Ilya Varlamov (varlamov.ru) wrote,
Ilya Varlamov
varlamov.ru

Category:

Как тебе такое, Роскосмос?


Фото: Wikipedia

21 июля 2011 года вернулся из своего последнего полёта в космос шаттл "Атлантис". С этого момента началась эпоха российского доминирования в космосе. Старые, но многократно проверенные, надёжные российские ракеты заняли нишу доставки космонавтов и астронавтов на МКС. Где-то скромно бороздили космос китайские священные челноки "Шэньчжоу", но оспорить лидерство России они не могли. Российские "Союзы" в течение восьми лет оставались главным средством доставки людей на орбиту, давая много поводов для гордости и насмешек над отсталыми американцами.

Американцы же не спешили сокращать своё отставание. Разработка космических кораблей нового поколения началась в США ещё в середине 2000-х годов, когда шаттлы ещё летали. Изначально предполагалось, что первые полёты новых кораблей состоятся в 2015 году. Но все американские компании, принимавшие участие в создании пилотируемых кораблей, постоянно сдвигали даты. Здесь любопытно вспомнить 50-60-е годы, когда СССР и США наперегонки рвались в космос. Тогда новые космические корабли создавались за считаные годы. С первого полёта американцев в космос до полёта на Луну прошло всего 8 лет. Сегодня же при имеющемся опыте, при прогрессе технологий создание новых космических кораблей тянется бесконечно долго, а даты пусков переносятся.

Американцев на протяжении почти десяти лет вполне устраивала закупка доставки астронавтов на МКС у России. В 2018 году стоимость отправки одного астронавта "Союзами" обходилась американским налогоплательщикам в 82 млн долларов. Только с октября 2014 года по октябрь 2017 года NASA заплатила Роскосмосу 935 млн долларов.

Надо заметить, что стоимость услуг Роскосмоса постоянно растёт, хотя для доставки используются всё те же"Союзы". Если в 2008 году место на "Союзе" для американского астронавта стоило 21,8 млн долларов, то в 2018-м – уже 82 миллиона. То есть собственные разработки США подстегнули в том числе и растущие аппетиты Роскосмоса. На программу развития частных пилотируемых космических кораблей было выделено более 8 млрд долларов. По расчётам, одно место на борту CST-100 Starliner и Dragon-2 будет стоить около 20 млн долларов. Семиместные космические корабли позволят увеличить экипаж МКС и улучшить исследовательские работы на станции.

И вот 2 марта 2019 года в 7:49:03 UTC стартовала миссия SpaceX DM-1. Космический корабль Crew Dragon (C201) был выведен на орбиту ракетой-носителем Falcon 9 FT Block 5. Первая ступень через десять минут после старта благополучно приземлилась на платформу 'Of Course I Still Love You' в Атлантическом океане в 492 км от стартовой площадки. На борту корабля Crew Dragon находился манекен Рипли в фирменном скафандре от SpaceX и 204 кг оборудования и продовольствия для МКС. Полная масса корабля составила 12 055 кг. 3 марта в 10:51 UTC состоялась автоматическая стыковка с Международной космической станцией. В настоящий момент космический корабль находится на орбите в составе МКС. Отстыковка и возвращение с приводнением в Атлантическом океане планируются 8 марта.


Фото: @spacex

На июль 2019 года запланирована миссия SpaceX DM-2 уже с астронавтами Бобом Бенкеном и Дагом Хёрли на борту. Она поставит точку в российском космическом доминировании.

А что тем временем происходит в России?


Роскосмос потихоньку превращается в посмешище со своими регулярными заявлениями об освоении Марса и Луны и строительстве сверхтяжёлых носителей, Национальных космических центров, переделке российского космического корабля "Федерация" из девочки в мальчика и т.д.

Неукротимый поток этих фантастических новостей хлещет на фоне деградации российской космической отрасли по всем позициям. И это сочетание обещаний прекрасного будущего и унылых реалий создаёт очень грустную атмосферу. 11 октября 2018 года произошла авария с российским космическим кораблём Союз МС-10. Это была первая авария с 1983 года. В декабре 2018 года к МКС успешно был доставлен Союз МС-11, но осадок остался. В 2017-2018 годах пришлось отправить на переборку 58 двигателей для ракет-носителей "Протон-М" и 16 для "Союзов" из-за обнаруженных в них дефектов. В конце февраля этого года руководитель Росгидромета Максим Яковенко заявил, что российская группировка метеоспутников "просто умерла".

Вообще, запуски спутников разной степени неудачности стали обыденностью. Что-то тонет, что теряется при старте, проблемы с выводом на орбиту или с функционированием космических аппаратов после вывода тоже не редкость. По данным ООН, в 2018 году Россия уже на третьем месте по количеству спутников на орбите. У США 830 спутников, у Китая – 280, у России – 147, у Японии – 75, у Великобритании и Индии по 54 спутника.

Несмотря на очевидные проблемы даже с советским космическим наследием, в России очень популярны рассуждения о том, что Илон Маск – талантливый пиарщик, мошенник, авантюрист и т.п. Компания SpaceX появилась 17 лет назад. За этот период она создала собственные грузовой и пилотируемый космические корабли многоразового использования, продемонстрировала возможность возврата и повторного использования первой ступени, создала сверхтяжёлую ракету-носитель. А ещё SpaceX уронила цены на космические перевозки. В России все эти годы донашивали советское наследие, не создав ничего нового. Но вместо того, чтобы решать проблемы с деградацией отрасли, в стране предпочитают разъяснять, почему Маск авантюрист и почему у него будут проблемы.


Фото: Wikipedia

"Здесь нет чего-то нового с точки зрения технологии, но действительно Маску (основатель и владелец SpaceX Илон Маск) посадка на опоры удалась первому. Это действительно выдающееся техническое достижение. Что касается экономики процесса, тут не всё однозначно. Экономии большой не происходит. Существенно утяжеляется конструкция первой ступени ракеты. В результате процентов на 20-30, а может и больше, уменьшается масса, выводимая такой ракеты, соответственно, вы теряете в деньгах. Плюс надо учитывать очень серьезные затраты на дефектацию ступеней перед следующим запуском и подготовку к следующему запуску. Именно на этом, кстати, погорел Space Shuttle. Как оказалось, эти затраты существенно превышают изготовление новой ступени".

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, эксперт Роскосмоса Андрей Ионин в 2015 году


Фото: Wikipedia

"Не могу утерпеть и немного не поязвить. Все эти ракетно-динамические, парашютные схемы, по сути, рождались у нас в стране, а потом американцы это все успешно реализовывали. То, что реализовал Маск, — это было много десятков лет назад рассмотрено и предложено нашими российскими учеными, инженерами и конструкторами".

Замгендиректора головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш Александр Медведев в 2018 году


Фото: @spacex

"Маск – это прежде всего PR-проект. Действительно, классный – может быть, самый лучший PR-проект в истории мирового бизнеса. Но он всё же больше про пыль в глаза, чем про реальные дела".

Директор по особым поручениям Госкорпорации "Ростех" Василий Бровко, март 2019 года


Фото: @spacex

Один из самых любимых в России аргументов против работы Маска звучит так: SpaceX – не совсем частная компания, ей платит государство. Чёртов Маск за счёт государственных дотаций вытесняет Россию с пускового рынка и вообще ведёт нечестную игру!

"Если вы посмотрите, по какой цене он продает "Фальконы" Пентагону и за сколько он выходит на рынок, то вы увидите чистый демпинг. Для того, чтобы выдавить Россию с этого рынка, он продаёт пуски от 40 до 50, иногда от 50 до 60 миллионов долларов. Ему доплачивают для того, чтобы он выходил на рынок с дешёвым продуктом. Маск талантливый инженер и замечательный пиарщик. Он умеет представить товар лицом, сделать конфетку из того, что... Ну, в общем, сделать конфетку. В ближайшем будущем Россия снова станет лидировать на рынке запусков полезных нагрузок в космос ракетами-носителями. В следующем году Россия проведёт второй запуск тяжёлой ракеты "Ангара", а с 2021 г. выйдет на их серийное производство. Мы вернёмся и станем снова первыми, я вам обещаю".

Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин


Фото: @spacex

"Нам приводят пример компании SpaсeX как очень удачную альтернативу в виде коммерческой компании. Мы утверждаем обратное. Во многом SpaсeX – это дело NASA. Конечно, за Маском стоит государство. Я не понимаю, почему это никому не очевидно. Все военные контракты, которые он получает по линии Пентагона, стоят в два раза дороже, чем то, что он предлагает на рынке, то есть на рынок он выходит по себестоимости, а иногда даже падает ниже себестоимости. Понятно, для чего – чтобы убить европейских и российских конкурентов".

Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин


Фото: Wikipedia

Весьма забавно слышать заявления, что SpaceX плохой, потому что работает на правительство США за правительственные деньги, от главы государственной компании, которая сидит в страшных долгах. SpaceX действительно работает на Дядю Сэма. За 10 лет на разработку своей главной ракеты-носителя Falcon 9, грузового корабля Dragon и пилотируемого Dragon 2 SpaceX получила от NASA $3,5 млрд. На сегодня компания имеет контракты на более чем 60 миссий — на сумму $7 млрд.


Фото: @spacex

Тем временем в России на 1 января 2018 года Счётная палата насчитала общую задолженность Роскосмоса в размере 228 млрд рублей. На днях были опубликованы не менее впечатляющие цифры затрат на создание российской ракеты "Ангара". "Ангара" создаётся с середины 90-х. До сих пор было осуществлено два испытательных пуска с имитаторами нагрузки. В ценах 2014 года на Ангару было потрачено 112 млрд рублей – это около 3 млрд долларов. Как тебе такое, Илон Маск?



Но вернёмся к пилотируемым космическим кораблям, в 2019 году ситуация с ними следующая.

У России летает и будет летать вечный советский хит – "Союз". Корабль претерпел множество модификаций. Было запущено уже 144 "Союза". Это одноразовый космический корабль массой 7,2 тонны, который доставляет на орбиту трёх человек. Хоть "Союз" и продолжает выполнять свои функции, он уже морально устарел. На смену ему приходят новые пилотируемые космические аппараты.



В России с 2009 года разрабатывается многоразовый корабль "Федерация". 14 тонн массы в околоземной конфигурации, до 20 тонн – в лунной. Большой внутренний объём (9 кубометров), экипаж до 6 космонавтов. На разработку "Федерации" с 2016 по 2025 годы выделяется почти 60 млрд рублей. Недавно было объявлено, что "Федерации" поменяют пол. Из космического корабля-девочки сделают космический корабль-мальчика. Уже прозвучали предложения назвать новый русский космический корабль словом "Федераст".



В США новых космических кораблей строится гораздо больше. Во-первых, это многоразовый Dragon V2 от SpaceX, который уже выполняет первый тестовый полёт: 12 тонн, до 7 астронавтов, до 10 полётов, до 7 суток автономного полёта, до двух лет в составе МКС. Предполагаемая стоимость доставки одного человека на орбиту – 20 млн долларов.

Компания Boeing делает свой космический корабль – CST-100 Starliner: 13 тонн, до 7 астронавтов, до 10 полётов, до 2,5 суток автономного полёта – это космическая маршрутка "до МКС и обратно". Первый испытательный полёт Starliner намечен на апрель 2019 года. Стоимость доставки астронавта – как у Dragon V2.

Рисунок


В январе 2018 года начал строиться корабль для первой пилотируемой миссии по программе "Орион". Тяжёлый космический корабль массой до 25 тонн создаётся в первую очередь для полётов за пределы околоземного пространства – к Луне, к астероидам, к Марсу.



По этим кратким описаниям очевидно, что США сегодня создают два космических корабля, Dragon V2 и CST-100 Starliner, с задачей доставки астронавтов на орбиту. На каждом смогут полететь до 7 человек, "билеты" обойдутся в $20 млн за человека. Роскосмос же продаёт места в тесных "Союзах" по 80 с лишним миллионов долларов.

Цифры (без эмоциональной пропаганды) хорошо показывают, что на самом деле представляют собой достижения SpaceX, в каком плачевном положении оказался Русский космос и каковы перспективы космического развития по обе стороны океана. Но, помимо технических и экономических фактов, есть ещё одна интересная оценка положения дел. В июле 2017 года у 10 тысяч пользователей сети "ВКонтакте" в возрасте 14–25 лет спросили, кто для них является примером для подражания. В топ-5 вошли Иисус Христос, Илон Маск и Владимир Путин.



В эти дни один из главных кумиров российской молодёжи убивает монополию России на пилотируемые космические запуски. У патриотов пока ещё остался РД-180. Но время не стоит на месте. Пять лет назад Россия была лидером по количеству космических стартов. Сегодня у неё третье место после Маска и Китая. Пока третье.

Пост подготовил Алекс Кульманов


На чём теперь будем осваивать космос?За космос! За Америку!

Просрали все полимеры, а виноват Илон Маск

Тень космонавтики"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"Как Илон Маск решил обмануть весь мир, но у него ничего не вышло

Во что превратилась космическая столица РоссииРогозин хочет нагадить в Москве

Космическая архитектура

Tags: Илон Маск, Космос, Роскосмос, Россия, США
Subscribe
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 445 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →