Что не так с уборкой снега в Петербурге
-=Партнерский материал=-
Нынешняя зима стала для Санкт-Петербурга сущим адом. 95 сантиментов снега выпало в городе только за январь – это вдвое больше нормы. Такого в Петербурге не случалось с зимы 2011-го. Коммунальщики как обычно оказались не готовы и плохая уборка снега в Питере стала чуть ли не самой обсуждаемой темой в стране.
И наверное, все можно было бы списать на природную аномалию, к такому ведь действительно сложно подготовиться. Вот только рекордные снегопады не стали громом среди ясного неба, обрушившимся на благополучный город. Нет, они только заставили обратить внимание на те проблемы с уборкой дорог и улиц, которые существуют уже как минимум на протяжении нескольких лет.
Достаточно взглянуть на статистику ГИБДД, чтобы обнаружить, что в 2017-2018 годах причиной 981 ДТП в Питере стало неудовлетворительное состояния дорог зимой. Для сравнения, в Москве за тот же период – 794 аварии по тем же причинам. И это при том, что общее число автомобилей в Москве в два с лишним раза выше – 4,9 млн против 2,15 млн в северной столице. Само собой, с ростом числа аварий и пробки в городе стали разрастаться. Сервис «Яндекс.Пробки» начал регулярно фиксировать 8-9 баллов, что раньше с Питером случалось крайне редко.
Как видите, проблемы начались не с аномальными снегопадами, а гораздо раньше. Но если бы не январские снегопады, то на это вряд ли кто-то обратил бы внимание.
Питерские пешеходы, если верить статистике, тоже страдают не первую зиму. Так, по данным Союза ортопедов и травматологов за 2017 год, на 100 тысяч человек в Санкт-Петербурге приходилось 19,1 пострадавших от гололеда и плохой уборки дорог. В Москве этот показатель составлял всего 3,5. Ну а цифры этой зимы еще более ужасающие: только за новогодние каникулы, с 31 декабря по 8 января, по словам главы комитета по здравоохранению Михаила Дубины, от гололеда пострадали 385 горожан. В январе ежедневно в травмпунты и стационары попадали от 20 до 90 пострадавших.
2017 и 2018 годы были для Питера одними из самых бесснежных, взгляните на инфографику:
А статистика говорит нам, что уже тогда с безопасностью на дорогах и безопасностью пешеходов зимой все было не очень хорошо. Так в чем же на самом деле причины плохой уборки снега?
Во-первых, в недостатке людей и техники…
Журналист Илья Казаков запросил у нескольких крупных городов данные по количеству дворников, единиц техники и площади, которую они обслуживают. Выяснилось, что в Москве на каждого из 25 тысяч дворников приходится по 0,6 гектара дорог, а каждая из 17,6 тысяч единиц спецтехники отвечает за уборку 0,9 гектара. В Питере эти цифры гораздо выше: на одного дворника приходится 1,4 гектара, а на одну единицу техники – 3,9 гектара. Кстати, в других городах, Казани и Екатеринбурге, в этом плане все еще хуже, но о них, видимо, поговорим тогда, когда аномальные снегопады нагрянут к ним.
Таким образом, чтобы очищать город от снега с такой же эффективностью, как в Москве, Питеру нужно вдвое увеличить число дворников и в четыре раза увеличить число спецтехники.
Вот только денег на это нет. Выделенные средства на вывоз снега давно закончились, ведь бюджет рассчитывали по опыту нескольких предыдущих зим, которые были практически бесснежными. По оценкам Смольного, на уборку городу не хватает еще минимум 4 млрд рублей.
А даже если бы средства были, то найти работников не так-то просто – никто не хочет идти на зарплату дворника в 30 тысяч рублей в месяц. То же самое и с водителями грузовиков на уборке снега, они зарабатывают не намного больше – 32–33 тысячи рублей в месяц. Об этом рассказывал вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко, и для сравнения приводил в пример вакансии водителя снегоуборщика на ЗСД (Западном скоростном диаметре), где уборку организует компания-оператор, а зарплату предлагают вдвое большую – около 70 тысяч рублей.
Во-вторых, отказ от реагентов на пользу не пошел
Никто не любит реагенты. Сколько петиций создавали возмущенные жители Москвы, Питера и других городов, требуя перестать «солить» улицы. Мол, соль портит обувь, вызывает аллергию, травмирует животным лапки и вредит растениям. Здесь надо разделять тротуары и проезжую часть. Например, на тротуары соль действительно можно не сыпать. А вот с дорогами совсем другая история. В итоге в Петербурге стоны горожан все-таки были услышаны, и в декабре 2015 года председатель комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Владимир Рублевский взял да и запретил использовать соль, которой много лет посыпали улицы города.
С тех пор город убирают только с помощью механического прометания улиц и использования фрикционного материала – песка. В чем разница? В том, что раньше дороги еще до снегопада посыпали реагентами, которые плавили выпавший снег и предотвращали образование снежного наката. Теперь же коммунальщики остались без помощника в виде реагентов, а как мы уже выяснили, у города нет достаточного количества техники и рабочей силы, чтобы в течение часа-двух после снегопада успеть смести снег с дорог до того, как автомобили укатают его. В итоге автомобили ездят не по асфальту, а по укатанному снегу или еще хуже – гололеду. Песок, который активно используют для решения проблемы (по данным на начало февраля, его израсходовали около 100 тысяч тонн), не помогает и помочь не может даже теоретически – при распределении на гололед он не увеличивает коэффициент сцепления колес с дорогой.
«По сути из «пиццы» убрали ингредиент, с которым не научились правильно работать — реагенты. Их использовали с грубейшими нарушениями технологии — сыпали в снег, превышали нормы распределения. Вместо того, чтобы применять в ограниченных количества в крайних случаях — их убрали совсем», - так объяснила ситуацию РБК Анна Шестаченко, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог.
В-третьих, вместо того чтобы исполнять нормативы, власть переписывает их
Существуют вполне конкретные стандарты уборки дорог и дворов от снега. Так, согласно требованиям ГОСТа 50597-2017, уже через три часа после снегопада на дорогах должен быть черный асфальт. Никакого снежного наката не допускается – это просто опасно! Но когда стало понятно, что убирать город по этим стандартам питерские коммунальные службы уже не могут, для них изменили правила благоустройства территории Санкт-Петербурга. Вместо чистого асфальта туда вписали возможность снежного наката, на нормы безопасности просто наплевав:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 года N 961
О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга
(с изменениями на 19 декабря 2017 года)
Раздел 4 Общие требования к зимней̆ уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства
П.4.2 допускает на усовершенствованных покрытиях по всей ширине проезжей части уплотненного снежного покрова толщиной 10 см, с колеей в 3 см и выбоин, глубиной 4 см.
П. 4.5 – снегочистка в снегопады начинается при выпадении снега не более 3 см.
Данные требования не соответствуют ГОСТу 50597, который вступит в силу с 1.09
8.10 Допускается наличие уплотненного снежного покрова (далее — УСП) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут.
8.13 В случае, если невозможно обеспечить соответствие участка дороги с УСП требованиям 8.6 и 8.10. ею эксплуатационное состояние должно соответствовать требованиям 8.1. и 8.2: На покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ no их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1: рыхлый и талый снег -3-4 часа, скользкость – 5 часов. Во время снегопада допускается рыхлый снег 1 см, талый 2 см.
Сейчас жилищный комитет Смольного пошел еще дальше и решил поменять еще и правила уборки внутриквартальных территорий, сделав их менее строгими. Нынешние правила предписывают следующее:
«Дорожки и внутриквартальные проезды должны быть очищены от снега и наледи до асфальта и бордюрного камня. При отсутствии усовершенствованных покрытий допускается уплотненный снежный накат».
Усовершенствованные покрытия – это покрытия из асфальтобетона, цементобетона, брусчатки, щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, то есть по сути большая часть покрытий. Так вот в новой редакции допускается, что даже на усовершенствованных покрытиях дорожек, тротуаров и проездов после уборки может оставаться снежный накат по всей ширине покрытия.
Вот так решают проблемы в Петербурге… В итоге даже несмотря на то, что уборщики и спецтехника трудятся круглые сутки, петербуржцы продолжают пробираться на работу через сугробы. И дело тут не в ГОСТах, которые слишком строги, ведь в Европе, в ее северной части типа Швеции и Финляндии, где зимы так же суровы, как и в России, приняты ровно такие же стандарты. И ничего, справляются. Или все же не совсем? Об этом я расскажу в следующих постах.