Свобода за Берлинской стеной: как люди рисковали жизнью ради капитализма
Социалистический лагерь был неоднородной территорией. В его зоне были места получше, были похуже. Такие социалистические страны, как Чехословакия, Болгария, ГДР считались райскими местечками. Туристические путёвки туда пользовались огромным спросом. Одежда и бытовая техника, произведённая в этих странах, была куда более популярна, чем сделанная в СССР. Качеству жизни социалистической Восточной Европы завидовали во всех остальных социалистических странах. Но через границу находилась капиталистическая Западная Европа. И европейцы, которым не повезло оказаться в соцлагере, с завистью посматривали через колючую проволоку на загнивающий капитализм. Одним из самых драматичных эпизодов столкновения капитализма и социализма стало строительство Берлинской стены.
После окончания Второй мировой войны Германия оказалась разделена между СССР, Великобританией, США и Францией. В 1949 году союзники объединяют свои зоны оккупации в единую Федеративную Республику Германию. В ответ СССР создаёт на подконтрольной территории Германскую Демократическую Республику. Западный Берлин оказался удивительной территорией, которая принадлежала ФРГ, но со всех сторон была окружён ГДР. Для снабжения этой части города были созданы специальные транспортные коридоры, по которым осуществлялась доставка грузов. До 1961 года границы между Западным и Восточным Берлином были довольно прозрачными. Граница протяжённостью 44,75 км проходила прямо по улицам, домам, каналам, реке Шпрее. Действовало почти 100 официальных пропускных пунктов и переходов и множество нелегальных путей. Каждый день границу между двумя государствами пересекали от 300 000 до 500 000 человек. Простые люди пользовались преимуществами двух систем. Восточные немцы охотно получали бесплатное образование в ГДР, а работали в Западном Берлине. Многие просто уходили через границу, окончательно покидая ГДР. Но долго так продолжаться не могло.
Танки приближаются к контрольно-пропускному пункту в Берлине, 1 января 1961 года
Холодная война набирала полную силу. Между Западом и Востоком нарастали политические противоречия. ГДР любой ценой хотела догнать и перегнать ФРГ, проводя непопулярную политику. И граждане бежали на запад. Только за 1961 год из ГДР сбежало более 200 000 восточных немцев. Более 30 000 человек – только за июль 1961-го. Бежали в основном молодые и квалифицированные специалисты, которые видели в ФРГ гораздо лучшие перспективы. В этих условиях руководство стран Варшавского договора проводит ряд совещаний, на которых принимается решение закрыть почти прозрачную границу в Берлине.
В ночь с 12 на 13 августа 1961 года к границе подошла строительная техника, и 25 000 военизированных рабочих начали в высоком темпе возводить укрепления. Боевые части ГДР и Советской армии в это время находились в состоянии повышенной боевой готовности, готовые пресекать "провокации". На утро 13 августа изумлённые жители Берлина увидели на границе где-то уже возведённые стены, где-то – заграждения или колючую проволоку. В отдельных местах ещё не было никаких физических препятствий, но уже была охрана, которая запрещала пересечение границы. Жители Восточного Берлина больше не могли попасть на привычную работу в Западном Берлине. Возле одного из пропускных пунктов у Бранденбургских ворот собралось несколько тысяч восточных немцев, которые требовали пропустить их в Западный Берлин. Несанкционированный митинг был разогнан, и для жителей Берлина наступила новая реальность.
Берлинская стена активно строилась и совершенствовалась до 1975 года. Стеной был окружён весь Западный Берлин. Претензии Запада были отвергнуты: стена строилась на социалистической территории, не заходя за границу. Общая её протяжённость составила 155 км, из которых 43,1 км проходили в городской черте. В 80-е стена состояла из 106 км бетонных стен со средней высотой 3,5 м, 66,5 км металлической сетки, 127,5 км сигнального ограждения под электрическим напряжением, 105,5 км земляных рвов. Было построено 302 сторожевых вышки. В отдельных местах были созданы противотанковые укрепления. На контрольно-следовой полосе можно было наткнуться на противопехотные мины и шипы. В 80-е годы, в период напряжённости отношений, к охране стены было добавлено около 3000 овчарок. Показательно было то, что все укрепления, все меры защиты были направлены против движения с востока на запад. С капиталистической стороны стена была глухим бетонным препятствием, которое использовали местные художники в качестве мольберта. Имелось 13 пограничных переходов, самыми знаменитыми из которых стали пункты Чарли, Альфа и Браво.
Безумие строительства стены проявилось и в социалистическом командном подходе. Граница стены прошла по старым картам и пересекала системы городских коммуникаций, дороги, метро, дома. Вход в здание мог располагаться в социалистическом государстве, а его окна – выходить уже "на капитализм". Стену возвели строго по первоначальной линии. Из-за этого появились замурованные окна домов. Часть домов вообще снесли, построив на их месте стену. Были разорваны телефонные линии. От водопровода и канализации избавиться не удалось, и в трубы были встроены мощные стальные решётки. Часть линий метро оказалась отрезана границей и перекрыта. Несколько станций метро из веток Западного Берлина оказались на территории Восточного. Поезда теперь следовали через них без остановок. Станции были законсервированы, и на них дежурили восточные пограничники.
Всё это было создано с целью прекратить отток людей из ГДР в ФРГ. Принятые меры помогли частично. Люди продолжали бежать от социализма, несмотря на все преграды, демонстрируя потрясающую фантазию и упорство. Первые побеги – через пока ещё строящуюся стену – начались с первых дней. Одним из самых знаменитых перебежчиков стал Ханс Конрад Шуман. 15 августа 1961 года он был отправлен на охрану перекрёстка улиц Руппинер-штрассе и Бернауэр-штрассе. Заграждение в этом месте на тот момент представляло собой колючую проволоку высотой 80 см. Солдат восточногерманской военизированной полиции Шуман примял заграждение ногой и под крики "Прыгай!" с западной стороны покинул Восточную Германию.
Противотанковые заграждения на Берлинской стене возникли не случайно. Люди при побеге использовали всю возможную технику. Особенно на первых порах, когда стена ещё только укреплялась. Таранили на грузовиках, автобусах, бронетранспортёрах, на катках для укладки асфальта. 5 декабря 1961 года 27-летний машинист поезда Гарри Детерлинг протаранил стену на "последнем поезде к свободе". Рельсы, разделённые стеной, ещё не были демонтированы, и Детерлинг, разогнав паровоз с восемью вагонами до 50 км/ч, протаранил наглухо закрытые железные ворота. Часть пассажиров "последнего поезда" участвовали в побеге сознательно. Другая часть была шокирована произошедшим и вернулась в ГДР к семьям.
Спустя полгода после рейса "поезда свободы" молодой англичанин вывез свою невесту из Восточной Германии в Западный Берлин, проскочив на кабриолете под шлагбаумом на КПП. Он специально приобрёл спортивный кабриолет с очень низкой посадкой и ослабил крепление лобового стекла. Уложив невесту на заднее сиденье, водитель подъехал к КПП, протаранил шлагбаум стеклом и втопил педаль газа. Растерявшиеся гэдээровские пограничники даже не успели сорвать с плеч автоматы. После этого побега были усилены шлагбаумы и перестроены КПП.
17 апреля 1963 года военнослужащий из ГДР Вольфганг Энгельс угнал БТР, разогнал его и попытался протаранить стену. Машина пробила стену, но застряла в ней и заглохла. Вольфганг вылез, но завяз в колючей проволоке. В него стреляли и дважды ранили. На другой стороне отдыхавшие в пивной западные немцы услышали выстрелы и бросились на улицу, где увидели раненого солдата, который наполовину был уже в ФРГ. Впоследствии Вольфганг рассказывал, что пришёл в себя за барной стойкой, увидел множество бутылок и, вспомнив скудный социалистический ассортимент, понял, что прорвался.
В феврале 1963 года соцлагерь покинул цирковой акробат Хорст Кляйн. Дождавшись отсутствия патруля, он залез на 19-метровый стол высоковольтной линии и на руках начал передвижение. Благодаря отменной физической подготовке и тому, что провода были отрезаны от электричества, акробат преодолел границу. Но до следующего столба добраться не смог и, сорвавшись, упал, сломав обе руки. Зато уже в Западном Берлине.
В СССР были популярны рассуждения о превосходстве социалистической науки над капиталистической. В определённой степени они оказалось были. Социализм прекрасно мотивировал людей создавать самодельные летательные аппараты для побега. 16 сентября 1979 года механик Ганс Стрельчик и каменщик Гюнтер Ветцель со своими жёнами сбежали на самодельном воздушном шаре. Старые баллоны пропана, куски брезента и старые простыни оказались подходящими элементами для создания летательного аппарата, который позволил пересечь границу. Побег физика Герхарда Вагнера оказался не столь успешным. Из фанеры, жести и двигателей от мотоциклов он собрал самодельный самолёт, на котором собирался бежать из ГДР вместе с женой и тремя сыновьями. На Вагнера донёс брат его жены, который был осведомителем госбезопасности. Семью арестовали незадолго до побега.
В 1973 году многократный чемпион ГДР по планеризму перелетел через границу на планере прямо во время первенства страны. А 26 мая 1989 года двое братьев Бетке на сверхлёгких самолётах Ikarus Fox похитили из ГДР своего третьего брата.
Гораздо более популярны оказались побеги под землёй. Люди рыли подкопы под Берлинской стеной. Рыли студенты, взрослые люди, старики и даже школьные классы. С помощью подкопов сбежало почти триста человек. Обычно эти эпизоды называют по количеству сбежавших: "подкоп двадцати восьми", "подкоп двадцати двух" и т.п.
18 мая 1962 года из ГДР сбежала группа пенсионеров, самому старшему из которых было более 80 лет. У престарелого предводителя по имени Макс всего в 20 метрах от стены находился курятник. За 16 дней крепкие старики прорыли тоннель длиной около 40 метров, высотой под 2 метра и шириной почти в полтора метра. После чего были приглашены родственники и знакомые. На вопрос, зачем было рыть тоннель такой высоты и ширины, один из стариков ответил, что они хотели выйти на свободу со своими жёнами непокорёнными и в комфорте.
Один из знаменитых подкопов – "подкоп пятидесяти семи". 40 человек полгода рыли проход на глубине 12 метров. Его длина составила около 150 метров. За две ночи 3-5 октября 1964 года сбежало 57 человек. Затем о подкопе узнал стукач, и к месту побега прибыли восточногерманские солдаты. Завязалась перестрелка, в результате которой был убит один из пограничников. Погибший был объявлен героем, павшим от рук империалистических диверсантов. После воссоединения Германии выяснилось, что убили его свои же товарищи. "Подкоп 57" был последним таким побегом. После него вдоль стены был сделан ров, затруднявший возможность подкопа.
У жителей Западного Берлина была возможность по специальным разрешениям въезжать на собственных автомобилях на территорию Восточного, чтобы повидать родственников. И это обстоятельство стало активно использоваться для вывоза людей. В машинах оборудовали специальные тайники, чтобы под капотом или в багажнике могли прятаться люди. Людей провозили в разнообразных коробках и чемоданах. Известность получил побег в рефрижераторе. Восточный немец Эрик Росс раз в неделю ездил на Запад. Его выпускали без проблем, потому что семья с восемью детьми находилась в заложниках. Осознавая последствия для родных в случае его побега, Росс решил сбежать со всей семьёй. Жена, дети и его брат были спрятаны между мясными тушами в рефрижераторе. Несколько маленьких детей были засунуты в мешки и подвешены на крюки. Побег оказался несложным: примелькавшегося водителя даже не стали проверять.
В первые годы, пока укрепления ещё возводились, были популярны побеги из домов, прилегающих к границе. Люди спускались из окон по верёвкам. Внизу на западной стороне дежурили люди с пожарными сетями, которые ловили восточных немцев, прыгающих с верхних этажей и крыш домов.
Кроме рискованных побегов, был и очень простой способ покинуть ГДР – за деньги. С 1964-го по 1989 год из Восточной Германии уехали в общей сложности 215 000 восточных немцев и 34 000 политзаключённых. Это обошлось Западной Германии в 2,7 млрд долларов.
Уже после объединения в архивах был найден письменный приказ от 1 октября 1973 года, который предписывал стрелять на поражение в любых беглецов, включая детей. По разным оценкам, при попытке сбежать было застрелено от 184 до 1245 человек. За попытку побега было арестовано более 3000 человек. Одной из самых знаменитых жертв стал Петер Фехтер. 18-летний каменщик из Восточного Берлина 17 августа 1962 года был ранен пограничниками при попытке перелезть через стену. Около часа он лежал у стены, пока не скончался от потери крови.
Всего с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года произошло 5075 успешных побегов, в том числе 574 случая дезертирства. В ночь с 9 на 10 ноября 1989 года Берлинская стена прекратила своё существование. Она ещё стояла, всё такая же прочная, но переходы были уже открыты. Соцлагерь не выдержал испытания временем. Большая часть Берлинской стены была разобрана и уничтожена, но часть осталась в качестве памятника эпохе. Эпохе, когда солдаты защищали границы государства не от внешних врагов, а от своих же граждан, которые, рискуя жизнью, пытались покинуть гигантский социалистический концлагерь.
Пост подготовил Алекс Кульманов
✈️ Друзья, я запустил путеводители по городам. В них я рассказываю о лучших местах с вином в Амстердаме, о шедеврах архитектуры в Берлине и правилах безопасности в Израиле. И конечно, в путеводителях много картинок — более 200 в каждом из них! Так что, если вы соскучились по постам из моих путешествий, выбирайте путеводитель на сайте.