего специальный человек. В метро пробок нет в принципе. Но если набить туда людей под завязку, ОТ резко станет некомфортным, а альтернативы у меня не будет.

Потому баба Яга и не любит идейки по пересаживанию всех на эко-транспорт. Господь уже дал Leaf, Tesla, лет через 10 будут десятки разных моделей электрокаров под любой кошелёк, запыхивать город не будут.

> Не знаю как сейчас, но когда я учился в России, на физру можно было вообще забить, что в школе, что в институте, какое уж там спартанство.

В стране всегда слабые порицались, потому что всех готовили в солдаты. Превозмогать, добиваться, бороться, весь этот трэшак. Я учился в благословенные 90, тогда можно было забить, ибо хватка государства ослабла, а сейчас вроде молодняк опять стали муштровать. Сплошные спортивные центры, школьники с спортивными сумками ходят по улицам. Даже бегать от армии немодно стало. Да, я знаю, что у северных европейцев такая же белиберда. Потому в них и некомфортно. Комфортно в тех странах, где заботятся о немощных, потому что немощных большинство. И где за обустройство города под велосипед градоначальников забьют клюками и ходунками.

Естественно, всё от размера зависит. Глупо точить под масл-кары средневековые города с улицами, где два осла не разойдутся. Но в России таких городов нет, большинство из них строились в эпоху решетчатого планирования.
Вот правильно, что ты представил. А я испытал. Сначала покатался по Москве, а потом по Парижу, Будапешту и сравнил. Чего-то напрягало в Москве постоянно. Оказалось машины и шоссе. Но их нет в самом центре и на пешеходных улицах. Я выбрал маршрут через них и парки. Оказалось уже не так хуево.